Авиационное подразделение ОДКБ - ответ на угрозы безопасности Евразии

May 06, 2013 13:23


Окружающий нас мир по-прежнему далек от спокойствия. Вопреки прекраснодушным фантазиям политиков рубежа 90-х годов прошлого века войны отнюдь не канули в прошлое. Более того, современность дает нам множество примеров, когда целый ряд государств с удивительной легкостью выбирает именно военное решение из всего арсенала средств и методов политики. Идет сознательное размывание того каркаса сдерживания агрессии, который был заложен в нормы международного права по итогам Второй мировой войны. Совет Безопасности ООН, увы, более не выступает надежной преградой на пути любителей «поиграть военными мускулами».

С учетом этих обстоятельств новая инициатива генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи по созданию многоцелевых авиационных сил выглядит вполне оправданной. Она вполне может найти свое место в ряду мер, которые принимает ОДКБ в последнее время по повышению эффективности работы этой военно-политической структуры. На самом деле - «все старо как мир». Веками при появлении военной угрозы политики, не важно как они назывались - вождями, князьями или президентами, действовали по трем основным направлениям. Во-первых, они проверяли арсеналы и при необходимости пополняли их новыми вооружениями. Во-вторых, объявляли сбор регулярных войск и ополчения. В-третьих, посылали гонцов за помощью к своим союзникам. В принципе при всем прогрессе человечества ничего не изменилось. Только вместо луков и мечей в арсеналах появились танки, истребители и ракеты.

Первые 10 лет после заключения 15 мая 1992 года в Ташкенте Договора о коллективной безопасности эта сфера наполнялась преимущественно политическими декларациями. Были обязательства по военному сотрудничеству, но не было создано адекватных механизмов. Только в 2002 году возникла Организация Договора о коллективной безопасности. С большим трудом ОДКБ пытается наладить реальное взаимодействие в сфере безопасности. Принимать патетические общеполитические декларации всегда куда проще, чем «наладить дисциплину в строю», но без последнего о боевой готовности не может быть и речи. И если ранее в 2006 году тому же Узбекистану позволяли восстановить членство в ОДКБ без присоединения ко всем действовавшим в этой структуре нормам, то в прошлом году очередной демарш Ташкента, надеявшегося лишь на приостановление своей деятельности, не прошел. Узбекистан предупредили, что его возвращение в ОДКБ отныне может произойти только при полном присоединении ко всем документам структуры.

Ответ на вопрос: «Для чего понадобился «авиационный кулак» ОДКБ?» - вполне очевиден. На самом деле и ранее никто не предполагал отказа от использования боевой авиации. Те же Коллективные силы быстрого развертывания ОДКБ планировалось перебрасывать в места развертывания при помощи военно-транспортной авиации. А известная российская база в киргизском Канте как раз и была сосредоточением авиационного подразделения поддержки Коллективных сил быстрого развертывания.

Однако, по всей видимости, решение создать многоцелевые авиационные силы ОДКБ было вызвано характером военных конфликтов последнего времени. Все крупные военные конфликты за полтора истекших десятилетия - это войны, в которых решающее слово было за боевой авиацией. Войны в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии - везде доминировала авиация как сила, способная решить самые сложные военные задачи. А если мы примем во внимание еще и условия рельефа местности, где могут развернуться потенциальные военные конфликты в зоне ответственности ОДКБ (Южный Кавказ и регион Памира), то ценность авиации возрастает многократно. В горных условиях зачастую выбить с перевалов закрепившегося там противника не под силу ни танкам, ни тем более мотопехотным подразделениям.

Далее

перспектива

Previous post Next post
Up