Четыре всадника детского апокалипсиса

May 25, 2024 13:31


- Ну, чего ты копаешься! Иди быстрей!
Малыш изо всех сил пытается успевать своими мелкими бегом за размашистыми шагами молодой мамы. Личико превращается в глаза, полные слёз и тревоги.

- Не видишь, я занят! - говорит молодой папа, на секунду отвлекаясь от смартфона к подбежавшей дочери-дошколёнку. На лице девочки радость моментально осыпается в печаль. - Я же говорил - если я читаю - не нужно меня отвлекать!
Дочь, опустив голову, плетётся в песочницу.





В дикой природе у детёнышей зверей возможны четыре сценария отлучения от родителей:
1. детёныш-зверёныш родился слабым и зверомама сама выталкивает его из норы или гнезда, сберегая ресурсы - еду и своё внимание - для здоровой части потомства. Слабый - значит не годен!
2. зверёныш получил травму, которую мама не может вылечить. Царапину она может зализать, а перелом - нет. Простудившегося малыша мама может отогреть, а от серьёзной болезни у неё таблеток нет. Немощный - не годен!
3. зверёныш отстал от мамы, уводившей потомство от угрозы. Или, к примеру, обезьяныш, уцепившийся за маму, не удержался, пока она скакала с пальмы на пальму. Хилый - не годен!
4. мать не вернулась в нору, в гнездо. Она погибла или, по каким-то причинам решила не возвращаться. Такое бывает в природе, например - она слаба и не может выкормить потомство. Табло загорается и в этом случае:
- Я не годен, поэтому мама меня бросила!

Во всех четырёх сценариях детёныши-зверёныши погибают - от голода, болезней или хищников.
Поэтому разлука с матерью - самый сильный страх у всех детёнышей. В их сознании чётко отпечатано - разлука=смерть.

Эволюция перенесла этот закон в сознание детей человека и до 6-7 лет мы находимся под сильнейшим его влиянием. Описанные выше сценарии - это и есть четыре всадника детского апокалипсиса.

Именно поэтому ребёнок может плакать, когда папа, а особенно - мама оставляет его в детском саду. Он уже знает - садик прекрасный, воспитательницы - прекрасные, друзья в группе - прекрасные, а игрушки - даже лучше, чем дома. А вот закроется дверь за мамой - и к горлу подступает комок, слёзы сами текут из глаз, а крохотное сознание заполняет неведомый страх, Доставшийся от зверей пласт психики включает в голове огромное табло - Я НЕ ГОДЕН! - и оно погружает его в ужас неотвратимой смерти.
Ребёнок не может ни выразить этот страх,ни осознать его природу, он просто парализован им.

- Ну, чего ты копаешься!.. - говорит мама.
- Я не успеваю за мамой! Я - НЕ ГОДЕН! - включается табло.
-...В садик опоздаем!
- Мама меня оставит! - Бушующий в его организме, в его голове гормональный коктейль страха обездвиживает его, лишает сил - он отстаёт от мамы! А в садике она меня оставит! Я НЕ ГОДЕН!

- Я занят!
- Я - НЕ ГОДНАЯ!

Эти всадники объясняют ещё один довольно распространённый феномен.

Условный Миша - прекрасный персонаж 5-6 лет - расхлопал чашку и не признаётся.
- Это не я! - кричит он, в негодовании и гневе. Глаза полны слёз, лицо - сама честность.
- Ну, как же не ты, если мы все всё видели!
- Это не я!
- А кто же?
- Маша! - пальчик Миши показывает на девочку, которая о существовании чашки узнала только после этого обвинения.
- Миша, почему ты врёшь?..
- Я не вру!..
И до бесконечности.

Почему Миша отказывается принять правду? Ведь - действительно! - он минуту назад разбил чашку, действительно - все всё видели и он сам - тоже видел, как у мамы широко раскрылись глаза, а папа попытался эту чашку поймать.

- Я не смог удержать чашку! Я НЕ ГОДЕН! Теперь мама меня бросит, выгонит! - бежит бегущая строка на его табло. И страх, нет - смертельный ужас! - заставляет его отрицать эту реальность!

Постепенно табло перестаёт выключаться, оно начинает гореть постоянно:
- У меня не получится решить эту задачу, Я НЕ ГОДНЫЙ!
- Я не смогу научиться, Я НЕ ГОДНАЯ!
- Я не справлюсь... Я не успею... Я не сделаю правильно...

Ребёнок постепенно вырастает во взрослого, а табло продолжает гореть, только горит оно всё ярче:
- Меня не возьмут на эту работу...
- Я не добьюсь хорошей зарплаты...
И ещё ярче:
- Я не понравлюсь ей...
- Он не полюбит меня...

- НЕ ГОДЕН! НЕ ГОДЕН! НЕ ГОДЕН!

Каждый раз, когда мой клиент говорит:
- У меня не получается карьера...
- Не могу отстоять свои интересы в переговорах...
- Не вижу своих перспектив...
И, наконец:
- Я не знаю, зачем жить, у меня нет цели...
Каждый раз, когда клиент говорит эти слова - мы начинаем искать, в какой момент у него загорелось то самое - НЕ ГОДЕН!

Это очень сложное расследование - иногда оно затрагивает историю нескольких предыдущих поколений клиента.

Почему он решил согласиться с этим вердиктом? И, самое главное - почему он себе его включил?
Да, это самое главное открытие - это не уставшая мама, спешащая после работы в домашний уют, включила ему это табло. И не папа, который изо всех сил пытается сосредоточиться на важной, не требующей отлагательства, переписке. Табло «Не годен» малыш, ощутив себя наедине с теми самыми всадниками, включает себе сам!

Мама привела малыша домой и вкусно накормила, значит - годен? А папа, завершив дела, ещё долго и с удовольствием играл с дочерью, значит - годная?

Вот такой трюк психики - одно огромное красное табло «НЕ ГОДЕН» моментально и надолго - иногда и на всю жизнь! - заслоняет множество маленьких зелёных транспарантов «ГОДЕН!».
Они действительно незаметны - вот эти повседневные маленькие знаки внимания родителей к малышам, поэтому эти знаки могут оказаться незаметными, рутинными, а значит - невоспринятыми, непонятыми - как пазлы, как осколки чего-то бОльшего, когда-то единого. А однажды запущенная тревога - особенно такого критического уровня! - она заметная, отнимает на себя значительную часть  внимание и обязательно трактует происходящие вокруг события и услышанные слова в свою пользу.

Постепенно выясняется - красное табло, оказывается, можно потушить. И мы - так же постепенно - на его месте начинаем собирать из множества маленьких зелёных пазлов одно большое, важнейшее, огромное - размером во всю внутреннюю Вселенную! - слово:
- ГОДЕН!

мозгоустройство, #родителиидети, #психология, мое!, психи-алогические, #психотерапия, психология

Previous post Next post
Up