Оригинал взят у
alex_serdyuk в
ОБЛОМОВЩИНА И ОБЛОМОВЦЫПосле Августовской революции Россия полностью доверила американцам реформирование своей экономики. И даже шире - целой страны. Всей жизни.
И даже ещё шире - полностью доверила Западу мыслительную работу. Все идеи, лежащие в основе нашей жизни и государственной работы, - заёмные, импортные. Работу мысли Россия полностью перепоручила Западу. А ведь всякое действие начинается в мысли, она - корень и исток всего.
Когда-то Андропов произнёс знаменитую фразу: «Мы не знаем общества, в котором живём и работаем». Как помочь делу, он не сказал, не успел. И вот в 91-м было решено, что ничего и знать-то не надо: ОНИ, светочи и учителя, всё знают, они за нас решат. В общем, надо вернуться на дорогу цивилизации, сделать, как и они учат - и дело с концом.
Оригинал взят у
domestic_lynx в
ОБЛОМОВЩИНА И ОБЛОМОВЦЫ
Самое трудное - это думать. Кто пробовал - знает. Думать - в смысле находить выход из положения и достигать реального результата, а не просто перекатывать с ладони на ладонь гладенькие камушки готовых мыслей. Это-то как раз легко и просто, пляжное такое занятие. А вот если думать, как решить практическую задачу, то - трудно. Ещё не сразу и сообразишь, какую задачу решать. Может она и не задача вовсе, а решать надо совсем другую. Или она неверно сформулирована, а как верно и не разберёшь…
Потому и велик соблазн жить не своим, а чужим умом. Позвать велемудрых эдвайзеров и консультантов, чтоб научили, как жить. Как решать свои задачи. Оттого растёт и ширится во всём мире рынок консалтинговых услуг; иные граждане даже одёжу себе закупить не в силах без консультатнта по шопингу, не говоря уж о чём посерьёзнее. «Ведь всё знать нельзя, каждый должен заниматься своим делом, вот ты и занимайся, а уж мы тебе всё наладим и обустроим», - вкрадчиво нашёптывают все эти мириады платных советчиков.
И ведь нельзя сказать, чтобы они были уж совсем бесполезны. Какую-то - ограниченную - роль эти бесконечные советники и консультанты играют, но ими нужно уметь пользоваться. Главнейших правил, собственно, два: не давать им над собой воли и твёрдо понимать, чего ты хочешь достичь. Даже наоборот: во-первых, твёрдо понимать, чего ты хочешь достичь. Остальное - во-вторых, в третьих, в десятых. Хорошо бы ещё ознакомиться с плодами их высокоумия: ну, посмотреть на то, что получилось у других, которые уже воспользовались их советами. Но это уже высший пилотаж.
Если этого нет - толку не будет. Разведут тебя мудрецы на деньги и, в общем-то, правильно сделают: если ты не преследуешь и толком не осознаёшь свой интерес, то всегда найдётся тот, кто преследует свой. За твой счёт. Ещё, глядишь, и бизнес отнимут.
Это касается и небольшой компании, и большой страны.
Именно такая история произошла с постсоветской Россией четверть века назад и - что особенно прискорбно - продолжает происходить поныне. После Августовской революции Россия полностью доверила американцам реформирование своей экономики. И даже шире - целой страны. Всей жизни.
И даже ещё шире - полностью доверила Западу мыслительную работу. Все идеи, лежащие в основе нашей жизни и государственной работы, - заёмные, импортные. Работу мысли Россия полностью перепоручила Западу. А ведь всякое действие начинается в мысли, она - корень и исток всего.
Когда-то Андропов произнёс знаменитую фразу: «Мы не знаем общества, в котором живём и работаем». Как помочь делу, он не сказал, не успел. И вот в 91-м было решено, что ничего и знать-то не надо: ОНИ, светочи и учителя, всё знают, они за нас решат. В общем, надо вернуться на дорогу цивилизации, сделать, как и они учат - и дело с концом.
