Еда в Китае.
В общем, если коротко, то подтвердился старый принцип: чем грязнее, тем вкуснее.
Первая трапеза типа ужин, в первый вечер проистекала в совершенно туристическом ресторане, на суть которого явственно намекали витрины с сувенирами, между которыми осуществлялся вход. Отвезла нас в него наш гид, остается только догадываться, сколько процентов с нашего ужина она получила. Перед нами даже выступили с народными танцами - две девушки сделали несколько движений. Еда, в общем, без претензий, китайская еда как китайская еда. Заходили мы через пустой общий зал и уходили через пустой общий зал. За нами заведение явно собирались закрывать на клюшку. Но когда мы подъезжали к гостинице, я заметил - да, ее - уличную китайскую еду, к которой мы немедленно и направились. Это несколько прилавочков у перекрестка, на которых жарят лапшу, шашлычки, делают какие-то лепешки с начинкой. На эти мини-кухни типа, общий «зал»: несколько шатких обшарпанных пластиковых грязных столов с грязными пластиковыми табуретками, и кучами мусора между столами: использованную одноразовую посуду бросают тут же в несколько кучек. Кучи примерно по колено. Так вот, самое вкусное, что я (те, кто рискнул пробовать, думают так же) ел в этой поездке, была жаренная стеклянная лапша из этого гнезда антисанитарии. И что характерно, все живы. Что объяснимо, основная клиентура - окрестные жители, их перетравить, кто покупать-то будет?
Обед на второй день проходил в ресторанчике «для своих» в старом халупном районе куда мы попросили отвести нас в перерыве между встречами. За экзотикой поехали. Экзотика вот она. Умывальники - на улице - они же души, ванные и кухонные мойки, это потому что домикам за сто лет, когда строили водопровода и пр. не было, а когда появился, его некуда было впихнуть, внутрь: очень тесно. Поэтому все происходит на улице, дома только спят. Белье на улице сушат, негде дома, это явный символ Шанхая, такое ощущение, что они только и делают, что стирают.
Так вот, ели в ресторанчике явно не туристическом. Нашу группу с трудом впихнули за составленные столы на втором этаже. Сходить помыть руки (во всех смыслах) - общественный туалет за два квартала. Кстати, не такой страшный, как ожидаешь. Ноги мы складывали на мешки с китайским салатом, лежавшие под столом, потому что больше пихнуть их было некуда, всякая коммуникация прекратилась, после того, как ушли переводчицы. Попытки изображать животных, для дозаказа блюд, позорно провалились. Видимо, тут коровки и свинки говорят по-другому. А, одно слово общее вспомнили (кроме сесе - спасибо). Вспомнили, где родина чая и смогли таки объяснить, что «ча» пора уже нести. Это оказался зеленый, разумеется, но почему-то сладкий чай, который разливали в тончайшие - нет, не фарфоровые - пластиковые стаканчики, плавившиеся в руках. Но вкусно. А на тараканов внимания мы даже не обращали. Это была по вкусности трапеза номер два, после уличной лапши.
Последний обедоужин гастрономически ничем не выделялся, кроме того что нам не удалось заказать синюю - натурально - птицу, как на картинке, сказали: кончились.
И последний эпизод, не про еду, но он случился во время этого обедоужина. Переводчицы помогли нам заказать, как переводом заказа, так и объяснением что именно мы заказываем, и удалились. Через некоторое время и одну бутылку китайской водки официантка обратилась к одному из членов нашей делегации. Почему к нему, понятно, он был самый представительный, и единственный в костюме и галстуке. Обратилась на чистом то ли мандаринском диалекте, то ли кантонском, то ли местном, шанхайском. Мы все равно ничего не поняли. Немного посмеявшись нашей непонятливости, официантка отошла в сторонку и - (!) - написала записку, иероглифами! Ну так, разумеется, понятнее. Мы все дико ржали и советовали парню, что написать в ответ. Из всех вариантов было написано всего лишь «не понимаю». Потом нам объяснили, что писание записок, это не только с нами, и не чтобы очень странно. Диалекты китайского настолько отличаются друг от друга, что иногда им проще общаться письменно, общими для всех иероглифами. Другое дело, додуматься, писать иероглифами для очевидно иностранцев.
Организатор поездки: Агентство развития регионов.