Оригинал взят у
alex_leshy в
Четвертый подход российского флота к строительству авианосцев на взгляд береговой крысы. Продолжение Начало читать тут. H.M.S. Dreadnought 1910 год.
Надо отметить, что советскому флоту не у кого оказалось "подсмотреть правильное решение". Отличники в лице США и Великобритании столкнулись с точно теми же проблемами. Так получилось, что, начав в 1906 году дредноутную гонку, Великобритания, с одной стороны, уже на старте вернула себе безраздельное господство на море, одномоментно списав в утиль все линейные броненосцы мира. А с другой - она запустила процесс, который уже к 1915 - 2020 годам привел к всю линейную тактику к глубочайшему системному кризису, наиболее наглядно проявившему себя в Ютландском морском сражении.
Авиабомба как замена снаряда главного калибра
Конечно, линкоры стали выглядеть очень грозно. Но по ту сторону прицела находились точно такие же бронированные монстры. Стало быть огромные средства и длительное время тратилось на создание сугубо одноразовых кораблей. Даже в самом идеальном случае, выжив в линейном бою, линкор оказывался на столько разбитым, что требовал длительного докового ремонта, по составу, объему и стоимости сопоставимому со строительством нового корабля того же класса. На протяжении этого времени государство, даже победившее, оказывалось как бы без флота совсем. По этой причине, спуская на воду монстров и всячески демонстрируя их мощь в мирное время, адмиралы старательно избегали генерального сражения в военное. Хотя и стремились к нему. Но, как шахматисты, долго и тщательно выбирая время, место, состав сил. Чтобы в решающий момент оказаться заведомо сильнее оппонента. Это было непростой задачей, так как противники еще в предвоенное время пристально следили друг за другом и стремились строить свои линкоры из расчета противостояния с конкретными линкорами потенциального врага. Война стала зеркальной. Пушки против пушек. В том самом Ютландском сражении корабли открыли огонь друг по другу с расстояния в 14 километров. Как в боксе. Хочешь достать до оппонента, должен подойти к нему на расстояние, на котором он может достать тебя. А там уже кто кого перетанцует.
Британский броненосец HMS Irresistible, после боя 18 марта 1915 года.
В этом смысле авианосцы расклад морского боя изменили принципиально. Когда, 7 декабря 1941 года, адмирал Ямомото пришел множить на ноль американский флот на Тихом океане, японская палубная авиация начала подъем в воздух за 230 морских миль (примерно за 400 километров) от Гавайских островов. В первой волне шли 130 ударных машин и 43 истребителя. Второй эшелон состоял из 167 самолетов, в том числе 35 истребителей. В ходе операции японцы потеряли только 29 самолетов всех типов. Потери США составили: 4 линкора (часть которых потом удалось восстановить), 2 эсминца, 1 минный заградитель. Еще 4 линкора, 3 легких крейсера и 1 эсминец получили серьезные повреждения. Кроме того, 188 самолетов оказались уничтожены полностью и еще 159 - в разной степени повреждены. Японцам не повезло, они не застали в гавани ни одного из базировавшихся там четырех американских авианосцев. В противном случае эти корабли пошли бы на дно в самую первую очередь. Но даже при достигнутом результате преимущество авианосца, как инструмента дистанционного поражения, стало очевидным.
Японские палубные самолеты готовятся к взлету.
С этого, собственно, и началась нынешняя слава авианосцев, как вершины эволюции морского оружия. Но за громом фанфар скрылись некоторые, на первый взгляд незначительные, моменты, в последствии оказавшиеся ключевыми. Дело в том, что на протяжении всей своей истории до 1945 года, авианосец воевал исключительно против морских целей. Их было много. Один лишь японский императорский флот на декабрь 1941 года насчитывал 10 линкоров, 9 авианосцев, 35 крейсеров, 103 эсминца и 74 подводные лодки. Однако действительно серьезными, требовавшими больших усилий, из них являлись лишь первые 19 вымпелов. Остальные палубная авиация топила достаточно легко. История с "Ямато" однозначно доказала: линкор любого размера и любого калибра своих главных орудий, гарантированно топится авиацией при вполне приемлемом уровне потерь самолетов.
Попадание бомбы в линкор "Ямато".
