Мой друг Юра давно обвиняет меня в антисемитизме. Тут надо оговориться, что Юра еврей, а это делает его особо чувствительным к вопросам сионизма, холокоста, арабо-израильского конфликта и прочим. Я же, в свою очередь, напротив, считаю себя в этих вопросах непредвзятым, а следовательно, значительно более объективным.
Я, например, страшно сказать, являюсь сторонником отмены уголовной ответственности за отрицание холокоста. При этом сам я холокост не отрицаю, но, тем не менее, признаю законное право людей сомневаться в чём бы то ни было, в том числе в существовании господа бога, в руководящей роли партии, в гелеоцентрической системе мира или в количестве евреев, уничтоженных в ходе Второй Мировой.
Дальше - больше. Сионизм я совершенно искренне считаю политикой, не слишком отличающейся от национализма. Необходимость существования еврейского государства обычно обосновывают тем, что на протяжении веков евреев преследовали в разных странах мира, и теперь им нужно место, где они будут чувствовать себя в безопасности. Fair enough. Только зачем для этого отдельная страна, к тому же упорно вылезающая за свои границы? Вопрос о границах сразу закрою, как и вопрос о том, насколько безопасно можно чувствовать себя в государстве Израиль: арабо-израильский конфликт - тема связанная, но отдельная, так что не будем в неё углубляться.
В ходе Второй мировой шло уничтожение не только евреев. Причём я даже не об уничтожении поляков, белорусов, украинцев и так далее - их, как это принято считать, уничтожали не целенаправленно, а так, заодно, в общем адовом котле. Но ведь шли и совершенно целенаправленные этнические и социальные чистки. Уничтожали цыган, уничтожали гомосексуалистов, уничтожали инвалидов - и никому из них почему-то не приходит в голову требовать к себе по этому поводу особого отношения или заявлять претензии на государственность.
После отмены рабства в Соединённых Штатах черные не заявили, что им нужно отдельное государство. Они продолжили жить, как жили раньше - только теперь свободными людьми. Да, на протяжении ещё почти ста лет продолжалась сегрегация, однако она была успешно преодолена, и сидящий в Овальном кабинете Барак Обама - самое яркое тому подтверждение. (Евреи, заметим в скобках, проводят политику сегрегации до сих пор и страшно гордятся существованием, к примеру, отдельных еврейских школ и университетов). Запершись после войны в своём отдельном государстве, сионисты только усилили противостояние, разделение на своих и чужих.
Понятие nation-state устарело ещё в XX веке - за счёт глобализации, интеграции производств, резкого скачка в развитии транспорта и, как следствие всего вышеперечисленного, массовых миграций. Хорошо это или плохо - отдельный вопрос, но в XXI веке существование государства, основным базовым элементом которого является национальность, мне представляется довольно диким.
Мой лучший друг - кореец по национальности, родившийся в Ташкенте и с подросткового возраста живущий в Томске, считает себя русским. И имеет все права гражданина России, как бы плохо ни обстояли в стране дела с национальной терпимостью. А вот когда еврей, приезжающий в Израиль, узнаёт, что
по израильским меркам он неправильный еврей, - это, на мой взгляд, чистой воды национализм, причём на государственном уровне. И попробуйте убедить меня, что это не так.
Четкое разделение на "наших" и "ваших", "своих" и "чужих", "правильных" и "неправильных", на мой взгляд, происходит из перекоса самовосприятия - построения собственной идентичности на основе одной из личностных характеристик (я об этом подробно
писал почти два года назад). Безусловно, национальность является важной составляющей идентичности, но уж никак не единственной, и даже не определяющей.
Продолжая начатую два года назад классификацию, "я - еврей" знает, что должен жениться на правильной еврейской девушке (вариант: выйти замуж за правильного еврейского мальчика), чтобы не расстроить маму, и получить хорошее образование, чтобы не опозорить папу; а также постоянно помнит, что его хочет уничтожить полмира, чувствует скрытую угрозу, оправдывает любые действия Израильского правительства тем, что страна находится в состоянии войны и вынуждена защищаться любыми способами, уверен, что холокост - самая страшная трагедия в истории человечества, и как личное оскорбление воспринимает анекдоты а-ля "Гитлер застрелился, когда ему пришёл счёт за газ".
Более того, как личное оскорбление воспринимаются и любые попытки просто усомниться в любом из вышеперечисленных догматичных постулатов: в глазах "оскорблённого" тут же появляется знакомое выражение "ах, ну вот, и ты туда же, так я и знал, все вы такие, никому нельзя верить" - а "обидчика" мгновенно записывают в антисемиты. Потому что "ты не еврей, и ты не понимаешь".
Не понимаю. В частности, не понимаю, почему, чтобы что-то понять, нужно непременно быть евреем. Чтобы понять, что роды - очень болезненный и травмоопасный процесс, не обязательно быть врачом-акушером, и уж точно не нужно быть женщиной.
И обвинений в антисемитизме не понимаю. Да, обсуждение "еврейского вопроса" меня совершенно не интересует на том простом основании, что я не вижу никакого вопроса. Потому что мне всё равно, еврей ты или нет. Точно так же как мне всё равно, с кем ты спишь, какого у тебя цвета кожа или любишь ли ты мятный чай.
Просто из мятного чая никто не делает культа.