Ритуалы в туризме (немного культурологии).

Oct 09, 2014 16:26

Года полтора назад я просила вас, дорогие друзья, поделиться своим туристским опытом и рассказать, совершаете ли вы какие-либо серьезные или шутливые ритуалы во время ваших поездок. Наконец-то вышли тезисы доклада  научно-практической конференции Гуманитарного университета (г. Екатертинбург)(если кому-то важны выходные данные - напишу). Еще раз выражаю глубокую признательность всем, кто откликнулся и ответил на мои вопросы. Кстати, в комментариях можно делиться еще опытом. Думаю исследование продолжать

Ритуально-игровые действия в познавательном туризме

В фокусе нашего внимания - ритуально-игровые действия, совершаемые туристами во время познавательных (преимущественно городских) экскурсий или самостоятельного осмотра культурных достопримечательностей. Подобные действия ритуально-игрового характера, которые туристы совершают по собственной инициативе или по инициативе гидов, мы предлагаем обозначить термином туристский ритуал.
Эмпирическими материалами исследования послужили  результаты анкетирования, проведенного в   2012-2013 гг. автором работы при участии студентов кафедры социально-культурного сервиса и туризма Гуманитарного университета. Учтены также наблюдения автора, полученные в процессе работы гидом-экскурсоводом на объектах Екатеринбурга и Свердловской области  с 2000 по 2013 гг.

