Почему меня не интересует "еврейский вопрос"

Jul 24, 2010 13:36

Мой друг Юра давно обвиняет меня в антисемитизме. Тут надо оговориться, что Юра еврей, а это делает его особо чувствительным к вопросам сионизма, холокоста, арабо-израильского конфликта и прочим. Я же, в свою очередь, напротив, считаю себя в этих вопросах непредвзятым, а следовательно, значительно более объективным.

Я, например, страшно сказать, являюсь сторонником отмены уголовной ответственности за отрицание холокоста. При этом сам я холокост не отрицаю, но, тем не менее, признаю законное право людей сомневаться в чём бы то ни было, в том числе в существовании господа бога, в руководящей роли партии, в гелеоцентрической системе мира или в количестве евреев, уничтоженных в ходе Второй Мировой.

Дальше - больше. Сионизм я совершенно искренне считаю политикой, не слишком отличающейся от национализма. Необходимость существования еврейского государства обычно обосновывают тем, что на протяжении веков евреев преследовали в разных странах мира, и теперь им нужно место, где они будут чувствовать себя в безопасности. Fair enough. Только зачем для этого отдельная страна, к тому же упорно вылезающая за свои границы? Вопрос о границах сразу закрою, как и вопрос о том, насколько безопасно можно чувствовать себя в государстве Израиль: арабо-израильский конфликт - тема связанная, но отдельная, так что не будем в неё углубляться.

В ходе Второй мировой шло уничтожение не только евреев. Причём я даже не об уничтожении поляков, белорусов, украинцев и так далее - их, как это принято считать, уничтожали не целенаправленно, а так, заодно, в общем адовом котле. Но ведь шли и совершенно целенаправленные этнические и социальные чистки. Уничтожали цыган, уничтожали гомосексуалистов, уничтожали инвалидов - и никому из них почему-то не приходит в голову требовать к себе по этому поводу особого отношения или заявлять претензии на государственность.

После отмены рабства в Соединённых Штатах черные не заявили, что им нужно отдельное государство. Они продолжили жить, как жили раньше - только теперь свободными людьми. Да, на протяжении ещё почти ста лет продолжалась сегрегация, однако она была успешно преодолена, и сидящий в Овальном кабинете Барак Обама - самое яркое тому подтверждение. (Евреи, заметим в скобках, проводят политику сегрегации до сих пор и страшно гордятся существованием, к примеру, отдельных еврейских школ и университетов). Запершись после войны в своём отдельном государстве, сионисты только усилили противостояние, разделение на своих и чужих.

Понятие nation-state устарело ещё в XX веке - за счёт глобализации, интеграции производств, резкого скачка в развитии транспорта и, как следствие всего вышеперечисленного, массовых миграций. Хорошо это или плохо - отдельный вопрос, но в XXI веке существование государства, основным базовым элементом которого является национальность, мне представляется довольно диким.

Мой лучший друг - кореец по национальности, родившийся в Ташкенте и с подросткового возраста живущий в Томске, считает себя русским. И имеет все права гражданина России, как бы плохо ни обстояли в стране дела с национальной терпимостью. А вот когда еврей, приезжающий в Израиль, узнаёт, что по израильским меркам он неправильный еврей, - это, на мой взгляд, чистой воды национализм, причём на государственном уровне. И попробуйте убедить меня, что это не так.

Четкое разделение на "наших" и "ваших", "своих" и "чужих", "правильных" и "неправильных", на мой взгляд, происходит из перекоса самовосприятия - построения собственной идентичности на основе одной из личностных характеристик (я об этом подробно писал почти два года назад). Безусловно, национальность является важной составляющей идентичности, но уж никак не единственной, и даже не определяющей.

Продолжая начатую два года назад классификацию, "я - еврей" знает, что должен жениться на правильной еврейской девушке (вариант: выйти замуж за правильного еврейского мальчика), чтобы не расстроить маму, и получить хорошее образование, чтобы не опозорить папу; а также постоянно помнит, что его хочет уничтожить полмира, чувствует скрытую угрозу, оправдывает любые действия Израильского правительства тем, что страна находится в состоянии войны и вынуждена защищаться любыми способами, уверен, что холокост - самая страшная трагедия в истории человечества, и как личное оскорбление воспринимает анекдоты а-ля "Гитлер застрелился, когда ему пришёл счёт за газ".

Более того, как личное оскорбление воспринимаются и любые попытки просто усомниться в любом из вышеперечисленных догматичных постулатов: в глазах "оскорблённого" тут же появляется знакомое выражение "ах, ну вот, и ты туда же, так я и знал, все вы такие, никому нельзя верить" - а "обидчика" мгновенно записывают в антисемиты. Потому что "ты не еврей, и ты не понимаешь".

Не понимаю. В частности, не понимаю, почему, чтобы что-то понять, нужно непременно быть евреем. Чтобы понять, что роды - очень болезненный и травмоопасный процесс, не обязательно быть врачом-акушером, и уж точно не нужно быть женщиной.

И обвинений в антисемитизме не понимаю. Да, обсуждение "еврейского вопроса" меня совершенно не интересует на том простом основании, что я не вижу никакого вопроса. Потому что мне всё равно, еврей ты или нет. Точно так же как мне всё равно, с кем ты спишь, какого у тебя цвета кожа или любишь ли ты мятный чай.

Просто из мятного чая никто не делает культа.

conspiracy theories, religion, nations, humain rights, ищу референтную группу

Previous post Next post
Up