В те времена, чтобы парировать любые возражения, достаточно было произнести магическую фразу: «Во всех цивилизованных странах делается так» - и все тотчас почтительно умолкали. В результате произошло то, что в большом и малом неизменно происходит тогда, когда человек перестаёт заниматься своими делами, передоверяет их невесть кому и даже не пытается о них думать.
Произошло то, что должно было произойти: реформы были проведены не в интересах России, а в интересах Запада. И на Запад утекли и продолжают утекать наши ресурсы: минеральные, денежные, интеллектуальные. Всё сколько-нибудь ценное - от сырья до квалифицированных специалистов - прибирает к рукам Запад. И всё это элегантно и по всем правилам. Мы тут можем сколько угодно махать флагами и выкрикивать патриотические слоганы, а процесс-то идёт.
Существует масса версий, почему так произошло. Любят говорить о предательстве элит, о поражении в холодной войне, о системном кризисе экономики. Наверное, было и то, и это. Но настоящая, самая сущностная причина всех явлений, кажется мне, коренится в глубине человека. В данном случае - людей, принимающих государственные решения.
Откуда берётся это пагубная потребность довериться и передоверить?
Известный психоаналитик Эрик Фромм считал потребность в советчиках по всем вопросам проявлением перцептивной психологии - стремления получить все блага извне, а не в результате собственной активности. А я бы назвала по-нашему, по-русски - обломовщиной. «Слово это - обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, ” - писал по этому поводу забытый ныне Добролюбов. И он был прав. Что говорил незабвенный Илья Ильич проходимцу, который его едва не довёл до полного разорения? А вот что: “Да, я барин и делать ничего не умею! Делайте вы, если знаете, и помогите, если можете, а за труд возьмите себе что хотите: - на то наука!" Ровно с такими же словами мы подошли к западным светочам разума и прогресса. И уж они взяли за науку полной пригоршней - и продолжают брать. Наша зависимость от Запада только нарастает, и это объявлено объективным процессом глобализации. Сколько уж народов стонет под гнётом этой глобализации. После такой глобализации войны не надо.
Много ли они понимали - эти западные светочи в советском народном хозяйстве, как оно устроено, функционирует, управляется? Да ничего не понимали, и не особо скрывали это. Джеффри Сакс, лауреат нобелевской премии по экономике, не слишком таясь, рассказал в книжке «Конец бедности», как он и его товарищи консультировали команду Ельцина, а попросту - перестраивали российскую экономику на рыночный лад. Он прямо говорит: России и её хозяйства они не знали и думали, что это что-то вроде Польши, но в 16 раз больше.
Говорят, что это была вынужденная мера. А чем, позвольте полюбопытствовать, вынужденная? На момент начала реформ даже особого кризиса в экономике не было. Всё было как всегда, но, разумеется, требовалась работа по улучшению положения. Закон о кооперации открывал большие и конструктивные перспективы. «Надвигающийся голод», «продуктов осталось на неделю (месяц, полчаса)» - всё это были политические инсталляции и перфомансы. Это я могу сказать как работник торговли. После начала гайдаровских реформ всё немедленно появилось - буквально на следующий день. Значит, оно где-то было: чтобы привезти товары из-за границы, нужен месяц - со всеми процедурами: заказ, оплата, доставка, распределение по складам.
Так что вынуждена эта мера была одним - обломовщиной. Нежеланием заниматься своими делами. А это действует посильнее предательства. Вернее так: это оно и есть - предательство, предательство самих себя, своей жизни и интересов.
Меня часто подозревают в стремлении отгородиться от заграницы. Вовсе нет. Я с большим почтением отношусь к достижениям западной (а также и восточной) мысли. Народы постоянно обмениваются умственными достижениями. Даже русские матрёшки и итальянские макароны, которые считаются первейшими символами соответствующих народов, оказывается вовсе не ими придуманы. То и другое заимствовано в Китае. Но любая мысль, чтобы стать плодотворной - должна быть усвоена, переработана и творчески приспособлена к своей жизни. Она должна стать частью собственной мысли, обогатить и усилить её. Только при таком подходе чужие мысли нам не только не вредны, но и могут быть очень полезны.