Против берега авианосцы в ту войну никогда всерьез не воевали. Бомбо-штурмовые удары по островам в Тихом океане по сути являлись налетами на корабль. Только большой и неподвижный. Но, по числу бортов и возможностям своей авиации все равно корабль. Обычно корабль против берега проигрывает. Всегда. Но остров не является полноценным "берегом". К тому же он неподвижен, что превращает однажды вскрытую цель в относительно легкий объект для сколь угодно многократного повторения ударов. В то время как авианосец может выпустить свои самолеты в одной точке океана, а принять в другой, отстоящей от первой эдак сотри на четыре километров. Таким образом, чтобы нанести ответный удар, авиации острова тот авианосец еще требуется в океане найти. Что в те времена являлось не совсем простой задачей.
Парадокс заключается в том, что серьезность этих двух моментов, похоже, в должной мере не ощутили и сами победители. Что, в мире кончились линкоры, а авианосцы есть теперь только у хороших парней? Так это же здорово! Чем авианосцы в новых условиях будут заниматься дальше? Как чем? Долбить сушу с моря, какие проблемы?! Если вдуматься, сэр, континент, это тот же остров, только несколько больших размеров.
Авианосец США "Лейте" (USS Leyte (CV-32) 1950 - 1952 год
Укрепиться в этом заблуждении флоту помогла война в Корее 1950 - 1953 годов. На протяжении почти трех лет американские авианосцы действовали в условиях почти практически чистой акватории, являясь единственными точками базирования авиации. Других аэродромов на полуострове у ВВС США практически не было. Не смотря на неоднозначность результата, США до сих пор пребывают в уверенности, что в этой войне они безусловно победили. Победа - штука двоякая. Гром фанфар не редко полностью скрывает собственные ошибки и недостатки. Необходимость "что-то менять" в стратегии использования авианосцев, появилась лишь после поражения Америке во вьетнамской войне. Да и то, не столько появилась, сколько создалось ощущение "чего-то идущего не совсем так".
Палуба американского авианосца, Корея, 28 сентября 1950 года.
Вьетнамская война (1965 - 1975) внешне очень напоминала корейскую. Разве что тяжелые бомбардировщики "Б-52" могли действовать с береговых авиабаз в Японии. Остальная авиация являлась палубной. ВМС США нарезали в Тонкинском заливе район размером 140 на 160 миль на удалении 40 - 80 миль от берега (морская миля - 1852 метра), назвали его Район «Янки» (в оригинале - «Yankee Station»), и запустили туда авианосцы 77-го оперативного соединения 7-го американского флота. Чуть позднее недалеко от "Янки" был сформирован похожий Район "Дикси". В каждом из этих районов одновременно "работали" от 2 до 4 ударных авианосцев. Трудились они с максимальной отдачей.
Авианосец "Энтерпрайз" (современное фото)
Например, авиагруппа АВУ "Энтерпрайз" в первый же день своей первой "вьетнамской командировки" произвела 125 боевых вылетов. На следующий - уже 165. Но это был рекорд. Средний рабочий день американского авианосца состоял из 130 - 135 самолето-вылетов. Так как "воевали все", то сразу оказалось незамеченным, что из 8 млн. тонн бомб, всего сброшенных авиацией всех видов принадлежности на Южный Вьетнам, 2,6 млн. пришлись на "сухопутные" В-52 (126615 самолето-вылетов, по 27 тонн за вылет). Для справки, вся британская бомбардировочная авиация за всю Вторую Мировую Войну сбросила 955 тыс. т. бомб. А тот же "Энтерпрайз" за те первые свои 125 вылетов сбросил всего 165 тонн или 1,3 тонны за вылет. За 13 тысяч самолето-вылетов всей этой "вьетнамской командировки" палубная авиация АВУ "Энтерпрайз" израсходовала только 9 тыс. тонн боеприпасов. Всего США на протяжении войны во Вьетнаме произвели 2 миллиона самолето-вылетов. Из которых на палубную авиацию приходится 60%, т.е. уже чуть больше половины.
Б-52 над Вьетнамом, каждая авиабомба весит 340 кг.
