Париж-Омск. История одного полёта 1926 года.

Jul 28, 2016 10:53

Оригинал взят у nickmix01 в Париж-Омск. История одного полёта 1926 года.



Сегодня разговоры об авиации и Омске, зачастую, сводятся к шуткам о международном аэропорту Фёдоровка. Но не всегда было так. У Омска интересная авиационная судьба - это и первый отечественный пассажирский реактивный Ту-104, и сталинские «шарашки», со всё тем же Алексеем Николаевичем Туполевым, и один из лучших истребителей Второй мировой войны Як-9.

Но есть ещё один интересный момент в судьбе Омска, связанный с международными перелётами. В 20-е и 30-е годы прошлого века дальние, рекордные перелёты были, своего рода, модным трендом. Дальние перелёты, рекорды скорости, высоты полёта - всем этим были наполнены иллюстрированные журналы, газеты, радио и новостные ленты всего мира. Перелёты совершали американцы, англичане, французы, итальянцы, немцы и, естественно, пытались не отставать и советские пилоты (СССР старался показать миру, что первая республика рабочих и крестьян может быть уж, по крайней мере, не хуже других). Чарльз Линдберг, Валерий Чкалов, Амелия Эрхарт - имена, знакомые многим, если не всем, но едва ли в России широко известны Люсьен Жирьи и Франсуа Анри Дордильи. Но именно эти два последних лётчика и являются связующим звеном между историей Омска и рекордными трансконтинентальными перелётами.

Французская авиация в то время была (или считала себя) одним из лидеров авиастроения и старалась показать это всему просвещенному сообществу. В 1922 году французской авиастроительной компанией Breguet (не стоит её путать с известной одноименной часовой маркой), принадлежащей пионеру воздухоплавания - Луи Шарлю Бреге, был создан лёгкий бомбардировщик-биплан Breguet XIX. Самолёт не отличался ни высокой скоростью, ни высотными характеристиками, зато был построен не из дерева, а из дюралюминия. Даже часть обшивки была не из привычного тогда перкаля (хлопчатобумажной ткани, пропитанной различными лаками), а из гофрированного алюминия. Кроме того, самолёт был достаточно надёжен и прост в эксплуатации было выпущено более 2700 экземпляров. Экипаж состоял из двух человек - командира и лётчика-наблюдателя. Наряду с военной строились гражданские версии самолёта и, даже "Гран рейд" (Br.19GR), баки которых вмещали в 7 раз больше топлива, чем стандартная версия, что позволяло совершать дальние перелёты. Именно эти версии начали использоваться для установки рекордов дальности перелётов - в Токио, Шанхай, Леопольдвиль (Киншасу).

И вот в 1926 году капитану авиации Люсьену Жирьи (Lucien Girier) и лейтенанту Франсуа Анри Дордильи (François Dordilly) пришла идея совершить дальний беспосадочный перелёт в экзотический СССР, с которым недавно были установлены дипломатические отношения. В качестве точки отправления был избран парижский аэропорт Ле Бурже, а точкой назначения - ОМСК. К полёту был подготовлен Breguet XIX 1685 GR.


Карта перелёта Париж-Омск

14 июля 1926 года, в 5-30 утра запускается 12-цилиндровый двигатель «Hispano-Suiza», мощностью 500 л.с. Капитан Жирьи заявляет - «Мы хотим прибыть в Омск!» и самолёт отрывается от земли. В 05-45 под крылом самолёта уже пейзажи Франции - Реймс, Арденны, в половине восьмого утра самолёт уже проносится над широким Рейном, затем пересекает Саксонию. 13-30 - под крылом самолёта прекрасная Висла, Жирьи и Дордильи пролетают тридцатью километрами южнее Варшавы (оставляя вне поле зрения крепостные сооружения вокруг польской столицы). И вот они пересекают границу СССР, в 17-30 пролетают над Смоленском, где им навстречу взлетает советский самолёт, для того чтобы идентифицировать французский аэроплан, и пролетает в каких 100 метрах от борта французов. 20-15 - лётчики видят вспышки от трамвайных пантографов и не сильно освещённый город - это Москва, столица Союза ССР. В 22-15 они пролетают над Нижним Новгородом и удивляются активности города в столь поздний час. Ближе к Уралу - мощная облачность, дождь и ветер - самолёт снижается с 3 000 до 1500 метров, летит вдоль рек. Иногда самолёт снижается до 50 метров (восьмидесятикилометровый участок полёта прошёл именно так), распугивает стада и удивляет местных жителей. Наконец они пересекают Южный Урал и пролетают над Троицком. И вот долгожданный ориентир - Транссиб. Они летят вдоль «благословенной железнодорожной магистрали» - погода за Уралом стала ещё хуже, в 9 утра пролетают над городом, построенном в европейском стиле с красивой станцией - это Петропавловск. Топлива мало - 200 литров топлива, 150 литров, 100 литров, 50 литров и вот огромный город, с прямыми улицами и мутной рекой - ОМСК! В баке 20 литров из 2900, с которыми 29 часов назад лётчики отправились из Франции.


Омичи встречают французских пилотов, 15 июля 1926 года

13-30 по Парижскому времени. Пилоты с трудом вылезают из самолёта - ноги и спина затекли. Лётчики отправляют восторженную телеграмму во Францию - они побили мировой рекорд дальнего беспосадочного перелёта в тяжелейших метеоусловиях. Полёт, длиной 4716 километров завершён.

Омичи с радостью встречают гостей и в течении пятидневного отдыха показывают им всё, что могут. 17 июля их даже принимают в Авиахим РСФСР.



Членский билет Авиахим РСФСР Франсуа Дордильи

21 июля Жирьи и Дордильи отправляются во Францию, но обратный полёт не так-то и прост - им приходится сесть в Челябинске, чтобы переждать бурю. 23 июля они прилетают в Москву, встречаются с послом Франции и руководителем Авиахима РСФСР Валентином Зарзаром.



Встреча в Московском аэропорту с главой Авиахима Валентином Зарзаром и послом Франции в СССР Жаном Эрбетом


Встреча в героев в Париже


Оборотная сторона фотографии
И лишь 29 июля, проведя ещё 16 часов в полёте они прибывают в Париж, где их встречают как героев. Но рекорд продержался всего лишь месяц и был побит 31 августа 1926 во время перелёта Париж - Бендер-Аббас.

Удивительно, но самолёт сохранился - он был перестроен, удлинён на метр, получил новый двигатель и большие по вместительности баки и получил имя - «Nungesser-Coli», в честь погибших французских авиаторов. Именно на нём был совершён рекордный Трансатлантический перелёт, протяженность 57 000 километров. Сейчас самолёт находится на реставрации в парижском Музее авиации и космонавтики.



Вот такая удивительная и малоизвестная история, связывающая Омск, Францию и авиацию.

Небольшое добавление к статье уважаемого nickmix01 статья на французском языке о перелете Париж-Омск.

[Spoiler (click to open)]










Почтовая открытка посвященная перелету.




Статьи из газеты "Советская Сибирь" за 17 и 20 июля 1926 г. о перелете.

Интересно, что автор пишет о том, что Омск планировался не как конечная, а как промежуточная точка перелета, однако "что-то пошло не так", и полет в Пекин или Владивосток не задался.
[Spoiler (click to open)]
Статья от 17 июля 1926 г.




Заметка от 20 июля 1926 г.


Омск в мире, Омск 1920-е, авиация

Previous post Next post
Up