Интервью "Деловому кварталу"

Oct 03, 2012 18:00

На «Четвертом канале» стартовал новый телевизионный сезон, одним из главных изменений в сетке вещания стал «переезд» программы «Стенд» на новое время.

Коллеги сразу охарактеризовали отправную точку 19.25 как «Новое время Енина».

- Евгений, с чем связаны изменения? За много лет «Стенд» уже получил свою аудиторию именно поздним вечером.
- В какой-то степени, это возвращение к истокам. «Стенд» когда-то выходил в семь вечера, потом переехал на девять, потом на полдвенадцатого, в поздний прайм. И получилась интересная штука. Рейтинг не то, что не упал, а даже подрос. Ну, понятно, что девять вечера это супер-пупер прайм, когда федеральные каналы лупят из главных калибров, в это время идут самые главные их сериалы, фильмы и так далее. И я между всем этим. Но для тех, кто телевизор ближе к двенадцати уже не смотрит, а в 9.30 на работе работает, программа как бы пропала. Теперь первый выход «Стенда» будет в 19.25. Слот в 23.30 остается, только теперь это будет повтор, повтор в 9.30 утром следующего дня тоже остается. Так что теперь мы закрываем все «поле»: прайм, поздний прайм, утро, для женщин, мужчин, бизнесменов, домохозяек, попадаем под все категории телевизионной аудитории.
- Изменение времени выхода как-то скажется на гостях программы?
- Напрямую - нет. Но я думаю, что половина выпусков теперь будет идти в прямом эфире. Стандартное время для записи гостей - с 17 до 18, или в 19.30. Последнее станет уже не записью, а прямым эфиром. В прочем, «Стенд» не монтируется, не «режется», так что внешне, для зрителей, прямой эфир и запись никак отличаться не будет, это наши внутренние технологические штучки.
Ну и еще одна возможность, если вдруг понадобится, теперь можно делать разные выпуски, с разными гостями в течение одного вечера.
- Нет опасения, что при таком режиме работы гости скоро закончатся?
- Поток гостей, что та вселенная, бесконечен. Точнее, бесконечен поток поводов поговорить и тем для разговоров. И случается каждый день миллион всего, и темы есть старше мамонтов. Любовь, смерть - сколько тысяч лет об этом люди говорят и все не наговорятся? Или дороги в Екатеринбурге, еще более старая и живая тема. А гости могут повторяться, есть в мэрии четыре - пять человек, способных что-то внятное сказать про дороги, будут чередоваться, ничего страшного, не в говорящих головах дело, а в том, что они говорят.
- По какому принципу гости попадают в программу?

