Общественники вступились за памятники. Гражданский план Омск-300

Mar 05, 2012 11:36

На семинаре "Архитектурное наследие Омска" общественники предложили создать альтернативную программу подготовки 300-летия Омска. Такое решение принято с связи с участившимися случаями разрушения исторических памятников города.

25 февраля в Музее городского быта Омска по адресу Театральная, 7 прошел семинар "Архитектурное наследие Омска". Собравшиеся археологи, историки, блогеры и журналисты обсуждали уничтожение большого числа объектов исторического центра Омска, связанное, в том числе, с подготовкой города к празднованию 300-летия.

[О семинаре]
Археолог, кандидат исторических наук Борис Мельников выступил с темой "Археологическое наследие Омска и его утрата на примере реконструкции второй Омской крепости". По его данным, на территории Омской области находятся около 1,5 тысяч археологических памятников (этот факт историк доказывал через суд), а в Омске - около 50 памятников. "Министерству культуры известно только о 12, из которых только на 5 объектов составлены паспорта. Господин Ремизов (замминистра культуры Омской области) как-то сидел на конференции, говоря, что у него наворачиваются слезы, когда разрушаются памятники... Нам не нужны его слезы, нам нужно, чтобы он подписал бумажку, которая придаст статус памятнику", - заявил выступающий. По его мнению, процесс не двигается с места только потому, что это выгодно для тех, кто дает разрешения на строительство.

Крепостной вал на территории второй Омской крепости разрушили при строительстве элитных домов по улице Красина, 4 и 6. При подводе к жилью сетей канализация прошла через вал 15 века. По словам историка, когда землю ровняли бульдозером, были видны следы от частокола 18 века. Таким образом, "снесли метр культурного слоя и вывезли на помойку". "На территории Омской крепости почти не проводились археологические раскопки, - отметил Борис Мельников. Небольшие работы проводились, когда восстанавливали Тобольские ворота". Докладчик также отметил, что Омск - единственный город в России, у которого при строительстве метро не обнаружено ни одного исторического памятника, мешающего застройке. И причину этого он видит в том, что их не оформляют.

Директор Музея городского быта, председатель Общества коренных омичей Владимир Селюк пожаловался на состояние здания самого Музея быта. Из-за холода в помещении почти все приглашенные сидели в верхней одежде. Судя по внешнему и внутреннему виду здания ремонта здесь не было давно.

Заместитель председателя Общества защиты памятников, реставратор Игорь Коновалов высказал идею, что в оставшиеся 4 года до 300-летия Омска нужно сосредоточится на конкретных знаковых объектах. Он предложил воссоздать парадные ворота и царский павильон, которые были построены к приезду цесаревича Николая II в районе Речного вокзала. На бывшем Любинском проспекте часовая башня по адресу Ленина, 14 находится в аварийном состоянии, и если не заняться реставрацией она может упасть в ближайшее время. Кроме того, эксперт отметил, что сейчас некоторые памятники остались вне исторической среды, а раньше это были комплексы с оградой и определенным благоустройством. У Никольского собора и Генерал-губернаторского дворца когда-то были ограда и ворота. Зашла речь и о Воскресенском соборе, раскопки которого Игорь Коновалов вел самостоятельно в прошлом году, о чем ранее писало ИА "Премьер-Инфо". И в этом году он пригласил всех желающих поучаствовать в мероприятии.

С любопытными цифрами всех участников семинара познакомил топ-блогер, преподаватель ОмГТУ Игорь Федоров. Согласно плану Омской области на 2008-2011 года к празднованию 300-летия Омска выделили 90 миллиардов рублей. Из них всего 140 миллионов - это пункт реставрации культурного наследия. При этом 30 миллиардов выделят на строительство метрополитена, 21 миллиард - на объекты инженерной инфраструктуры, 8,5 миллиардов - на Красногорский гидроузел и 6,5 миллиардов - на улично-дорожную сеть Омска. Возмущает блогера то, что "даже имея этот план, власть мечется". Например, долго не могли определиться с месторасположением гидроузла. Аналогичная неразбериха с метро: сначала пересадочная станция была запланирована у библиотеки имени А.С. Пушкина, а потом в сквере - напротив мэрии. Еще до того, как решили стоить инновационное метро, у Метромоста разрушили баню на Косарева (застройку середины 60-70-х годов 19 века) для размещения там инженерного корпуса, а теперь он не нужен, так как управлять метро будут машины.

