Эксгибиционист подкараулил женщину в лифте. Едва тронулись, он распахивает перед ней плащ, и предстает as is.
Женщина смотрит на его прибор:
- Ох! Яйца купить забыла!..
Вышел за стиральным порошком... и сходил на Караваджо.
Очередь - 1час 40 мин, на нашем, на морозе. Будем считать, это мое такое участие в митингах - в обоих сразу, а также во всех остальных на ближайшие 2 месяца вперед.
Про Караваджо.
Это, конечно же, непременно надо видеть живьем, никакая репродукция не передает ощущений от живых картин.
Дополнительным стимулом совершить
такой хадж в разгаре дубака был семинар по свету, на который я сходил на прошлой неделе. Оператор Александр.Носовский демонстрировал примеры постановки света в том числе и на картинах Караваджо, это пересеклось с моим давним интересом к картинам классиков - в начале славных дел, когда опыта съемок почти не было, именно анализ их композиций помог понять, что делать с камерой. Свет при таком анализе был для меня именно композиционным элементом.
Несколько лет назад, оказавшись в Третьяковке, из проходящей мимо экскурсии, краем уха услышал пару слов про сфумато, после этого свет стал для меня еще и элементом сюжета, в некоторых случаях - несущим не только вспомогательные функции (выделить персонаж или объект), но выполняющим роль "локомотива" сюжета. И, как раз сегодня пару таких примеров я на выставке и увидел.
Заодно это еще и заочный спор с экскурсоводами Пушкинки, потому как роль света и композиции картин Караваджо в их изложении была несколько иной.
Итак.
Христос в Эммаусе.
По трактовке экскурсоводов, здесь свет играет роль лишь как символ Веры - лицо Христа освещено ярче всех, остальные персонажи - это статисты. Например, в картине "Христос в Эммаусе" в варианте 1606 года (именно она сейчас представлена на выставке), расположенные справа персонажи - хозяин трактира и его жена - еще не узнали Христа, и поэтому изображены как случайные прохожие, практически не присутствующие в сюжете, это второстепенные персонажи.
По-моему, это слишком примитивная трактовка такой сложной картины.
Свет, безусловно, в картине имеет и такое значение - символ Веры. Поэтому расположение любого персонажа левее Христа делает этот персонаж ближе к Вере, чем сам Христос, свет на нем будет ярче.
При этом, если предположить, что персонаж будет смотреть в направлении Христа, то лицо будет затененным, освещенной будет спина, а значит - он стоит к Вере спиной, он ее не принимает, отвергает.
Очевидно, что такого расположения художник допустить не мог, иначе это исказило бы смысл картины.
Расположив "статистов" справа от Христа, художник решил несколько задач:
- они еще не узнали Христа, но свет Веры уже на них. Художник не расшифровывает, откуда на них свет - это свет от неприсутствующего явно в картине источника, или от самого Христа, но визуально свет именно от Христа, одновременно - как продолжение Света Веры;
- визуально "статисты" образовывают шлейф от лица Христа, т.е., это будущие последователи, я так думаю!(с);
- они устремлены к Вере - из тьмы к свету.
Христос:
- единственный персонаж, обращенный лицом к зрителю, главный герой сюжета, он обращается к зрителю;
- боковой свет подчеркивает уверенность в своей позиции, мужественность и готовность к любым испытаниям за Веру;
- самое освещенное лицо - носитель Веры;
- "статисты", расположенные за Ним освещены - светом Веры и светом Христа, Он - источник Веры;
- "статисты" смотрят ему во след - Он лидер Веры, их будущий лидер, после того, как они уверуют.
Персонаж перед Христом:
- визуальный "противовес" "статистам";
- по отношению к "статистам" он антагонист еще и во времени - он уже узнал Христа;
- несмотря на то, что к свету он обращен больше спиной, но лицом он обращен к Христу, он уже уверовал;
- визуально он перевешивает "статистов" - уверовавший сильнее неверующих.
Христос расположен левее центра картины, асимметрично, поэтому, несмотря на статичность его позы, неустойчивая композиция, которую он образует относительно всей картины делает Его главной движущей силой сюжета.
Две фигуры слева от центра - Христа и узнавшего - уравновешивают группу "статистов".
Таким образом, свет при такой трактовке - это не только один из ключевых героев сюжета, находящийся в равных правах с главным героем; роль света - гораздо сложнее, чем просто символ Веры. Художник подчинил свету всю композицию, располагая героев в их взаимоотношении не только к Христу, но к свету. И в этом, возможно, еще один смысл картины: Вера управляет людьми.
Можно убедиться, что вариант 1606 года композиционно совершеннее и тоньше варианта, написанного на 5 лет раньше:
Разумеется, это лишь мои версии, авторитетное и конструктивное осмысленное критическое мнение френдов-художников и искусствоведов приветствуются.
Завтра еще про "Бичевание Христа" поумничаю.