Френд
younot стала печатать фото сама:
Навеяло кучу воспоминаний о том, как сам с нетерпением ждал, когда высохнут пленки и субботы - чтобы в ночь запереться в ванной и... ПЕЧАТАТЬ!
И
вспоминая этот процесс - с запахом проявителя и фиксажа, мокрых фотографий - вдруг отчетливо понял разницу в качестве между нынешними фотографиями и теми, которые делали тогда.
Разница в трудозатратах - колоссальная, не говоря уже о том, что не всегда были в продаже нужные компоненты.
Были постоянные перебои со Свемой - одно время завалили уфимской (насколько помню) фотопленкой Тасма, но ужасна она была даже по тем временам.
Фотобумага - тоже, то есть она, то ее нет. В одном магазине может быть проявитель для бумаги, но запросто отсутствовать проявитель для пленки, а фиксаж - еще в третьем, в другом конце города.
Сам процесс разведения химикатов - хоть и не сложный, но требовал определенного терпения и возни.
Фотоувеличитель - стоил денег и требовал места.
И т.д.
Поэтому большое количество праздной публики отсеивалось, фотография была в разряде некоего фанатского сектантства, человек с фотоаппаратом сам по себе вызывал некоторый почет, а если уж от него хоть раз дожидались фотографий - он становился царем любого процесса - от домашней пьянки до партийного съезда.
На лице фотографа всегда можно увидеть следы пережитых трагедий - неописуемых по своему эмоциональному напряжению - драма упущенного мгновения, засвеченной пленки, передержанного кадра, забытой снять крышки...
Кто хоть раз пережил свою беспомощность перед заждавшейся публикой с немым вопросом в глазах - Ну, что, получилось? - тот уже никогда не будет таким, каким был раньше. Боль момента, как следует подкрепленная пацанскими пинками и плевками ( - А, ну, у него, как всегда...), боль утраты кадра навсегда изменит - и лицо, и мозг, и восприятие.
Еще, нажимая кнопку, вы всегда помните, что кадров у вас - всего 36, а пленок в кассетах - всего 3. и каждый кадр - как последний патрон. На кассеты вы будете бояться дышать, потому что малейшая щель загубит половину пленки. Каждая поломанная кассета - повод для самоедства и упреков, потому что плохими советскими железными завалены все магазины, а хорошую гэдэровскую - поди купи, она, если вдруг лежит на прилавке - дороже нашей.
Отснятая кассета вызывала трепет - как заряженная мина, как новорожденный ребенок, как доставленный на землю лунный грунт. Уронить, засветить отстнятую кассету мог только самый распоследний растяпа, я знаю, о чем говорю, за каждую букву отвечаю.
Сам процесс фотопечати - насквозь творческий. Выдержка кадра под фотоувеличителем, время проявки, время фиксации - каждый этап вносит неповторимость в каждый отпечаток, это волшебный процесс, это именно творчество - от слова "творить". Непередаваемо.
Сама фотография, отпечаток - это почти картина, в ней есть четкое ощущение работы.
Постоянная работа, опыт разочарований и радости от своего шедевра, повышенная собранность во время съемки - меняют мозг и лицо.
Например, у Рустема Агадамова все эти прошлые переживания есть и лично у меня вызывают уважение. А у, например, Зялта лицо переживания были совсем другие, с пленками не связанные. Он хороший нажимальщик кнопки, глаз у него хороший, вопросов по композиции не вызывает. Но, видимо, пережитые эмоции вносят какую-то поправку в кадр, в ракурс - и у Агадамова можно увидеть ИСТОРИЮ момента, а у Зялта ее ни было никогда. И у Темы - тоже.
Сейчас все свелось к нажатию кнопки, к паре движениям мышью, в самом ПРОЦЕССЕ нет натруженности, которая была в настоящем фотоПРОИЗВОДСТВЕ - поэтому у миллионов юных фотографов в кадре нет НИЧЕГО, кроме фиксации момента. Никто из них не пережил - ни радости первого проявленного кадра, ни горя утраченной пленки. В кадрах - пустота.
Флешки дают возможность сделать больше тысячи кадров за съемку, тут просто по теории вероятности штук 5 хороших наберется. Если еще в фотошопе/лайтруме убрать хьюсатурейшн в чб, то ты уже готовый артовый фотограф, выставки можешь делать.
Вот такая неожиданная куча букв с утра...