Во время экскурсий туристы нередко совершают действия, напрямую не связанные с информационной частью программы. Эти действия, которые нередко сопровождаются загадываем желания, носят очевидно ритуально-игровой характер: а) туристы бросают монетки в фонтаны и водоемы; б) завязывают ленточки «на счастье»; в) прикасаются к той или иной части скульптурного или архитектурного сооружения; г) обходят объект по кругу.
Такие «ритуалы» не обязательны к исполнению, но достаточно распространены в туристской среде. Информация о туристских объектах и традициях, связанных с ними встречается на туристских форумах, информационных порталах, в путеводителях. Но основным каналом распространения информации о необходимости совершения того или иного действия у туристского объекта являются сами туристы.
Глубинный смысл совершаемых действий зачастую не осознается самими участниками действа. Но, по всеобщему признанию, такие действия позволяют им более осмысленно, глубоко пережить ключевые моменты своего путешествия, лучше запомнить увиденное.  
Как правило, все туристские ритуалы осуществляются в популярных туристских локусах (это элементы пространственного кода ритуала). Ключевым структурным элементом туристского ритуала является объект, выполняющий функцию предметного кода ритуала. Сам ритуал - это взаимодействие туриста с той или иной достопримечательностью (акциональный код ритуала).
Наиболее популярными объектами (предметный код), с которыми совершаются различные ритуально-игровые действия,  являются:
а) городские скульптуры,
б) искусственные инженерные сооружения  и отдельные их элементы (фонтаны, мосты, бассейны),
в) архитектурные сооружения и  элементы декора зданий, оград, мостовых,
г) святыни традиционных религий, посещаемые туристами как с религиозными, так и с познавательными, нерелигиозными целями,
д) природные объекты.
Необходимо отметить, что в современных городах именно городские скульптуры становятся ритуальными объектами. Можно предположить, что это происходит потому, что туристы и горожане самостоятельно наделяют скульптуры смыслом, поскольку чаще всего городские скульптуры не сопровождаются пояснительными табличками и посвящены «несакральным» персонажам. Например, в Екатеринбурге скульптурная композиция «Кузнец с лошадью и собакой» на углу улиц Попова-Вайнера является своеобразным «талисманом» гастарбайтеров. Считается, что если дотронуться до бронзовой ладони Кузнеца, это принесет удачу и прибыль. Это пример «городского мифа», возникшего стихийно. С другой стороны, городские скульптуры могут изначально наделяться создателями мифологическим, ритуальным значением. Так, у входа в банк на ул. ул. Куйбышева, 58 установлена забавная скульптура, представляющая собой стилизованную электорозетку. И всем прохожим предлагается «зарядиться энергией денег». И многие - в шутку и в серьез суют пальцы в денежную розетку. Мотивация у большинства такая: "Яя в это не верю, но вдруг сработает?»
В любом случае можно выделить ряд типичных действий, объектами которых выступают городские сооружения и скульптуры. Мы предлагаем   следующую типологию туристских ритуалов в культурно-познавательном туризме:
а) ритуалы присвоения (приобретение сувениров),
б) ритуалы пожертвования (бросание монетки, закапывание личных вещей в могилу кумиров, ритуалы «отдавания»),
в) ритуалы маркирования - «здесь был Я» (начертание граффити и автографов на стенах, в книгах отзывов, фотографирование на фоне памятника и т. п.).
Можно выделить несколько общих целевых установок и ключевых функций, которые выполняют подобные ритуальные действия.
К числу целевых установок туристских ритуалов можно отнести установки на достижение желаемого результата; предсказание, прогноз; защиту от возможных бед [Коновалова 2007, с. 92-98]. Цель любого путешествия - это получение впечатлений от него и сохранение воспоминаний. В путешествии особую значимость приобретает все, что помогает сберечь эти впечатления, - фотографии, сувениры, а также особые действия, которые не принято выполнять в обычной среде. Вероятно, мало кому придет в голову в родном городе семь раз обходить вокруг памятника Ленина и загадывать при этом желание. Однако точно такой же объект в другой стране, в другом городе, под влиянием интересного рассказа гида может вызвать желание (пусть в шутку) совершить этот простой и древний обряд (например, центральный паломнический обряд во время хаджа -  обход Каабы в Мекке).
Можно выделить несколько ключевых функций, которые выполняют подобные ритуальные действия. Таковы:
а) познавательная функция;
б) запоминания (фиксирование достопримечательностей в памяти, на фото и видеоносителях);
в) управления поведением туристов;
г) экзистенциальная или смыслообразующая;
д) психологическая функция (с помощью ритуальных действий человек успокаивается, обретает уверенность в себе, в будущем);
е) в паломническом туризме необходимо отметить функцию поклонения сакральному объекту.
Использование обозначенных действий в среде гидов считается дурным тоном и признаком несерьезного отношения к работе. Большинство экскурсоводов, участвовавших в опросе, отрицали использование в своей практике туристских ритуалов или предпочитали не  афишировать эти моменты.
Однако далеко не всегда люди, выбирающие культурно-познавательный тур, оказываются готовы к восприятию огромного количества информации, которая на них обрушивается в виде рассказов экскурсоводов, путеводителей, событий, визуальных, звуковых,  вкусовых впечатлений. Некоторые гиды исходят из факта, что серьезная научная информация сложна для восприятия туристами, которые «едут отдыхать»: «Зачем их перегружать лишними цифрами и фактами? Пусть развлекаются». В таких случаях позиционируется развлекательная, а не информационная функция экскурсии, и тогда туристские ритуалы включаются в экскурсионные программы.
Да и сами туристы считают, что такие ритуальные действия, с одной стороны, организуют группу, с другой - способствуют лучшему запоминанию информации. Вот что по этому поводу говорит один из путешественников: «В Брюсселе, на площади Гранд Пляс есть памятник “погибшему профсоюзнику”. Никто толком не знает, кому он установлен, но все гладят. Говорят, приносит удачу. Мы с мужем тоже погладили. Рассказала про него гид, объяснила, зачем его гладят, но не настаивала, чтобы делали именно так. Надо сказать, она нам на самом деле объяснила, кому установлен памятник, но мы быстро забыли» (Юлия С.,35 лет).
В классических экскурсиях экскурсантам всегда предоставляется время на приобретение сувениров, фотографирование, самостоятельный осмотр достопримечательностей. Иногда способом сделать в экскурсии акциональную паузу, эмоционально разгрузить туристов по принципу смены вида деятельности служат «ритуальные» действия. Например, экскурсовод выделяет время на «загадывание желания». Ничего общего с религиозными действиями это не имеет, скорее это игра либо способ релаксации: «Сама я считаю, что ритуалы такие придуманы по двум соображениям: 1. Сторителлинг в действии - не зря же человек тащился за тридевять земель.  И для того, чтобы желание сбылось 2. Я наблюдала, как в момент свершения туристического ритуала довольные гиды собираются в кучку и отдыхают» (Юлия Г., 43 года).
Нередко инициаторами совершения таких действий выступают гиды или другие туристы, остальные им подражают. Многие туристы постфактум признают, что здесь играет роль эффект толпы - «все делают, и мы делаем»: «Это “предложенные ритуалы”. Чаще всего мы их совершали по инерции, из-за стадного чувства (или рядом был экскурсовод, или мы видели группу прилежных туристов с экскурсоводом и делали, как они)» (Анастасия В., 42 года).
В конечном итоге турист, даже в развлекательном формате, пытается обрести и познать смысл своего бытия, или, как минимум, почувствовать целесообразность, осмысленного предпринятого путешествия или присутвия в данном конкретном месте. И, конечно, с помощью этих действий люди пытаются управлять реальностью, настолько, насколько могут.

Литература

  1. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133−154.
Вилькицкая В. Г. О роли городской скульптуры в архитектурно-пространственной среде Екатеринбурга ХХ-ХХI вв. «Архитектон: известия вузов». № 14 - Приложение. Июль 2006// http://archvuz.ru/2006_22/45
  1. Калужникова Е.А. Образ Екатеринбурга в туристской сувенирной продукции/ Е.А. Калужникова // материалы XIV Международной научно-практической конференции «20 лет постсоветской России: кризисные явления и механизмы модернизации» 19-20 апреля 2011 года. Т.2. С. 556-557.
  2. Калужникова Е.А., Кутукова Ю.П. Ритуалы в активном туризме/ Е.А. Калужникова, Ю.П.Кутукова // Мультикультурная современность: Урал-Россия-Мир (в рамках проекта Урал  - перекресток культур и народов. Проблема мультикультуральности): материалы XII Международной научно-практической конференции 2-3- апреля 2009 года. Т.1. С. 733-738.
  3. Религиозное и светское паломничество: ритуал и практика: Монография / Л.А. Мясникова, Е.А. Калужникова, Е.В. Андреева; под общ. ред. д.ф.н. проф. Л.А. Мясниковой - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2008. - 208 с.

мои статьи, культурология, научная работа

Previous post Next post
Up