Обсуждение длилось почти 3 часа, в ходе которого поступало много предложений. Например, координатор "Омского клуба" Виктор Корб инициировал создание оргкомитета общественной программы 300-летия Омска как гражданской альтернативы официальному плану мероприятий. Он посоветовал активизировать молодежь. Эту идею поддержали, и в группу вошло уже около 10-15 человек, в том числе выступавшие специалисты.


[Гражданскому плану Омск-300 быть]
Виктор Корб: Впервые идею о разработке альтернативного гражданского плана к 300-летнему юбилею Омска я высказал в приватном разговоре с Владимиром Ивановичем Селюком после завершения первого заседания оргкомитета общегражданской акции "Омск - за честные выборы!" 7 января 2012 года. Это мероприятие проходило в уютной гостиной старинного здания Омского музея городского быта, директором которого Владимир Селюк является уже несколько лет, не получая, впрочем, практически никакой поддержки ни от власти, ни от города.

Тема возникла естественным образом: я как раз обдумывал разные варианты "благодарности" Владимиру Ивановичу за его смелый поступок и очень быстро вышел на идею запуска масштабного гражданско-профессионального проекта, коммуникационным центром которого могло бы стать здание музея. И задача его основательной реставрации или реконструкции вполне естественно вписалась бы в Гражданский план "Омск-300". Впрочем, предложенную тут же идею учредить Фонд поддержки музея городского быта Владимир Иванович сходу отверг. Но согласился с предложением организовать дискуссию на более общую тему - сохранения историко-культурного наследия Омска.

Я сразу же поделился этим предложением со своим партнером по "Омскому Клубу" Владимиром Кунгурцевым. И он выступил организатором первого мероприятия в рамках проекта - семинара "Архитектурное наследие Омска". Оно было подано как совместная инициатива Омского Клуба Блогеров (ОКБ), Гражданского блока кандидатов в депутаты Омского горсовета, выдвинутого партией «ЯБЛОКО» и Общества коренных омичей и состоялось 25 февраля 2012 года.

Представляю текстовую расшифровку некоторых реплик:

Владимир Кунгурцев: Что касается конкретики. Владимир Селюк предложил закончить сегодняшний семинар заявлением. Я думаю, что хорошо бы сформировать редакционную комиссию. В выступлении Бориса Мельникова содержалась следующая мысль, я доведу ее до логического завершения: составить черный список не только уничтоженных культурных объектов, но и черный список тех людей, которые приложили свои руки к уничтожению, я думаю, что общественность и история должны знать имена своих "черных героев". Кроме того, вы видите здесь в шапке следующее предложение: заключения экспертов и материалы семинара использовать в историко-архитектурном разделе альтернативной профессионально-гражданской программы подготовки трехсотлетнего юбилея Омска. Эту программу предложил присутствующий здесь Виктор Корб на конференции гражданских активистов и активных горожан, ставших кандидатами в депутаты горсовета по списку "Яблока", которую проводили около месяца тому назад. Давайте объединяться, в гражданском смысле - не в политическом, а в гражданском смысле, - и тогда от наших устремлений, наших заявлений нельзя будет так просто отмахнуться.

Виктор Корб (1:09): А можно мне по ведению? Спасибо, что ты вспомнил мой скромный вклад. Я бы хотел конкретное организационное предложение внести. Как мне кажется, все остальное - и дискуссии, и предложения отдельные - они все могут в это укладываться. Идея очень простая: вот этому официальному плану подготовки празднования трехсотлетия, который очень хорошо прокомментировал Игорь Федоров, противопоставить - в хорошем, в конструктивном смысле - здесь не могу не сослаться на Игоря Леонидовича - в деятельном смысле... Это понятно, здесь - огромные деньги, но это далеко от реальности и негатив некий. У нас могут быть в крайнем варианте даже "никакие деньги", но это может стать реальностью, потому что это может быть реальная деятельность тех самых горожан, граждан. Так вот, противопоставить официальному - этот профессионально-гражданский план юбилея Омска. И, соответственно, конкретное предложение - сегодня попробовать сформировать даже сразу Оргкомитет гражданской, профессионально-гражданской или общественной подготовки трехсотлетия. Со всем огромным уважением к Геннадию Александровичу Павлову, который здесь присутствует. Он, наверное, не даст соврать... точно, не даст соврать... это не жесткое противопоставление - пусть он будет, он есть, здесь нет никаких задач бороться против него, дезавуировать и т.д. Но аккумулировать вот эту энергию озабоченности, энергию желания горожан действовать реально, мне кажется, нужно. И это должно быть отдельной программой. Потому что все попытки "при официальном режиме" - и общественный фонд, и многое другое делалось - известно, это все не работает, мы прекрасно знаем. Нужен отдельный режим - он своими законами живет. Конкретное предложение: сегодня не редакционную комиссию, а именно попытаться сформировать оргкомитет, в полном варианте - профессионально-гражданского плана подготовки юбилея города Омска.

