Празднование чешскими легионерами "Дня Сокола" в Омске 22 июня 1919 года

Apr 05, 2016 13:19

Оригинал взят у humus в Иностранная военная интервенция в России. Часть 2. Мятеж чехословацких легионеров. Вып 11 "День Соко

Найденная в Интернете статья может быть не совсем адекватная, но единственная на тему. То, что увлечение спортом и в частности гимнастикой было для чехов вещью весьма популярной свидетельствуют многочисленные фотографии из различных городов где задерживались легионеры. Вот сегодня я нашел целый сет на тему празнования чешскими легионерами "Дня Сокола" в Омске 22.06.1919 и неожиданно получился незапланированный выпуск.



В XIX в. Чехия входила в состав Австрийской Империи Габсбургов. Для того, чтобы выжить и сохра­нить свою национальную самобыт­ность, славянскую культуру, Чехам удалось найти способ оставаться Славянами и не ассимилировать­ся в немецкой среде. К началу вто­рой половины XIX в. Чехом из Пра­ги Мирославом Тыршем была раз­работана теория национального сопротивления онемечиванию и космополитизму. Теория стала переходить в практическую плос­кость, и в 1862г был создан «Союз соколов» в Праге. Он представлял собой отколовшееся чешское от­деление от немецких гимнасти­ческих союзов (ДТФ). С самого начала «соколы» носили подчёр­кнуто национально-политический характер, рассматривая гимнасти­ку лишь как основу для военно-политического воспитания Чехов в антигерманском духе. К концу 1862г М.Тыршем и его родствен­ником И.Фигнером было создано около 60-ти сокольских общи«, численность которых превышала 1200 членов. Эти яркие предста­вители Славянского народа по праву считаются теоретиками и основателями Сокольства в Евро­пе, а в дальнейшем и на других континентах Земного шара.


В 1864г Общество получило назва­ние «Пражские соколы», а позднее был создан Союз Славянских Со­колов (ССС).
Образ птицы сокол - это сим­вол мужского благородства, храб­рости, силы, ума, красоты и любви к свободе. Сокол был избран эм­блемой ещё и как противополож­ность австро-германским имперс­ким орлам -тяжеловатым, с топор­щащимися перьями; сокол изоб­ражался вниз головой, перевёрну­тым, т.е. пикирующим. Такая нео­бычная, нетрадиционная эмблема сразу давала возможность понять коренные, непримиримые разли­чия в политике чешских патрио­тов-националистов и Австрийской Империи.
Вторым этапом развития Со­кольского движения было образо­вание в 1869г Сокольского Союза Пражских дам и барышень, и в том же году произошло объединение Сокольских гимнастических об­ществ в Чешский Сокольский Союз (ЧОС). С начала 70-х годов XIX в. «соколы» стали вести актив­ную панславянскую пропаганду. Уже к 1871 г Соколы насчитывали в своих рядах более 13 тысяч че­ловек. После окончания победо­носной Русско-Турецкой войны (1877-78) начался период небыва­лого подъёма и роста славянско­го самосознания.


Несмотря на сложные полити­ко-экономические условия в стра­не, Чехам удалось провести пер­вый Сокольский слёт, которым ру­ководил М.Тырш. Для Чехов, не имеющих своей национальной ар­мии, этот слёт был воспринят как проявление национальной силы народа и его единения. Спустя три года, на третьем слёте ЧОС в 1882г впервые выступил сокольский батальон с военными упраж­нениями. В этот исторический мо­мент каждый Чех ощущал себя ча­стицей этого события, а все Соко­лы олицетворяли армию Родины. Упражнения по системе М.Тырша выполнялись синхронно, и это про­изводило неизгладимое впечатле­ние на присутствующих, их сердца переполняло чувство радости и гордости за сынов Отечества. Та­кое событие явилось причиной мощного притока свежих сил в сокольские организации, в которых проводилось системное обучение на научной социальной базе. С педагогической и медицинской точек зрения система Тырша дала мощный толчок развитию личнос­ти, её возвышенности духа, что в свою очередь явилось двигатель­ной силой всестороннего гармо­ничного становления гражданина патриота.


С началом Первой Мировой войны ССС был распущен как ан­тинемецкая организация. Таким образом. ССС с 1914 по 1918гг пришлось перейти на нелегаль­ное положение и временно обо­сноваться на территории США. В 1918-1920гг часть сокольского ру­ководства перешла со своими ча­стями на сторону России, подняла мятеж против советской власти в Поволжье, а в Сибири поддержа­ла Колчака, выступая под сокольс -кими знаменами в составе бело­гвардейских соединений. В те же годы Масарик и Бенеш, создав­шие Чехословацкую республику, не могли найти точки соприкос­новения с ультранационалисти­ческим сокольским руководством. И только в 1920г было образова­но Чехословацкое сокольство. Слёт, прошедший в том же году, ознаменовал собой конец борь­бы за свободу и объединение че­хословацкой нации. А в 1926г со­колы были утверждены на госу­дарственном уровне; в Европе к этому времени было более мил­лиона членов Сокольских органи­заций.


Концом деятельности соколов в Европе послужило начало Вто­рой Мировой войны в 1939г. Со­кольские организации были зап­рещены и распущены. Часть со­кольского руководства эмигриро­вала на Запад, вошла в состав во­енных частей, поддерживающих че­хословацкое правительство в Лон­доне. В 1948г ССС был запрещён в Чехословакии как реакционная организация. И только в 1990г Указом президента Гавела ССС был восстановлен в своих правах со своей традиционной символи­кой и атрибутикой.
Первое сокольское общество образовалось на Волыни в среде чешских колонистов в 1870г. Чешские соколы видели в России свою естественную Славянскую страну.


«Русское гимнастическое общество» было образовано в 1883г и начало налаживать доб­рососедские отношения с Чешс­кими соколами в обход прави­тельства прави­тельства России, которое враждеб­но относилось к идее создания в России Русского Сокольского дви­жения, боясь политических ослож­нений с Австро-Венгрией. Но, не взирая на запреты, в России об­разовывались гимнастические организации, во главе которых в большинстве случаев стояли чеш­ские соколы. К 1901 г в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве были со­зданы аналогичные спортивные общества. Признанием Европой Русского Сокольства явилось при­глашение в Прагу в качестве гос­тей делегатов от гимнастических обществ России на слёт соколов в 1902г. В течение пяти лет Пра­вительство России наблюдало за Соколами, и только в сентябре L907r, когда наступило время сво­бод после революции 1905-1907гг. сменившей Самодержавие на конституционную монархию (после известного Манифеста Им­ператора от 17 октября 1905г), по настоянию Председателя Совета Министров Петра Аркадьевича Сто­лыпина название «Сокол» было разрешено к повсеместному при­менению и поэтому стало возмож­ным переименовывать общества и кружки в общества «Сокол». Военное ведомство при создании «Главной офицерской гимнастической фехтовальной школы» в Москве у Манежной площади использовало сокольскую гимнасти­ческую систему М.Тырша, что полно­стью определило её всеобщее признание.





















































военная история, Омск 1910-е, Гражданская война, фотография

Previous post Next post
Up