Военные, особенно американские флотские, аналитики того времени потом еще часто козыряли этой цифрой - 60%. Но оставляли за кадром целый ряд других факторов. Например отсутствие у ВВС США в регионе нормальной системы передового базирования авиации. С авиабазы на о. Гуам или других авиабаз в Японии, до Вьетнама с нормальной нагрузкой могли дотягивать только тяжелые бомбардировщики вроде Б-52. Легкие ударные машины, чтобы долететь до цели, вместо ракетно-бомбовой нагрузки должны были в основном нести подвесные топливные баки. Да и время реакции самолетов с авианосца, курсирующего в 50 морских милях от Вьетнама и самолетов, базирующихся аж в Японии (или хотя бы в Тайланде) отличалось кардинально. Но даже в таких идеальных условиях - только 60%. Причем (!) тут кроется одно небольшое жульничество. Указанные проценты не являются чисто флотскими. Они посчитаны исходя из суммирования объемов работы как собственной палубной авиации флота, так и авиации морской пехоты США, частично базировавшейся на тех же авианосцах, а частично - на берегу. Так что, если считать честно, доля авианосцев уже тогда не превышала 35 - 40%. А скорее всего была меньше.
Американский палубный многоцелевой истребитель F-4 Phantom
Советские специалисты эти цифры изучали весьма пристально. Результаты выходили не в пользу строительства собственных плавучих аэродромов для ВМФ СССР. Расчеты показывали, что в прибрежной зоне авианосное соединение гарантированно проигрывает в сражении с береговой авиацией. А в открытом море у подводных лодок шансы потопить авианосцы гораздо выше, чем у надводных кораблей. По крайней мере, до появления действительно дальнобойных ПКР морского базирования.
После окончания войны во Вьетнаме все последующие войны Америка вела в глубине континентов. Например, в Центральной Африке или в Афганистане. Континент с островом безусловно сравнивать можно, только это очень большой остров, ударить по которому с авианосца получается лишь в самый краюшек. К тому же, это, во-первых, дорого, во-вторых долго. С точно таким же успехом, с дозаправкой в воздухе, подходят самолеты обычных ВВС. А если договориться на счет аренды аэродромов в сопредельных странах, то и без летающих танкеров получится обойтись.
Заправка самолета в воздухе
Авианосцы спасла их былая слава. А также ряд небольших "островных операций", вроде высадки американцев на Гренаде (1983). Ни кто и не заметил, что она производилась фактически в идеальных условиях полного отсутствия какого-либо противодействия со стороны противника на море. А там, где сопротивление оказывалось хотя бы какое-то, как во время войны за Фолклендские острова (1982), авианосцы уже огребли вполне себе серьезно. Но тут повторилась "гавайская" история 1937 - 1938 года. С той разницей, что в начале ХХ века "никто не мог победить" линкоры, а в его конце "абсолютно непобедимыми" стали считаться авианосцы.
Почему же так случилось у англичан? Хм. Сэр, а где вы у англичан видели нормальные авианосцы? Это "Инвизибл" вы называете авианосцем? Или авиатранспорт "Атлантик Конвейер", который аргентинцы потопили? Чтобы не оказываться в такой досадной ситуации, сэр, надо сразу пользоваться правильными авианосцами нормальных размеров. Например, такими, как атомный ударный авианосец "Карл Винсон" (CVN-70). Водоизмещение 97 тыс. тонн. Длинна 332,8 метра. Авиагруппа - до 90 самолетов и вертолетов. Вещь! Цена всего 4,5 млрд. долларов. Как вам удобнее расплачиваться, наличными, чеком, карточкой или банковским переводом?
Атомный ударный авианосец "Карл Винсон" (CVN-70)
Правда позднее все-таки выяснился ряд любопытных нюансов, в значительной мере успокаивающих первоначальный восторг покупателя.
Во-первых, этим монстрам на море воевать не с кем. Авиагруппа оказывается вынуждена решать всего две задачи. ПВО соединения и ударов по наземным целям. Причем, в обоих случаях она не слишком хороша.
В части ПВО проблема в том, что одновременно в воздухе авианосец может постоянно держать как правило всего одно звено, т.е. только 4 машины. В том числе и такой монстр, как АВУ типа "Нимиц". В пятиминутной готовности к взлету на нем находятся только 2 самолета. Еще 2 - в пятнадцатиминутной. Остальные не менее чем в часовой (от 45 до 60 минут). А подлетное время ПКР, запущенной с дистанции в 300 километров и летящей со скоростью 450 - 600 м/с составляет 8 - 9 минут... Это значит, что даже вовремя вскрыв начало на себя атаки, современный авианосец успеет поднять в воздух максимум еще одну пару дежурных истребителей в дополнение к тем четырем самолетам воздушного патруля, которые уже находятся в воздухе. Дальше... или ордер от атаки отбился и выжил, или... абсолютно без разницы, сколько и каких самолетов помещалось на ангарной палубе авианосца, который сгорели и утонул.
