В продолжение
предыдущего поста. Как совершенно справедливо заметил
chapcher, просмотр телепередач об очень толстых или очень глупых людях вполне можно отнести к жанру "поход в зоопарк". Раньше вон люди в цирк-шапито ходили на карликов смотреть или на женщину с бородой. Может быть, мне непонятно увлечение этими программами, потому что я ни в цирк, ни в зоопарк тоже ходить не люблю?
Это, на самом деле, отдельная и довольно интересная тема. Мне кажется, что секрет успеха таких программ в том, что большинство людей - и зрителей в том числе - любят смотреть, сравнивать и самоутверждаться.
Почему так популярен жуткий "Аншлаг"? Потому что там у людей есть возможность посмотреть и послушать тех, кто глупее их самих. Задорновское "ну, тупыыыыыыые" - простой, но гениальный ход: все мы любим осознавать себя умнее другого - хотя бы на подсознательном уровне. Даже если этот "другой" - чувак в телевизоре, даже если это объект его рассказа, всё равно это позволяет пережить ощущение: "ну, уж я бы на его месте повёл себя умнее".
"Минуту славы" или какой-нибудь "Экс-фактор" смотрят далеко не только и не столько для того, чтобы восхититься каким-нибудь врождённым талантом, сколько для того, чтобы поржать над бездарными конкурсантами. Подумать: "рождённый ползать, куда ты лезешь" и "даже я на его месте лучше бы спел/сплясал/спародировал/прошёлся колесом".
То же самое, по большому счёту, - с плохими новостями. Как известно, самыми высокими рейтингами пользуются криминальные программы, репортажи о катастрофах и стихийных бедствиях. Мне кажется, не в последнюю очередь, потому, что они дают зрителю возможность, с одной стороны, пережить уникальный опыт без угрозы для жизни, а с другой - сравнить себя с героями и успокоиться: "слава богу, у меня всё хорошо - вот люди, которым намного хуже, чем мне".
Самоутверждение за счёт сравнения с другими - мощнейший психологический фактор. Поэтому если раньше ходили посмотреть на карликов и женщину с бородой, то теперь телевидение поставляет зрителю разного рода ущербных персонажей в таких объёмах, чтобы при желании (а нём у зрителя недостатка уж точно нет!) можно было вполне окружить себя виртуальной референтной группой, заняв в ней достойное место. Создать многостороннюю иллюзию: "А ведь, по сравнению с другими, я ещё очень даже ничего!".
Другое дело - что всё это работает для людей, у которых, во-первых, не слишком хорошо с самооценкой, а во-вторых, которые сами болтаются на уровне середины шкалы - будь то уровень доходов, показатель IQ или BMI - или чуть ниже-выше.
Мне, например, не нужно смотреть "Аншлаг", чтобы увидеть людей глупее меня: я их каждый день вижу в огромных количествах. Равно как не будет красивая стройная девушка смотреть по телевизору на жирную, изо всех сил худеющую тётку: она их и так ежедневно видит вокруг.
Ей не нужно самоутверждаться. Ей не нужна иллюзия "со мной всё не так плохо, как могло бы быть" - потому что у неё есть аналогичная реальность. Она и так про себя всё знает. Но тут, конечно, колокол Гаусса работает в пользу телика...