Формирование и развитие архитектурного ансамбля Омского кадетского корпуса

Apr 27, 2016 17:58

Оригинал взят у stariy_voin в Формирование и развитие архитектурного ансамбля Омского кадетского корпуса



В 1809 году Омск становится центром Сибирского Казачьего войска, в 1825 году - областным центром.
             В 1823 году в городе произошел пожар, от которого пострадали, главным образом, Ильинский и Казачий форштадты.
    Эти обстоятельства способствовали разработке нового генерального плана города, в котором одно из главных назначений играла вновь сформированная Войсковая площадь, которая впоследствии получила название Никольская, с постройкой Никольского войскового казачьего собора.
    Генеральный план города Омска разработал В.И. фон Гесте «...Выдающийся инженер и архитектор, строитель первых чугунных мостов Петербурга, составитель планов многих русских городов. Гесте заложил в своем проекте передовые идеи градостроительства...»
    Генплан города был разработан в 1826 году и утвержден в 1829 году. «...Омск получил план, обеспечивший ему на много лет вперед правильное развитие, краевые перспективы улиц и интересные архитектурные ансамбли...»




Наиболее значимым ансамблем первой половины 19 века становится Никольская площадь. Формирование ее капитальной застройки началось со строительства в 1826 году здания воинской канцелярии, вскоре переданного в ведение воинского казачьего училища. С него и началось формирование ансамбля Кадетского корпуса.




Но старый корпус по сей день играет в ансамбле ключевую роль. Высокое, двухэтажное, на высоком цоколе, украшенное шестиколонным ионическим портиком, здание по сей день восхищает своим масштабом, монументальностью, благородством пропорций, нерушимостью форм. Оно является высоким образцом раннего русского классицизма.




В этом здании все для Омска было впервые. Это первый двухэтажный каменный дом с цокольным этажом (осознание того, что дом может быть трехэтажным, придет позже и выразится в строительстве здания войскового хозяйственного правления в 40-х годах 19 века, также входящего в ансамбль Никольской площади (ул. Короленко, 12).



Здание войскового хозяйственного правления

На этом здании первый в Омске портик. По нему сразу читается рука большого мастера. Портик относится к редкому типу - евстиль, в котором центральный промежуток между колоннами - интерколумния шире боковых. Авторство Кадетского корпуса приписывается выдающемуся архитектору Казакову.




На фасаде в интерьере здания впервые в Омске появился лепной декор. Время сохранило для нас фамилию первого Омского лепщика. При реставрации портика на абаке одной из капителей был обнаружен его автограф - «Зарубинъ».




В доме впервые была применена широкая центральная парадная лестница. Он впервые для Омска имел сложное композиционное планировочное решение - П образный в плане с двумя симметричными дворовыми боковыми ризолитами. Впоследствии один из них был разобран, а другой достроен. Впервые цокольный этаж был частично заглублен и имел окна. Это позволило использовать его не только как хозяйственное помещение.




Известно, что до революции цокольный этаж использовался под мастерские и даже как учебные классы. Впервые здание имело равнозначные фасады (со стороны плаца имеется центральный ризолит с ложным портиком). Впервые в Oмске в главном портике был балкон, впоследствии утраченный.




Мотив, заданный старым корпусом, определил дальнейшее развитие ансамбля. С ростом Кадетского корпуса стали нужны новые учебные и жилые корпуса.




В 70-е годы 19 века строится жилой корпус, выходящий на улицу торцевым фасадом. Он сразу строился трехэтажным.




По масштабу он даже превосходит старый корпус.




Вскоре после этого разбирается один из ризолитов старого корпуса, оказавшийся в трех метрах от пристройки, что сделало совместную эксплуатацию затруднительной.




В 80-е годы 19 века вдоль ул. Атаманской к жилому корпусу пристраивается новый учебный корпус с поворотом на улицу Новую (Чкалова).




Обе эти пристройки создаются по проекту Омского городского архитектора Э.И. Эзета. Части постройки этого автора отличаются своеобразием, но здесь он подчинил свое творчество формированием единого ансамбля.




В 1914 году на другом краю ансамбля - на углу ул. Атаманской Русиновской (Короленко) строится здание лазарета.




На Атаманскую он выходил торцевым фасадом.




Архитектурное решение лазарета не зависимо от вкуса эпохи также подчинено общему решения ансамбля.




В советское время комплекс сохранил функцию военно-учебного заведения.




Развитие ансамбля продолжалось без должного учета исторической архитектурной традиции.




В 1967 году была построена вставка между лазаретом и старым корпусом, чуждая архитектуре ансамбля, но ее архитектоника позволила в 2004 году привести ее в соответствие с историческим ансамблем.




Для этого была выполнена ее реконструкция со стилизацией главного фасада под русский классицизм с использование приемов и деталей, имеющихся на исторических зданиях Кадетского корпуса.




Затем в 2007 году в продолжение развития ансамбля была выполнена стилизация фасада столовой, что придало ансамблю целостный законченный облик.




Автор:  И.Л. Коновалов. 2010 год.
Фотографии взяты с сайта pastvu.com и личной коллекции

военная история, pastvu.com, краеведение, фотография

Previous post Next post
Up