Вторая поездка в Израиль оказалась совершенно не похожей на
первую. В первый раз я был там с друзьями, второй - с родителями; тогда на Новый год, теперь - в самый разгар купального сезона; тогда всё было в новинку, теперь я уже сам в некотором смысле был гидом, показывая маме с папой места, в которых успел побывать а прошлый раз. Тем не менее, в этот раз географию удалось существенно расширить.
Вообще, глубоко ошибается тот, кто думает, что Израиль - маленькая страна, и на её осмотр недели хватит за глаза. Я сам раньше так думал. Не хватит, поверьте мне. И двух не хватит - даже если, как я делал оба раза, жить в Тель-Авиве и ежедневно мотаться на машине в разные места. Так что, если соберётесь в Израиль, планируйте время заранее. Мне вот явно придётся ехать в третий раз :)
Ну, что успел, то успел.
Для начала скажу, что на второй же день моего пребывания в стране у израильтян случился главный государственный праздник - Йом Киппур, который строго говоря, и не праздник вовсе, а
день поста, покаяния и отпущения грехов. Этакий шабат к квадрате, когда нельзя делать вообще ничего. Нельзя, например, работать - все кафе и рестораны закрыты, равно как и магазины, так что не повезло тому, кто не успел закупиться продуктами загодя.
Впрочем, есть тоже нельзя - с сумерек пятницы до заката субботы, до появления третьей звезды. Равно как нельзя пить, умываться, заниматься сексом и так далее. В том числе нажимать кнопки в лифте. То есть - внимание! - ездить на лифте можно, это работой не считается, а вот нажимать на кнопки уже нельзя - это работа. Так что лифты автоматически останавливаются на каждом этаже по дороге вверх, а потом так же, останавливаясь на каждом этаже, спускаются обратно на первый.
Конечно, соблюдают все эти жёсткие предписания только правоверные иудеи (впрочем, не нужно недооценивать их количество в еврейском государстве), однако одно правило работает железно для всех: в Йом Киппур - с вечера пятницы до вечера субботы - категорически нельзя ездить на машине. Стоит вся страна - даже аэропорты не принимают и не отправляют рейсы, потому что добраться ни до аэропорта, ни из него нет решительно никакой возможности.
Ровно на сутки Израиль превращается в пешеходное государство, единственным средством передвижения в котором служат велосипеды и скейтборды.
Единственное, чем можно заниматься в таких условиях, - так это валяться на пляже. Чем мы и занялись - благо, температура была хорошо за 30 градусов.
На следующий день, когда уже можно было снова сесть за руль, начались путешествия. Сначала мы отправились на сафари - одно из самых ярких впечатлений от первой поездки хотелось повторить. Я в целом не люблю зоопарки, но сафари - это совсем другое. Когда ты сам ездишь на машине среди животных, разгуливающих на воле, удовольствия получаешь несравнимо больше.
На сафари мы нащёлкали добрую сотню снимков. Особо интересущиеся могут посмотреть на
бегемотов,
хвостатых обезьян,
зебр,
львов и
страусов. Страус нападал на меня два года назад, так что в этот раз я их предусмотрительно объезжал. Зато теперь чуть не попал под копыта носорогу - в строгом соответствии со старой шуткой о том, что у носорога плохое зрение, но при весе в полторы тонны это не его проблемы.
Потом были
бамбуковая роща,
финиковые пальмы,
банановые плантации (обратите внимание, что на обеих картинках плоды висят уже в мешках, защищающих их от палящего солнца и облегчающих сбор),
грейпфрутовый сад и прочая и прочая. Вообще, процветающее сельское хозяйство пустынном Израиле - отдельная тема. Все прелести капельного орошения понимаешь только тогда, когда выезжаешь за пределы страны - хотя бы на палестинские территории (так, кстати, выглядит
разделительный барьер) - и видишь там преимущественно выжженную солнцем глину и каменные холмы.
Это Западный берег на подъезде к Мёртвому морю. Вообще говоря, ехать на Мёртвое море через Палестину меня дружно отговаривали все израильские знакомые. Но поскольку ехать в объезд означало делать крюк километров в 150-200, а прямая дорога через Иерусалим уже была опробована нами два года назад, я решил ехать напрямую. Что и вам советую.
Мёртвое море - уникальное природное явление. Расположенное
на 400 с лишним метров ниже уровня мирового океана, сверху оно как бы накрыто толстой атмосферной "подушкой" соляных испарений, полностью поглощающей вредное ультрафиолетовое излучение. Сгореть на Мёртвом море нельзя - даже если у вас очень светлая кожа. Зато можно вдоволь позагорать, обмазаться лечебной грязью, а главное - полежать на воде. Концентрация солей в воде Мёртвого моря так высока, что в нём довольно сложно принять вертикальное положение - тебя с силой
выталкивает на поверхность. Так что можно, как мой папа, просто лечь на воду, закурить и почитать газету.
Чего точно не стоит делать на Мёртвом море - так это погружаться под воду с головой. Соль мгновенно разъедает слизистые оболочки. Меня в прошлый раз угораздило побриться перед поездкой - даже свежевыбритая шея щипала так, что мама не горюй. Да, кстати, на противоположном, восточном берегу Мёртвого моря уже видна Иордания. Даже телефон ловит сети иорданских операторов.
Теперь, собственно, о святых местах. Наверное, верующему человеку в Израиле будет интереснее, чем мне: как-никак Иерусалим - центр сразу трёх мировых религий. Но даже атеисту, думаю, будет интересно хотя бы из культурологических соображений прислониться к Стене Плача и пройтись по
Виа Долороза по стопам Христа - в том, что евангельский Иисус имел исторический прототип сомневаться
практически не приходится, а уж влияние этого персонажа на мировую историю и культуру трудно переоценить.
