Дао разговорной программы - 10

Dec 15, 2012 13:14



Кто оценивает работу ведущего разговорной программы?

Все, разумеется, кто ее смотрят. Зрители, начальство, социологи. TNS «Gallup Media». Но по-настоящему оценить себя может только сам ведущий.
Только он понимает, что можно было задать вопросы лучше. Отреагировать быстрее. А вот здесь оговорился. А вот здесь замешкался. А вот этого просто не знал. Все, кто оценивает уже сделанную программу, могут сказать: хорошо, очень хорошо. Но только сам ведущий понимает, что могло быть лучше.

Узнаваемость телеведущих

И не только разговорных программ.
Конечно, хочется, чтобы тебя узнавали на улицах, потому что это «материальное» выражение рейтинга. Каждый телеведущий хочет, чтобы его смотрели, это желание - часть того, что заставляет выбирать именно эту работу. Узнаваемость ведущего - это доказательство того, что программу смотрят. Справка с печатью: молодец, хорошо работаешь! А если еще что-то хорошее скажут, то это просто счастье на целый день. Когда долго - несколько недель - нет никаких подтверждений того, что тебя смотрят и твои программы нравятся, начинается депрессия. Зачем работать, если никому это не нужно?
Конечно, узнаваемость может помочь. В жизни. В быту. Сотрудник ГАИ может ограничиться предупреждением. Но совершенно не обязательно. В магазине могут побояться подсунуть что-то не то, чтобы не связываться. Но совершенно не обязательно.
Неприятные стороны узнаваемости.
Меня первый раз узнали на улице так. Показали, что узнали, а я же этого ждал с нетерпением, когда начал работать на «Четвертом канале»: ну когда же это случится, когда же незнакомые люди узнают меня на улице, как настоящего телеведущего? Основное место работы тогда - «Студия город», городское разговорное радио, располагается в мэрии. Взял на почте толстую пачку газет, выписанных на редакцию. Иду через скверик возле площади 1905 года. Что-то там свое себе думаю. Может быть, о том, когда же меня узнают на улице. Утыкаюсь грудью в чью-то руку. Женщина, пьяненькая, смотрит не на меня, а не девочку лет восьми, которую держит за руку рукой, свободной от меня: «Вон программа „Стенд” идет, газет накупила, богатая, сука!»
Есть такая проблема. Все привыкли к тому, что при этом человеке, когда вот оно, его лицо, в телевизоре, можно говорить что угодно, делать что угодно. Есть, болтать, заниматься любовью. Иногда это отношение переносится в жизнь, и стоящие в очереди прямо за тобой тетеньки могут тебя обсуждать. Расстояние - полметра, меньше. «Да ну, маленький он какой-то, совершенно не смотрится».
Пьяной компании на улице бывало трудно объяснить, что политическим анализом в индивидуальном порядке никто не занимается.
Главное, есть ощущение «раздетости» и нет чувства анонимности. Что такое анонимность, понимаешь, только когда это чувство теряешь. Когда нельзя разбить витрину и убежать и, если не догнали, - свободен. Нет, это не есть моя мечта, просто для примера. Человек другой профессии везде, кроме дома и работы, мест, где его знают лично, сохраняет анонимность ровно до той минуты, когда милиция попросит его предъявить паспорт. Он анонимно покупает что угодно, анонимно сидит в ресторане с кем угодно. Анонимность - щит. Ну представьте, что у вас на шее табличка с именем и фамилией. Адресом и паспортными данными. Изменится поведение?
Нет, я это все не к тому, что пожалейте нас, «жизнь простого журналиста тяжела и неказиста». Не было бы плюсов больше, чем минусов, не работали бы. Это для студентов, чтобы понимали, что большие минусы тоже есть.

