Jul 08, 2011 14:52
Многочисленные массовые драки последнего времени, (см. Екатеринбург, Ленобласть) проходят по типовому сценарию. Бытовой конфликт между местными и неместными, неместные зовут на помощь земляков = массовая драка. Это конфликты не межнациональные, но с прочным национальным фундаментом. Причина - в диаспорах.
Создание диаспор, как и любых землячеств, процесс стихийный и естественный, людям свойственно группироваться по кодам «свой - чужой», а в случае с диаспорами есть такой мощнейший код как язык.
Один край спектра, например, землячество свердловчан в Москве. Есть общие воспоминания, общие знакомые, земляки как-то помогают друг другу в карьере, переночевать могут пустить. Но связи внешние сильнее внутренних связей в диаспоре. Другой край - диаспоры в Европе, с кварталами на 100% неевропейскими, где не действуют местные законы - полицейские туда не заезжают.
Национальные диаспоры в России далеки от европейского варианта, но движутся в туже сторону, просто потому, что увеличивается численность членов. При накоплении критической массы диаспора, как в Европе, может уже автономизироваться от местного населения. Ключевая особенность диаспоры - связи внутри диаспоры сильнее внешних связей. Причина краха европейского мультикультурализма в диаспорах, тут мы сошлись с Эмилем Паиным, одним из крупнейших специалистов в этом деле.
Диаспора - это сообщество чуждое местной культуре по определению. В диаспоре чужая, для места ее нахождения, культура мультиплицируется, что радовать не может. Диаспора тем прочнее, чем культура ее создавшая, дальше от культуры места обитания. Диаспоры русских эмигрантов в Европе и США, например, жили одно поколение, дети уже ассимилировались. А высшая ступень развития диаспоры - создание национального государства, см.: Косово.
Что полезного в диаспорах для принимающей стороны? Они возникают из-за критической разности культур и представляют собой чужеродное образование, что в этом полезного? На всякий случай - национальность тут вообще не причем, дело именно в культуре. Между тем, у нас существуют не стихийно сложившиеся, от безысходности, диаспоры, а вполне официальные - национально-культурные автономии. Которые, по крайней мере, до последнего времени, пестовались областными властями. В чем смысл их существования? Сохранение национальной культуры? Но культура отличная от местной уже создает разность потенциалов. Помощь соплеменникам? Но особое отношение и преференции по национальному признаку, это, по меньшей мере, странно, если эти преференции имеют официальный статус. Проведение национальных праздников? Прекрасно был проведен сабантуй. А кто-нибудь знает, кто лидер татарской диаспоры? Ее просто нет, потому, что нет разницы культур, диаспора - это заявление: мы чужаки, татары - не чужаки. А еще есть областной праздник День народов Среднего Урала. Который подчеркивает существование разных народов, а не одного, и их нерушимую дружбу. Но даже заявление о дружбе народов подразумевает возможность вражды.
Может быть, ошибаюсь, но мне кажется, что усилия государства должны быть направлены не на сохранение национальных различий, а на ассимиляцию. Чем меньше разность культур, тем удобнее для всех. Например, для начала, можно отказаться от официальных контактов с лидерами диаспор, которые их легитимизируют. Национальная кухня и танцы - факультативно, фольклорный вариант национальной культуры не создает культурный код.
сагра,
диаспоры