Впрочем, именно в Иерусалиме ты начинаешь понимать, что географически библейская история как-то уж больно проста. Все масштабные события, случившиеся с момента казни Христа, оказывается, разворачивались на нескольких сотках территории храма Гроба Господня. Заходишь в храм: по правую руку у тебя лестница на Голгофу (по странному совпадению именно здесь, оказывается, был захоронен Адам), прямо по курсу - камень миропомазания, у которого непрерывно десятками ползают на коленях паломники (считается, что если потереть об этот камень одежду больного человека, он непременно выздоровеет), слева - проход непосредственно к пещере, куда, согласно Библии, положили тело Христа и откуда оно исчезло на третий день. В соседнем зале -
Пуп Земли, центр мира.
На Голгофе, надо сказать, у мамы произошёл очень характерный диалог с одной из туристок. На месте, где 1978 лет назад якобы стоял крест, сейчас установлена икона. Чтобы добраться до неё, нужно на карачках заползти в небольшую часовенку, к которой и стоит длинная вереница паломников, ждущих своей очереди, чтобы поползать по каменному полу.
"А зачем они туда ползут?" - удивлённо спросила у меня мама. Пока я думал, как бы попроще сформулировать ответ, ей ответила стоящая рядом женщина: "Там место, где стоял Животворящий Крест!" - значительно сказала она. "Это я всё понимаю, - сказала мама. - Но зачем они туда ползут-то?"
Если бы не элементарные правила приличия, я бы, наверное, заржал в голос от последовавшей за этим диалогом немой сцены. Мама искренне не понимала, зачем на карачках ползти туда, где стоял Животворящий Крест, а её собеседница искренне не понимала, как этого можно не понимать.
Так выглядит Ершалаим с Масличной горы - в нижней части фотографии хорошо видны зубцы крепостных стен Старого города. Оно и неудивительно: войны за Иерусалим велись на протяжении трёх последних тысячелетий (и фактически продолжаются по сей день - привет палестинской заявке в ООН!), так что город, переходивший из рук в руки, регулярно равняли с землёй. Слева за мечетью Аль-Акса находится Западная Стена, она же
Стена Плача - фрагмент опорных сооружений Храмовой горы и единственный уцелевший кусок Второго иудейского храма.
Храмовый комплекс самой Масличной горы - на самой верхней фотографии этого поста. Именно здесь располагался Гефсиманский сад, где Христос молился ночью после Тайной вечери и где был арестован римскими воинами и препровождён в город. Сейчас улицы Старого города - это один сплошной восточный базар, где каждый продавец норовит ухватить тебя за руку и
завести в свою лавку.
Куда мне удалось попасть впервые, так это на северо-восток страны, на озеро Киннерет, фигурирующее в Библии под названием Галилейское море. Именно в город Капернаум на севере озера отправился Иисус из Назарета, именно там он стал раввином с местной синагоге и именно там повстречал братьев-рыбаков Андрея (Первозванного) и Симона, наречённого Петром. Развалины синагоги, как и то, что осталось от дома Андрея и Петра, по-прежнему находятся в Капернауме, привлекая толпы паломников и туристов со всего мира.
И, да, конечно же, именно по водам Галилейского озера Иисус якобы
ходил аки по суху, путешествуя с апостолами в соседний город, где, как повествует Библия, на Горе Блаженств он накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, а затем произнёс Нагорную проповедь, в которой излагается суть нового учения и его отличие от Ветхого завета.
Впрочем ещё до этого Иисус успел смотаться на противоположный конец озера, к городу Кеннерет, и креститься там в водах Иордана. Сейчас христиане со всего мира приезжают туда, чтобы купить широкую белую рубаху,
зайти в воду в том же месте и "освежить" таинство крещения. На вопрос, зачем креститься вторично, паломники мне ответить затруднились. Видимо, Святой Дух в водах Иордана чуть святее, чем в других католических и православных приходах :)
Что ещё обязательно стоит посетить в Израиле - и что мне удалось только с третьей попытки - так это "Яд Вашем", музей Холокоста в Иерусалиме. Но про него я ещё обязательно напишу отдельно.
Единственное, что хочу рассказать здесь - так это как я его искал. Дело в том, что автонавигатор в моём телефоне был хорош всем (кстати, настоятельно рекомендую приложение Sygic - интернет в роуминге не ест, работает оффлайн по предварительно скачанным картам, маршрут прокладывает корректно, первые 10 дней бесплатно), кроме одного. Подавляющее большинство израильских названий фигурировало в нём на оригинальном языке и лишь самые крупные улицы дублировались по-английски. В результате проложить маршрут до Jerusalem Old City было несложно, а вот ни "Yad Vashem", ни "Яд Вашем", ни "Holocaust Museum" навигатор найти не мог.
Скажите, вам часто доводилось писать на иврите?
maxcrylov, к тебе вопрос не относится - ты, как мы знаем, "
сам понятия не имеешь, на скольких языках говоришь" (с) :)
В результате мне пришлось лезть в Википедию, смотреть, как пишется "Яд Вашем" на иврите (для особо интересующихся - יד ושם - читается справа налево), перерисовывать незнакомые закорючки на газетку и долго искать аналогичную последовательность символов в базе данных навигатора.
Самое интересное, что сработало - навигатор довёл меня ровно до ворот музея. Но в процессе поиска я не раз вспомнил арабского мальчика-официанта, который два года назад в Яффе, высунув язык от усердия, старательно перерисовывал латинские буквы из меню в наш счёт. По выражению лица парня было очевидно, что латиница ему понятна ничуть не больше, чем мне - арабская вязь.