- Да, собственно, один критерий - насколько это интересно зрителям. Мы же, телевидение, что производим? Внимание аудитории, это и есть наш продукт. Конечно, разные гости, разные темы, по-разному интересны. Есть универсальный, и, главное, абсолютно правдивый ответ на вопрос: почему именно этот человек сегодня вечером оказался в эфире «Четвертого канала». Применимо к любым гостям. Этот ответ: не нашлось никого лучше. Так что мы, разумеется, стараемся найти самого-самого, но показываем то, что получилось.
- Может ли на эфир попасть, что называется, не звезда? Не политик, не популярный актер, что для этого нужно сделать?
- Стать звездой. Или вляпаться во что-то. Каждый раз, когда мы показываем кого-то по телевизору, мы отвечаем на вопрос: «Почему мы показываем его?» Ответ на этот вопрос может подразумеваться, быть очевидным, как в случае со «звездой», не проговариваться вслух. А может и проговариваться: «Сегодня на «Стенде» такой-то, он …», - дальше идет объяснение, почему он. Ну, например, летел с Путиным на президентском самолете. Но должно быть что-то, что выделяет его из ровного ряда шести миллиардов потенциальных гостей «Стенда». Нельзя сказать, начиная программу: «Это Марьванна, ничем интересным она не отличается».
- Часто ли вам звонят люди с улицы и просят взять их в эфир?
- Бывает, наверное, что и с улицы, я не считаю сколько раз с улицы, сколько из помещения. Но кто проявляет инициативу - я зову гостя, или гость просится в эфир, это примерно пополам. Что совершенно нормально, я же не знаю обо всех событиях или всех интересных людях, приезжающих в наш город. Не обязательно я возьму, конечно, предложенного гостя, мнения о том, чья личность интересна всем телезрителям могут расходиться, но всем кто звонил, и будет звонить и предлагать гостей - большое спасибо.
- Какие условия должны быть обязательно выполнены, чтобы разговор в студии был интересен зрителю?
- Что в принципе, привлекает внимание зрителей? Персона гостя. То есть, кто говорит. Как он говорит, насколько интересно, красноречиво. Что он говорит. Насколько сообщаемая информация интересна сама по себе. Насколько она полезна. Ну вот, хотя бы что-то одно из этого должно быть, а лучше, конечно, чтобы все сразу.
- А что нужно, чтобы разговор был интересен вам, как ведущему?
- В общем, все то же самое, но желательно, чтобы человек был для меня новый, незнакомый. А, ну хорошо бы, чтобы он общаться умел. А это особое искусство, ведомое не всем. Когда общение идет на нескольких уровнях, из которых зрителю заметен только верхний. А так-то уровней до четырех бывало, доходило, с мастерами жанра.
- Интерес к любому гостю, который вы проявляете в эфире - это журналистский профессионализм или вам действительно интересно, о чем рассказывает гость?
- Вопрос о том, насколько талантливо я играю интерес? На самом деле это нельзя разделять, профессионализм предполагает искренний интерес к людям, к тому, что они говорят, к процессу общения. Если интерес пропадает - надо менять работу, потому что суть работы именно в общении.
- Идеальный гость, эдакий гость-мечта - кто это для вас?
- Евгений Куйвашев, в день своего назначения губернатором, играя на гармошке и отбивая чечетку, рассказывает, кого он возьмет в правительство, на сколько поднимет зарплату бюджетникам, перемежая все это свежими анекдотами. Да, забыл сказать важную вещь - в разговорной программе, в отличие от выпуска новостей, новости могут рождаться. В «новостях» они рождаться никак не могут, разве что на ведущего декорация упадет. А в «Стенде» могут, когда гость делает важное заявление, и это потом цитируют информационные агентства и радиостанции. Периодически это бывает, что не может не радовать.
- Боятся ли гости идти к вам на эфир? Вы задаете неожиданные вопросы, которые могут поставить гостя в тупик или гость знает ход беседы заранее и все неудобные вопросы с ним уже обговорены?
- Ой, что-то я делаю не так. Фраза стала стандартной: «Я к вам боялся/боялась идти, а все оказалось совсем не страшно, и даже наоборот». Определенно, что-то не так делаю. Списка вопросов, предварительного, как правило, нет. Но гость знает точно - о чем именно мы будем говорить, если есть несколько тем для разговора - знает про все. Неожиданные вопросы, конечно, бывают, сколько угодно, они же в процессе разговора рождаются, они и для меня самого не менее неожиданные, чем для гостя. Но у меня есть правило, я не готовлю какие-то тайные гадости. Если я с человеком не согласен, я это скажу до эфира. «Я считаю вас шарлатаном, попробуйте меня переубедить», и такое бывало. Согласен гость в таком режиме разговаривать, вперед, не согласен - ну, извините.
- «Стенду» больше 16 лет, для телевизионной программы это весьма уважаемый возраст. Насколько долговечны программы разговорного жанра?
- «Стенд» это разговорная программа в чистом виде, без наворотов, у него не спросит верблюжонок: «Зачем нам этот тюнинг в зоопарке», «Стенд» - элементарная частица жанра. А элементарные частицы, которым делиться не на что и не с кем, вечны, как вселенная. Пока людям интересно разговаривать, пока людям интересно слушать или подслушивать чужие разговоры, будут существовать разговорные программы.
- Недавняя поездка в Америку оказалась полезной в профессиональном плане?
- Поездка целиком и полностью была посвящена грядущим скоро выборам президента. Цель - поближе узнать страну и хорошенько порыться в избирательной системе США. Так что три недели встреч с политиками, учеными, журналистами. Шесть городов за три недели, Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Шарлот (в котором Обаму выдвигали в Президенты, а я наблюдал подготовку к этому), крошечные Хелена и Бозмэн в Монтане, это глубинка-глубинка, возле канадской границы, где на дверях муниципалитета надпись «С оружием вход воспрещен». Полезно это чрезвычайно, потому что мы постоянно сравниваем себя с Америкой, а после второй поездки и двух месяцев в сумме, проведенных в США, я могу сравнивать более-менее квалифицированно.
- Кроме работы на телевидении, что входит в круг ваших интересов?
- Книжки читаю. Нет, серьезно, при такой работе читать приходится много, и это необходимость. Если про хобби - дайвинг из «разок нырнуть в отпуске» превратился в самостоятельное занятие, и пару раз в год я летаю только и исключительно понырять. Фотографирую неплохо. Блог в «Живом Журнале» сколько-то времени отнимает.
- Выпущено две книги, есть желание продолжить?
- Есть аж шесть детских повестей. Издателя особо не искал, но все лежит в И-нете, желающие найдут. Написаны для дочери, так что качество гарантирую. В ближайшее время выйдет статья с простым, зато понятным названием «Как брать интервью», в УрФУ, на журфаке, или, как это теперь называется, «Департамент «Факультет журналистики». Ну а там посмотрим.

енин, деловой квартал

Previous post Next post
Up