Во-вторых, заявляемые в глянцевых рекламных буклетах ВМС США 20 секунд на вылет не то чтобы прямая лож, но как бы не вся картина. Через 20 секунд после первого, взлететь может лишь второй дежурный самолет, уже заранее стоящий на стартовой катапульте с предварительно запущенными и прогретыми двигателями. Но в таком состоянии машина может находиться не более 5 - 7 минут. После чего... или взлетать или выключать двигатель. Во втором случае повторный взлет возможен только спустя 5 минут. После того, как первая дежурная пара взлетела, установка и подготовка следующей занимает еще не менее 15 минут. Таким образом, при четырех работающих катапультах и максимальном напряжении сил, современный классический авианосец подымает в воздух авиагруппу примерно за один час. Всего 16 машин.
Нет, можно продолжить запуск и остальных 74-х, только это становится своего рода трудовым онанизмом. Так как начиная где-то с 75-й минуты первые взлетевшие самолеты потребуется сажать на заправку. Ну или сначала подымать в воздух заправщики и дозаправлять первые машины в полете, чтобы они дождались взлета последних. И даже в этом случае первые пару звеньев, кроме ракетно-бомбовой нагрузки, должны будут нести дополнительные топливные баки. Что в конечном счете минимум на треть сокращает заявленные в рекламных буклетах размеры эффективной загрузки самолета и его боевой радиус.
Словом, получается так, что задачу ПВО авианосец собственными силами решает достаточно слабо. Нет, он ее конечно решает. Но только против одиночных или небольших групповых целей. В общем, когда он изначально заведомо сильнее нападающего. Во всех остальных случаях... это тот же самый линкор, только с самолетами вместо орудий главного калибра. Авианосцы потому и никогда не ходят в одиночку, что самостоятельно против даже равного себе противника они отбиться не в состоянии. Требуется обязательная помощь кораблей сопровождения, на плечи которых как раз и ложится главная нагрузка по решению задачи ПВО, ПКО и ПЛО всего ордера.
Кстати, на счет ПВО/ПКО/ПЛО. Основным преимуществом американского авианосца сейчас являются не многоцелевые истребители, а палубные самолеты ДРЛО, способные патрулировать периметр ордера в радиусе 200 - 250 километров и собственным оборудованием обозревать пространство на удалении до 500 километров. Т.е. обнаруживать надводные и воздушные носители противокорабельных ракет заметно дальше боевого радиуса их ПКР. На столько дальше, чтобы успеть, во-первых, отстреляться собственными ракетами с кораблей, во-вторых оснастить и поднять в воздух собственную палубную авиацию. Это лишь в мирное время боевые корабли плавают друг у друга на виду и "демонстрируют флаг". В войне на море любое обнаружение противника автоматически означает его решительную атаку. Так вот, самолетов ДРЛО на борту авианосца обычно от 2 до 4 шт. И все. Причем развитие спутниковой группировки делает их уже не такими остро нужными, как в 70-е - 80-е годы прошлого века.
Эсминец УРО типа "Арли Берк"
А задачи ПЛО лучше всех решают вертолеты. Причем, обычно не палубные авианосные, а штатные бортовые противолодочные вертолеты крейсеров и эсминцев эскорта. Эсминцев значительно более дешевых, чем охраняемый авианосец. Повторюсь, цена АВУ "Джордж Буш" (последний в серии АВУ типа "Нимиц") составила 6,5 млрд. долларов. Усредненная цена одного эсминца типа "Арли Берк" - 1,25 млрд. долларов. В ордер охранения авианосной ударной группы обычно входит 1 - 2 ракетных крейсера типа "Тикондерога" (1,5 млрд. долл.) и 3 - 4 эсминца типа "Арли Берк". У них имеется 8 - 12 противолодочных вертолетов, как раз и выполняющих практически всю работу по поиску и уничтожению подводных лодок противника в зоне ответственности ордера АУГ. В этом самое примечательное то, что противолодочные вертолетоносцы, несущие только 10 - 16 вертолетов, оказываются безусловно эффективнее универсального авианосца, при куда меньшей стоимости и отсутствию необходимости иметь атомную силовую установку.
Таким образом, когда Леонид Ильич Брежнев назвал авианосцы классом безусловно агрессивных империалистических кораблей, он конечно тыкал пальцем в небо, но случайно попал точно в яблочко. Единственное назначение ударного атомного авианосца - наносить удары. Крайне желательно - "упреждающие".
Продолжение следует.