Шестнадцатерично!

Dec 03, 2016 07:52

Читаю сейчас мемуары летчика-космонавта Г.М.Гречко, опять поражаюсь - на первобытной вычислительной технике умудрялись решать колоссальные задачи. Он упоминает арифмометр с моторчиком!

Ограниченные ресурсы всегда ставят перед необходимостью найти неведомый, неоткрытый ресурс. Он и выводит к успеху тем способом, мимо которого прошли остальные.
В качестве учебной дисциплины я непременно ввел бы в инженерных специальностях программирование на древних системах - это великолепная гимнастика для ума, серьезный тест на "инженерное выживание".



У меня самого был интересный опыт.
В институте на нашей специальности было очень много расчетных задач. Вернее сказать, на нашей специальности - прочность летательных аппаратов - по объему расчетных задач во всем институте у нас конкурентов было всего 2-3 специальности из порядка 20 факультетов.
На кафедре была своя вычислительная машина:
- несколько консолей и перфоратор в одной небольшой комнате;
- множество шумных шкафов с процессорами - в большом зале;
- принтер и столы с жесткими дисками - в третьем помещении.
Принтер по дизайну, габаритам и производимому шуму был неотличим от небольшого паровоза, даже в состоянии покоя в нем происходила активная жизнь и крутился маховик..
На расчеты курсовиков нам отводилось несколько пар в неделю. При этом машина часто висла, постоянно наблюдались истерики среди студентов, которые обнаруживали непонятные исчезновения уже полностью завершенных программ.
Как раз тогда появились первые программируемые калькуляторы "Электроника Б3-34", девайс с добрый кирпич и такого же веса, с узким дисплеем и стоимостью в инженерную зарплату. Но самое главное - у него была память на 96 ходов программы! Если калькулятор выключить - все стиралось, при включении надо было заносить снова.
В тот период я постоянно где-то работал - дворником, столяром, слесарем и т.д. Понемногу откладывая деньги, я таки купил этот калькулятор и... стал просчитывать институтские задачи быстрее одногруппников! Те ездили на факультетский ВЦ раз в неделю, зависели от капризов большого и сложного вычислительного организма, я имел возможность считать каждый день! По сути, я был первый фрилансер! ))
Я разбивал объем курсовика на промежуточные "эпизоды", записывал таблицу результатов, потом писал, отлаживал и запускал следующий программный "эпизод" - и понемногу продвигался.
Низкую произовдительность калькулятора компенсировало время - один просчет методом итераций он осиливал за 6-7 часов, утром я получал результат, записывал его на бумаге, вносил следующие данные, ставил на просчет и уходил в институт или на работу. вечером повторял процедуру и запускал машинку на ночь.
Иногда для этого приходилось вставать среди ночи.
Просчет выглядел комично сам по себе - при запуске программы на дисплейчике на долю секунды воспроизводилась текущая строка, срок было много. Машинка впадала в кому, моргала дисплейчиком и при некотором навыке можно было увидеть - правильно ли происходит просчет. Через какое-то время просчет завершался и на экране возникало число. В пяти ячейках памяти можно было извлечь дополнительные цифры.
Черепаха медленно, но верно обгоняла суетливого зайца.
Когда из-за посещаемости надо мной опять возникали хмурые тучи отчисления, я приносил на кафедру очередной какой-нибудь расчет прочности крыла методом краевых элементов в числе первых. Преподаватели открывали раздел текста программы, ожидая увидеть ФОРТРАН, обнаруживали там непонятные иероглифы (вдумайтесь!!!) шестнадцатеричного языка и в грустной ярости поднимали взор на меня. В оглушительно звучащей мхатовской паузе я доставал из портфеля неведому кибенематическую зверушку, демонстрировал принцип действия, объяснял алгоритм и запускал просчет короткой программы. Машинка коматозила пару минут, показывала несокрушаемые результаты, а я получал четверку-пятерку и выходил под стук собственных каблуков из аудитории числом под 10 не очень дружественно настроенных ко мне сотрудников кафедры.
Великолепный опыт был, до сих пор горжусь - я эту шайтан-машинку освоил, и использовал возможность, которую недооценили остальные.
Я не знаю, что ввели сейчас в ВУЗах вместо истории КПСС и политэкономики, наверняка какую-нибудь аналогичную муру. Вместо этого совершенно точно нужно ввести обязательный курс расчетов на логарифмической линейке и программируемом калькуляторе Электроника Б3-34.

мемуаррр!

Previous post Next post
Up