Забавы и развлечения офицера в Омске в 1842-1847 гг.

Feb 10, 2019 13:48




На эту книгу я наткнулся совершенно случайно, изучая библиотеку известного географа и ботаника Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Как имя автора - Иосиф Белов, так и название самой книги "Путевые заметки и впечатления по Западной Сибири" ровным счётом ничего мне не говорили. Считая себя, может и не совсем справедливо, человеком хорошо знакомым с публикациями на западно-сибирскую тематику, я впал в состояние лёгкого недоумения. Почему я никогда не встречал имени автора? Почему никто и нигде, рассказывая о Западной Сибири, не ссылается на эту книгу?
Самый лёгкий способ найти ответы на эти вопросы заключался в самом простом действии: открыть книгу и ознакомиться с её содержанием. Что я и сделал, не откладывая дела в долгий ящик. Благо, что и книжка-то не объёмная, каких-то там 107 страниц. И сразу же первое открытие. Книга вовсе не про Западную Сибирь как таковую, а только про город Омск и его самые ближайшие окрестности. И даже не столько про город Омск, а сколько про жизнь офицера в Омске в течение пяти лет.




О том, что автор описания Иосиф Белов не был каким-нибудь учёным, исследователем или просто праздным путешественником стало ясно чуть ли не с первых страниц. Дальнейшее чтение убедило, что передо мной записки офицера, служившего в Омске и описавшего наиболее примечательные случаи этой жизни. Сам автор не приводит никаких биографических сведений о себе, но из контекста написанного им можно сделать вывод, что он себя относит к категории образованных молодых людей, не местный, прибыл в Омск для прохождения службы по военному ведомству, похоже, что при штабе корпуса.




Если отбросить посвящение или предисловие, то непосредственно текст книги открываются записью:"Город Омск. 25 апреля 1842 года". Далее следуют краткие путевые впечатления, оставшиеся у автора от проезда на почтовых от Екатеринбурга через Ишим в Омск. Вероятно дата 25 апреля 1842 года означает день приезда автора в Омск. Характеристика Омска, каким его увидел прибывший гость, точнее, новый житель, ничего примечательного в себе не несёт, но в целом чувствуется симпатия и благорасположение автора к городу. Крепость, кадетский корпус, церкви, дома, площади, улицы, люди.

Тест у автора датирован. Но как? Например, следующая запись помечена 15 ноября 1842 года. В ней описывается не этот конкретный день, а начавшиеся увеселения благородного омского общества: приёмы, балы или вечера с танцами, особенности исполнения парами французской кадрили. Потом сразу следует помеченное 20 февраля 1843 года описание празднования омским обществом Сырной недели. Записью от 15 мая отмечен приход весны, но не только распустившимися зелёными листьями на деревьях, но прежде всего тем, что "показались женщины в нарядных летних платьях". Теперь омское общество гуляет в городской роще, как я понял в той, что позже получила название Любиной.

В записи от 2 сентября 1843 года офицер Белов описывает, как он для выполнения поручения оправился в Войсковой казачий хутор, лежащий в шести верстах от города. Нынче это примерно район железнодорожного вокзала. Следует описание хутора с упоминанием, что некоторые представители омского общества любят приезжать сюда летом, чтобы погулять и попить чаю. Очень объёмна запись от 18 февраля 1844 года, в которой автор рассказывает, как 3 февраля идя через городскую рощу к себе на квартиру в крепость, он попал в снежную бурю и чуть не погиб, спасся буквально чудом.

В следующей записи от 20 февраля 1844 года следует описание имевшего быть в Благородном собрании Омска бала-маскарада, о котором у автора остались самые приятные воспоминания. Хотите знать, как проходили балы в Омске, в какие маскарадные костюмы одевались омские Наташи Ростовы, читайте Иосифа Белова. Не менее, а может даже более интересная запись от 20 июля 1844 года, посвящённая военному параду, правда без подробностей, а потом гулянию омского аристократического общества в военном лагере на берегу Иртыша в трёх верстах от Омска. Прогулки с дамами, играют два оркестра, поют песенники. Красота!

И так на протяжении почти всей книги. Гуляния в Загородной роще, поездка с дамами на богомолье в Чернолучье и, наконец, описание грандиозного по всем меркам бала, который устроил командир корпуса по случаю получения звания полного генерала. Дамы, танцы, ужин. Я не вижу смысла далее подробно рассказывать о содержании книги. Ограничусь словами самого автора, которыми можно подвести черту и под его жизнью в Омске и под содержанием всей книги:

"В продолжение моего в Сибири нахождения, нельзя жаловаться на скуку и дурной приём, некоторых особ, имеющих значительное влияние, в тамошнем высшем кругу: в особенности же в зимнее время, мы провожали вечера довольно весело. В Омске находились многие семейства, к которым мы собирались, не только для игры в карты; но и для танцев, большею частию, под фортепиано; словом образованный человек, имеющий право на вход в лучшие общества, не может здесь скучать и, всегда найдёт приличный себе круг, для забав и развлечения".

Последняя запись датирована 10 января 1847 года с описанием возвращения автора через Тюкалинск, Крутинку, Абатскую, Ишим, Екатеринбург, Пермь и Казань в Европейскую Россию. Я попытался найти какие-нибудь дополнительные сведения об Иосифе Белове, но кроме слов трёх слов "офицер, известный путешественник" ничего найти не удалось, сколько не искал. Кроме указанных здесь "Путевых заметок и впечатлений по Западной Сибири" его перу ещё пинадлежат "Путевые заметки и впечатления по восточной Европейской России" и "Путевые заметки и впечатления по Московской и Тверской губерниям".
Они аналогичны омским впечатлениям, описывая сначала путь автора при возвращении из Омска от Перми до Казани, а в другой продолжение пути от Москвы через Тверь в столицу в следующем 1848 году. На этом я вынужден остановиться, так как никаких биографических, как я уже говорил, сведений об Иосифе Белове я не нашёл и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю, кроме того, что все три его путевые книжки одновременно были изданы в Москве в 1852 году.
Осталось только предположить, каким образом книга Иосифа Белова пополнила библиотеку П.П.Семёнова-Тян-Шанского. Похоже, его тоже ввело в заблуждение название, другим ничем я не могу объяснить интерес учёного к данной книге.

Previous post Next post
Up