Время и телевизионные ведущие

На столе в студии «Стенда» ноутбук, всего две функции. По электронной почте приходят вопросы от зрителей. И часы. Немаленькое такое «окошечко» с часами, синхронизированными с часами в студии. Еще в «ухо» режиссер отсчитывает время, прошедшее от начала программы. Сначала шаг по две минуты, начиная с десяти минут эфира - по одной.
У телевизионных ведущих особые отношения со временем. Сложные.
Есть время начала программы. Фиксированное. Нужно успеть. Нужно, чтобы были готовы все сюжеты. Нужно, чтобы не опоздал гость. Отложить начало новостей минуток на десять, чтобы гость успел выехать из пробки, а репортер домонтировать сюжет, - нельзя.
Для нетелевизионных людей время - это плюс минус сколько-то минут.
«Что, он опаздывает? На сколько? Ничего, подождем». «Ой, мы не успеваем, дождитесь нас, мы скоро».
На телевидение - или сделали к началу программы, или все пропало.
А еще есть время, которое программа занимает в эфире. Хронометраж программы.
Нужно, чтобы все это время было заполнено. Сюжетами, разговором. Закончить раньше нельзя - будет дыра. А фильм после новостей должен начаться вовремя, иначе полетит вся «сетка». Значит, программный отдел поставит какой-нибудь музыкальный клип. А зрители уйдут на другие каналы. Нужно, чтобы были сюжеты для новостей, вопросы для гостя.
Но и «перебирать» нельзя. Кино должно начаться вовремя, как написано в телегиде. А есть интересные сюжеты, их придется выбросить. А есть важные вопросы, и их некогда задать. А если еще разговор идет не по принципу «спросить об этом, об этом и об этом», есть какой-то сценарий и на финал времени не остается - вообще чушь получится.
Так что у телевизионных ведущих, скажем так мягко, обостренное чувство времени.
Если у меня спросить «который час?», я отвечу с точностью до минуты. Если попросят: «Скажи точное время», то это будет примерно так: «Восемнадцать часов тридцать две минуты десять секунд… восемнадцать часов тридцать две минуты одиннадцать секунд… восемнадцать часов тридцать две минуты двенадцать секунд».

Из чего состоит работа ведущего разговорной программы?

Работа ведущего разговорной программы состоит из бесконечных попыток найти гостя для сегодняшнего эфира.

Самая короткая программа

Знаете какая?
Не разговорная конечно.
Сигналы точного времени, на радио. «Начало шестого сигнала...» Или седьмого? Все признаки: периодичность, определенное время в эфире (по-моему, когда-то даже в газетах, в программах радиопередач, печатали: «6.00 - сигналы точного времени»), передается информация: точное время. И все слушают, вернее слушали, смотрели на часы, подводили их.

Разговорные программы первичны

Мечта, счастье ведущего разговорной программы - это когда он не просто обсуждает с гостем событие, которое уже произошло, а когда событие происходит непосредственно в эфире. Если гость делает некое заявление.
Стандартная схема: сделал заявление - позвали, чтобы обсудить подробности.
Мечта: заявление делается в эфире.
Разговорная программа не идет за информационным поводом, а рождает информационный повод. Если программы новостей могут только сообщать новости, то разговорная программа может «сделать» новость. Которую потом перескажут программы новостей. Новостные программы по отношению к информации вторичны, разговорные - первичны. Уж извините…

Басаргин - кандидат в губернаторы

Пример.
Перед последними выборами губернатора Свердловской области - и хронологически последними, и вообще последними, потому что выборы губернаторов отменены, - полпредство думало: не выставить ли кандидатуру заместителя полпреда Виктора Басаргина? О том, что консультации идут, все знали. Об этом только и говорили. В определенных кругах. Потому что, если бы Басаргин пошел в губернаторы, это означало бы, что его поддерживает президент Владимир Путин. Не пойдет на выборы замполпреда, сотрудник Администрации президента без разрешения Администрации президента. Значит, Путин против Росселя, значит, или будет битва титанов, или Россель сдастся, но наверняка у нас будет новый губернатор.
Басаргин был приглашен в «Итоги недели». Ради одного вопроса. Тема разговора, заявленная: Путин встречается с губернаторами Уральского федерального округа, они там о чем-то скучном говорят, Басаргин присутствует и об этом рассказывает, о встрече Путина и губернаторов. Но это только повод. Басаргин был приглашен только для того, чтобы спросить: правда ли? Политическая общественность замерла в ожидании.
И тут случилось страшное. Для программы «Итоги недели». Путин на этой встрече сказал Росселю, не дословно: на выборах у вас все будет хорошо. Благословил практически.
Басаргин, зная, что я у него собираюсь спросить, попросил этого не делать.
Было не понятно пока, что означали слова президента, то ли оговорка, хотя какие у него оговорки, то ли действительно Путин решил поддержать Росселя, но тогда замполпреда никак не может против него идти.
Мы с генеральным директором Вячеславом Луговых долго объясняли, что ответ на этот вопрос - «правда ли?» - может быть любым, хоть «да», хоть «нет», хоть «без комментариев», хоть промолчать, хоть убежать. Но не задать его не могу. Это как самому себе выписать справку о профнепригодности. А отменить разговор мы не могли, другого гостя у нас не было, не успели бы позвать, была бы дыра в эфире.
В результате Виктор Федорович согласился, за что ему огромное спасибо. Вопрос был задан, Басаргин ответил очень уклончиво, но все-таки сказал: я об этом думаю. О том, чтобы пойти в губернаторы. Эти его слова месяца на полтора изменили политическую повестку дня. Его цитировали со ссылками на «Итоги недели». Событие родилось в эфире. Аналитическая программа не пошла за повесткой, а сформировала повестку.

интеревью, журналистика, дао разговорной программы

Previous post Next post
Up