Вторая статья запланированной серии о жизни, нуждах, тревогах и надеждах дореволюционного Омска.
Статья была опубликована в газете "Восточное обозрение" № 28 от 1885 г.
Поговорим о нашем многострадальном городском хозяйстве. Скоро уже год, как заправляет делами г. Эзет, и до сих пор еще ничем не проявил своей деятельности на пользу городу. Живем мы все при тех же порядках, то есть при полном отсутствии всякого городского благоустройства, и решительно не замечается никаких признаков того, чтобы имелось в виду предпринять что-нибудь в этом отношении со стороны городского управления. Уличных фонарей у нас почти нет, и каждому жителю, блуждающему в потемках, предоставляется самому поставить себе фонарь под глазом или на лбу. Улицы представляют какие-то совершенно нейтральные полосы в городе, изъятые из ведения и полиции и городского управления, и потому домовладельцы смотрят на них, как на какие-то чуждые им пространства, выбрасывают туда с дворов всякую дрянь, о метении и вообще о чистоте улиц здесь никто и не помышляет. Если полиция бездействует и в этом отношении, как и во всех других, то что же мешает городской управе настоять на своих законных требованиях!
У Никольской церкви 1880-е гг.
Мы слышали, будто городской голова задался целью во что бы то ни стало составить для города денежную экономию; экономия, да еще и денежная, вещь прекрасная - это бесспорно; но она только тогда будет иметь смысл, если составление ее не повлечет за собой пренебрежение насущными интересами города. Следовательно, всякая материальная экономия, как хозяйственная мера, только тогда становится разумной, когда она является, как результат, по возможности, всестороннего удовлетворения местных нужд. Вот если в этом смысле г-н Эзет хочет экономизировать городское хозяйство, то против этого действительно нечего возразить. Но только когда же? Ведь уже первый год хозяйствования подходит к концу!
Э.И. Эзет городской голова Омска.
Впрочем, как мы сейчас увидим, он не бездействует; так одним из первых его первых хозяйственных экспериментов было учреждение чего-то очень похожего на средневековые внутренние таможенные заставы, в силу которых все приезжающие из деревень мужички со своими сельскими продуктами обязывались уплачивать известный сбор с каждого вида продуктов; так введены дровяная, сенная, мучная и тому подобные пошлины, которые уплачиваются с воза безразлично количества и качества продукта. (…)
Из всей этой затеи вышло вот что: мужички, чтобы отделаться от этой пошлины, придумали не менее остроумную меру. Они просто стали объезжать задними улицами городской базар и останавливаться на одной из самых отдаленных площадей, называемой казачьим базаром, который находит в ведении войскового казачьего управления, а не городской управы, и где, как они выражаются, торгуют по-старому, беспошлино.
Нет мы посоветовали бы г-ну Эзету посерьезнее отнестись к действительным интересам города, не преследуя исключительно фискальных целей и не возбуждая без всякой нужды экономической неприязни между городом и деревней, а так же убедить себя, наконец, в том, что для наполнения городской кассы нельзя прибегать к таким бесцеремонным мерам, как запускание руки в чужой карман, да еще мужицкий…
Фотографии с сайта pastvu.com, "Энциклопедии Омска".
Часть 1
здесь