Патриотический диспут.

Mar 26, 2014 18:59

Очередная модная статья:
Патриотизм не имеет никакого применения, кроме военного. Это как затворная рамка от автомата, ее ни на что другое не употребишь.
http://www.snob.ru/profile/20736/blog/74068
По поводу которой возник диспут о пользе и вреде патриотизма.

Метафора о затворной раме точна, но она описывает лишь самую простую, самую попсовую и, одновременно, самую малозначимую составляющую от очень важного, большого и очень сложного понятия "патриотизм".
Один из моих дедов, который в Войну воевал на штурмовике Ил-2, рассказывал, что часто слышал в эфире последнее, что успевал крикнуть летчик. Штурмовики летали на маленьких высотах - 100-500м, парашюты на таких высотах не имели смысла, поэтому шансов, в случае попадания в мотор, у летчика не было, а были 2-3 секунды, за которые он мог успеть сказать самое важное в жизни.
Чаще всего - почти всегда! - кричали:
- За Родину, за Сталина!

И дело тут было не в пропаганде. Дело не в Сталине.

В этой короткой фразе - смысл того, о чем я никак не могу найти более точных слов.
- Все мы понимали про Сталина, половина родственников - сосланные, все мы видели, - сказал тогда дед. - И воевали мы не за него, а за страну, за своих, за тех, кто в тылу.

И если читать мемуары Б.Е.Чертока, который был одним из замов С.П.Королева и в течении каких-то 15 лет после войны они, по сути, создали нынешнюю космонавтику - боевые комплексы, пилотируемые корабли и станции, спутниковые системы - надолго обойдя по уровню решений самые передовые, промышленно более развитые страны... Люди о зарплате думали в последнюю очередь.

И если слушать песни тех лет - помнишь, Егор, мы Мазаева монтировали и обсуждали? - в этом всем ощущается что-то значительно более масштабное, чем затворная рама и воспитание пушечного мяса.
Что-то важное было в идее той страны, в идее, которая возникла, возможно, помимо воли большевиков.

- Давайте спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел!
(с).

В психологии есть понятие "фигура". В разных направлениях этой науки "фигура" имеет разные трактовки, но общее понятие - область сознания, в которой описан идеальный образ, с определенным набором специфических эмоциональных состояний. Например, есть фигура отца, фигура матери. Взаимоотношения с этими фигурами - степень их налаженности - может влиять на другие процессы рационального мышления и эмоционального ощущения, влиять на трактовки ситуаций и поступков. Причем, фигура может не иметь ничего общего с реальным "исполнителем роли".
Запросто может случиться вариант, когда, например, мать может быть монстром, но человек, испытывая потребность в материнской любви (которая задана фигурой), трактуя ее поведение, скажем, как реакцию на свои недостатки, вместо того, чтобы начать работать с матерью, выясняя причины ее жестокости (или искать эти чувства на стороне, налаживая отношения с другим носителем тех чувств, недостаток которых он ощущает), он может начать, скажем, худеть (видя свой недостаток в лишнем весе, которого может не быть), и т.д.

Крепко подозреваю, что должна быть и фигура страны, как метасемьи. Когда у человека налажен этот канал, он ощущает ответственность за общество - не только за конкретных любимых, известных ему людей, но и о тех, которых он, возможно, не узнает никогда. В таком, более сложном и развитом сознании, он начинает искать место не только отвечающее первичным потребностям, не только такое, где он может реализоваться максимально, но и такое, где он может своей реализацией принести максимальную пользу обществу.
Суть такой фигуры в том, что человек не может выжить без общества, и общество не может выжить без конкретных людей, это канал, через который индивид понимает текущее "коллективное бессознательное" состояние общества, в котором он существует, а "коллективное бессознательное" принимает от него его составляющую, его индивидуальное бессознательное.

Это тот самый канал, о котором писал Л.Толстой в "Войне и Мире", описывая силы, обусловившие появление Наполеона:
- Вдоль равнодействующих множества воль...

Такой человек в необходимый момент будет понимать, что его личная жизнь и его личная смерть - ничто по сравнению с общим благом, обе этих важных части его Пути - это важные части жизни Страны, его метасемьи.

И тогда становится очевидно, что летчик сгорал в самолете не за Сталина, не только за своих близких, которые были в тылу, а за Страну. Конструкторы, которые в течении многих лет спали по 4-5 часов в сутки, работали не за зарплату (конечно, и за нее тоже), не за медали (приятный бонус), а - за интересы своего Общества. И автор - композитор, поэт, художник - он тоже - не за зарплату, не за бонусы, а за Большую Идею Страны.

Если в сознании индивида помимо главной идеи своей личной жизни нет идеи Страны, которая станет Сверхидеей его личной жизни, то идея патриотизма в таком сознании разовьется не дальше стадного крика "Рассея вперде!". И такой персонаж даже не позаботится выкинуть свой бычок в урну, а на работе порученная ему гайка будет прикручена лишь бы отделаться. И, предполагаю, что и в реальном бою от него толку будет немного. Уверенно могу сказать - воспитание формирование патриота - задача куда более сложная, чем научить обывательские массы кричать рассеювперде.

Если же в сознании есть Сверхидея, если налажены взаимоотношения с фигурой метастаи, есть понимание ответственности за Страну - то мусор будет выкинут в урну не из-за того, что так когда-то научили старшие, не из-за страха наказания, а для того, чтобы другим людям было приятно после тебя. Работа не будет ограничена выполнением служебных обязанностей, а будет постоянный поиск решений - как сделать лучше, чтобы это было полезно и удобно всем, чтобы это была лучшая в мире гайка или ракета.

Нисколько не идеализирую СССР, но тогда все это неуловимо присутствовало, определенно к этому было стремление. Сейчас этого точно нет.
Опять же, крепко подозреваю, что у поколения, чье сознательное детство и юношество пришлось на конец 80-х и 90-е - на безыдейное время - отношения с фигурой страны не сформированы совсем, отсюда, среди прочего - затяжной инфантилизм, категоричность в высказывании собственных идей (не учитывается кто-либо, кроме себя) без попыток найти, понять и принять альтернативные (тем более - критические) мнения, феномен кидалтов, неприятие коллективных форм труда и сосуществования.

Поэтому, может получиться так, что я сейчас пытаюсь объяснить вкус устриц тем, кто их не пробовал.

Повторюсь, весь этот текст - это моя попытка осмыслить понятие "патриотизм", и это моя же гипотеза, которая подкреплена надеждой на то, что долгий инфантилизм закончится долгой зрелостью, которая неизбежно приведет каждого к необходимости осознать свою ответственность перед обществом, социумом.

философилия

Previous post Next post
Up