Сергей Денисенко: Виктор, а тебе не кажется, что смешное понятие семинар вообще не предполагает более серьезных выходов? К подобному не так готовиться надо. Я сегодня зашел, например, случайно.

Виктор Корб: я почему так оговариваюсь? Может, не сам оргкомитет, может, инициативную группу. Но просто надо понимать, что время уходит. Если мы сегодня не сделаем это, если ограничимся просто дискуссией или просто создадим редакционную группу, то организационное решение не будет принято. Позвольте краткий комментарий. Вот я слушал Игоря Леонидовича и, понимаете, я, например, готов сходу подписаться по его планом. Но он у него ведь личный план. И обратите внимание, вот они рядом сидят (с Борисом Мельниковым) и, при всем нашем уважении к обоим, у них есть профессиональные и прочие различия. И мы все дискутируем. Если мы эту дискуссионную, координирующую площадку не сделаем и опять просто разойдемся, то даже мы, на 99% озабоченные этой проблемой, просто разойдемся и все. Снег опять сойдет, два "черных археолога" будут Воскресенскую церковь раскапывать. Кто-то будет их ругать и т.д.

Виктор Корб (1:35): А можно мне еще две минутки для конструктивного предложения, а то мне убегать нужно? Я готов в этот оргкомитет войти, естественно, если не будет возражений от других участников. Но помимо организационного, у меня вот какая идея, коллеги. Она такая интегрирующая многие высказывания. И я все время к своему "оппоненту" Игорю Леонидовичу Коновалову все время обращаюсь, потому что в этом мы с ним абсолютно единодушны... Идея в том, чтобы не пытаться убедить власть или, тем более, у нее что-то испросить и т.д., а ф первую очередь ориентироваться на собственные возможности, собственные силы и на самоорганизацию. На мой взгляд, мы должны себе такую идеальную задачу поставить - вовлечь молодежь, то самое будущее общество, будущих жителей города. Если мы их не вовлечем в это, то все будет бесполезно. Ведь с этим поколением, которое более-менее взрослое, с ним все и умрет, что-то успев сделать. И, кстати, эта задача не такая уж невыполнимая. Пока мы только отдельными кусочками "мостики" делаем ментальные - то, о чем Игорь Федоров говорил, - между вот этой аудиторией и молодой, которая оторвана. Ведь по большому счету молодежь просто не знает ничего. Не потому что она плохая, не потому что она не любит Омска - она не знает просто этого ничего! Нужно выстроить эти мостики. И я абсолютно уверен, если правильно подойти к решению этих задач - или план символический, о котором Игорь Коновалов говорит (хотя бы символическое обозначение точек этих реперных, не восстановление за сто миллионов полной церкви, например, а хотя бы десять пунктов на восстановление образа исторического города), - это вполне простые решаемые вещи. Но даже с серьезными материальными затратами, на уровне миллионов, они тоже могут ставиться и решаться. Обратите внимание: в социальной сети ВКонтакте, в которой молодежь "зависает" - я недавно проводил исследование - зарегистрировано четыреста тысяч молодых омичей! Они там, понимаете? Они не здесь, не вместе с нами и они ничего не знают - они там. И, если их оттуда хотя бы немного вытянуть какой-то интересной идеей - "маленький вклад внести в свой город", - то если хотя бы двадцать тысяч из четырехсот - а примеры есть, когда они готовы деньги внести на хорошие идеи - если хотя бы двадцать тысяч откликнутся - будут значимые ресурсы. Но предложение должно быть очень простое, понятное, из небольшого количества пунктов, обязательно реализуемое. Если мы приглашаем каждого сброситься по сто рублей или по двести (это все очень быстро собирается), перемножьте сами. Или мы реализуем что-то непосредственным действием - тогда это, точно, сделается. Итак, у меня предложение оргкомитету именно так задачу ставить как одну из основных - мобилизовать реальный гражданский интерес к этой программе, а не просто готовить предложения чиновникам. Я согласен с Геннадием Александровичем, это тоже надо, статусы и т.д., но мне кажется, это второе. Главное - сосредоточиться на том, что мы сами можем сделать и во что мы можем вовлечь молодежь. Это конкретное мое предложение.

#omsk300, #omsk, старина

Previous post Next post
Up