К чему я об этом пишу?
У России появился шанс начать сбрасывать с себя умственное иго, которое прямиком ведёт к игу экономическому (не наоборот, как учит школярский истмат). И в этом нам, кажется, готов помочь Запад своими санкциями. Недавно прошла стороной очень важная информация. Депутат Госдумы Евгений Фёдоров готовит законопроект о списке т.н. «стран-агрессоров» - это те, что применяют санкции против России. И вот из этих стран, предлагает депутат, можно будет выгнать из России любую компанию.
И какие же компании предлагает Фёдоров в первую очередь выгнать? Консалтинговые!
Очень правильно. Во-первых, они стОят России 3 млрд долларов в год, а во-вторых (или, возможно, во-первых) они вкладывают в головы нашего руководства, кАк следует поступать, куда вкладывать деньги, а куда нет и т.п. Мы не вполне можем оценить их пагубную работу по промывке мозгов нашего руководства и высшего менеджмента - вернее сказать, не по промывке, а по загрязнению мозгов. Естественно, их идеи не на пользу России, а, очевидно, Америке. И это более, чем естественно. Я бы на их месте поступала точно так же. Но для нас, для России, привлекать наших геополитических противников к стратегическим решениям о том, как нам обустроить Россию - это всё равно что испрашивать у козла совета относительно капусты или приглашать лису к менеджменту курятника. Без них всё немедленно развалится? Нашим компаниям перестанут давать кредиты западные банки без аудита этих великих консультантов? Вот и хорошо! Пускай вкладывают прибыль в развитие, а не уводят её на тот же Запад, у которого кредитуются.
Ещё насущно необходимо выгнать иностранцев из системы образования. Это не так просто, потому что не всегда это заметно и очевидно, но - надо постараться. Наше экономическое образование - сплошь перепевы американского экономикса, социология, по сведениям, например известного социолога С.Г. Кара-Мурзы - полностью перепевы западной мысли 70-х годов. Высшая школа экономики нынче учит буквально всему - от журналистики до прикладной лингвистики. С чего бы такое рвение? Все диктаторы всегда стремились залучить на свою сторону молодёжь. Коллективный диктатор, что правит Россией, - хочет того же самого.
Вот на что ещё обратил внимание депутат Фёдоров. Оказывается (у нас всё как-то оказывается) стратегию для развития московского метрополитена делала консалтинговая компания McKinsey. Депутат считает, что они не предусмотрели достаточно контуров безопасности. Так это или не так - не знаю, а вот что пользоваться чужими мозгами - в высшей степени не безопасно - это бесспорно. Бывший киевский рабочий-кожевенник тов. Каганович как-то справился со стратегией, а мы всей силой государственной и технической мысли - ну, никак. Тов. Каганович, наверно, в гробу перевернулся, если до тех, дальних мест, где он нынче пребывает, дошло это известие.
Ницше писал когда-то, что не вокруг нового шума вращается мир, он вращается незаметно и бесшумно, а самые важные события проходят словно бы и незаметно. Так и об инициативе депутата Фёдорова никто не кричал и не трубил.
Но по тому, примут ли этот закон и, если примут, выгонят ли консалтинговые конторы, я сужу о том, начался ли долгий и трудный процесс нашего освобождения от западного морока и постепенного обретения суверенитета. Обретения себя. Если этот закон не будет принят и заболтается, значит, мы по-прежнему «холопы чужой мысли», по выражению В.Ключевского.
Мы вполне можем жить своим трудом и думать своим умом. Это не просто, но вполне посильно нашему многочисленному и вовсе не безрукому и не безголовому народу. Надо только отважиться и приступить к делу - «без отчаяния и без ребяческих надежд», как писал в статье «Что такое обломовщина» не изучаемый больше в школе Добролюбов. И правильно писал, даром что молодой был.