Омский след Дикого Билла

Jan 24, 2020 20:46



Говорят, что города похожи на людей. Если бы это было так, то провинциальные города, как и люди, считающие себя неудачниками, маялись бы, например, комплексом неполноценности от того, что слава незаслуженно обходит их стороной. По нескольку раз в день по улицам не проносятся правительственные кортежи и не встречаются автомобили с дипломатическими номерами, звёзд кино можно увидеть только на экране кинотеатра, а имена местных писателей и поэтов не знают даже выпускники филологического факультета. Есть от чего погрузиться в чёрную меланхолию.

Но, к счастью, города не люди и комплексы им неизвестны. И тот же Омск, по большому счёту, абсолютно равнодушен к призыву "Пора валить из Омска". Мне кажется, что люди, инициировавшие, например, присвоение имени Фёдора Михайловича Достоевского местному университету, как раз тоже из категории комплексующих. Только такие люди могли на университет прилепить имя человека, привезённого на каторгу в Омск в кандалах и оставившего после себя одну из самых мерзких характеристик города:

"Омск - гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишко грязный, военный и развратный в высшей степени… Если б не нашёл здесь людей, я бы погиб совершенно".

Достоевского понять можно, кандальнику и рай адом покажется. Поэтому оставлю его в стороне, как и людей, не знающих настоящей истории родного города и не знакомых с лицами, для которых Омск явился в совсем иной ипостаси. Я тоже человек и слабости человеческие мне не чужды. Но к Омску, ставшему моей судьбой, я отношусь сугубо положительно и с удовольствием открываю для себя и забытых, и известных лиц, которые, как и я ходили по его улицам.



Омск в 1919 году.

Одним из самых трагических периодов в жизни Омска было время, когда он встал во главе Русского Сопротивления в годы Гражданской войны. Но одновременно этот период наиболее интересен тем перечнем лиц, которые оказались здесь либо по воле случая, либо выполняя обязанности по службе. Одним из таких людей был, несомненно, Уильям Джозеф Донован (англ. William Joseph Donovan, 1 января 1883, Буффало - 8 февраля 1959, Вашингтон).

Навряд ли кому у нас сегодня известен этот самый Уильям Джозеф Донован по прозвищу Дикий Билл (анг. Wild Bill). Хотя, если вы почитатель творчества Юлиана Семёнова и Макс О́тто фон Шти́рлиц ваш герой, то Уильяма Джозефа Донована вы просто обязаны знать. Именно он 13 июня 1942 года был назначен директором специально под него созданного Управления стратегических служб (англ. Office of Strategic Services; OSS) США в составе Комитета начальников штабов. Управление состояло из трёх отделов - разведки, специальных операций, исследований. Прародитель всем известного, даже домохозяйкам, по крайней мере, по названию, Центрального Разведывательного Управления США.

Я думаю, что даже самые известные города России, включая столичные Москву и Санкт-Петербург, не могут похвастаться тем, что этот человек когда-нибудь проживал в их гостиницах, проезжал по улицам, посещал общественные и государственные учреждения и очень живо интересовался тем, что же происходит в городе. В этом отношении именно Омск стоит на недосягаемом месте.



Уильям Джозеф Донован в 1918 году.

Если обратиться к официальной биографии Уильяма Джозефа Донована, то из неё можно узнать следующее:"...в марте 1917 года ... Донован был назначен командиром батальона прославленного 69-го пехотного полка "Сражающиеся ирландцы" (нью-йоркская Национальная гвардия). В ноябре того же года полк был переброшен морем в Европу и принял самое активное участие в боевых действиях в составе американской дивизии "Рэйнбоу" (“Радуга”). За 19 месяцев своего пребывания во Франции Донован был трижды ранен. За отвагу, проявленную в боях, неоднократно отмечался воинскими наградами. В первую мировую войну Донован получил орден Почета, крест "За боевые заслуги", орден Почетного Легиона, орден Британской империи, Военный крест с пальмовой ветвью и знак "Серебряная звезда". После войны в Доноване впервые зародилось серьезное увлечение разведкой. По линии государственного департамента он был послан в охваченную революцией Россию, где непродолжительное время находился в качестве офицера связи армии США при штабе белогвардейских сил адмирала А.В.Колчака".



Уильям Джозеф Донован в 1924 году.

Похоже, что Уильям Джозеф Донован был прирождённым разведчиком, так как ни в Сибири в целом, ни в Омске в частности особо не засветился. Я специально перебрал все книги в моей обширнейшей коллекции по А.В.Колчаку, но ни в одной из них не нашёл упоминания имени этого знаменитого американца. Кстати, им была написана книга "Разведка - ключ к обороне", однако мне не удалось найти её на русском языке. Похоже, для широкого читателя, в отличие от отечественных спецслужб, её не издавали, а потому цитировать не буду. Единственное, что дополню, так это то, что тот же Уильям Джозеф Донован выступал в роли, как ни парадоксально, адвоката на судебном процессе советского разведчика, полковника Вильяма Генриховича Фишера, более известного, как Рудольф Иванович Абель.

Как видим, шпионский след знаменитого американца Уильяма Джозефа Донована в Омске обнаружен. Было бы любопытно пройти по этому следу. Одна беда, все спецслужбы, а американские не исключение, очень тщательно заметают свои следы, поэтому задача стоит почти не выполнимая, если, конечно, не поможет какая-нибудь непредвиденная случайность. А сами города, как показывает история, равнодушны к именам лиц, проживавшим или посещавшим их. Города живут своей собственной жизнью независимо от того, кто и что о них говорил, говорит или только намеревается сказать. А это не более, чем те же следы, постепенно заметаемые за давностью лет ветром той же истории.

Справка: на заглавном фото Уильям Джозеф Донован в 1918 году.

Previous post Next post
Up