Некоторое время назад в сообществе
H&G я пообещала высказать своё личное мнение по поводу "скандинавского стиля" и наконец я "добила" материал на эту тему.
Сразу хотела бы предупредить, что я не дизайнер интерьеров, не искусствовед и не архитектор, так что любое моё высказывание исключительно моё частное мнение, которое с одной стороны имеет право быть, с другой не обязано быть похожим на мнения других, а с третьей у каждого другого человека может быть своя собственная частная точка зрения.
Дворец Skogaholm в Skansen, Stockholm
Дворец Skogaholm в Skansen, Stockholm
Я бы хотела зайти несколько издалека и окунуться в историю севера Европы с разных сторон.
Если мы окинем взглядом дизайн разных стран Европы, то обратим внимание, что чем северенее страна, тем аскетичнее и функциональнее воплощение их творческих идей. Если взглянуть на религиозную карту Европы, то наблюдаем интересную "религиозную картину": южные страны были католиками, а северные преимущественно протестантами, и разумеется, между этими полюсами были и те и другие.
Протестантизм начинает завоёвывать умы людей на севере Европы с первой половины 16 века и весьма интересен своей концепцией: все действия человека предопределены, от него ничего не зависит, все в руке Божьей. Из этой самой предопределённости вытекает свобода воли, которая в свою очередь реализуется в известной протестантской деловой хватке. Таким образом концепцию предопределённости можно выразить так: если мои поступки предопределены, то никто и ничто не мешает мне поступать абсолютно свободно. Казалось бы вороти что угодно, ибо всё предопределено, однако в дейститвельности жизнь протестанта даже в большей степени подчинена религиозным предписаниям и запретам, чем жизнь самого набожного католика - суть протестантской аскезы составляло испытание веры нравственностью и трудом, и благодаря этому абсолютная несвобода, оборачивается абсолютной свободой: не случайно масону и протестанту Бенджамину Франклину принадлежит крылатая фраза: "Время - деньги".
Итак, протестантизм предопределил сромность, простоту и "чистоту" в общении, в одежде и быте северян-протестантов, и при этом наделил свободой, которая позволяла заниматься предпринимательской деятельностью, в отличии от созерцательно-потребительской католической концепции.
Это был небольшой религиозный экскурс, а теперь немного иной поворот сюжета, который коснётся личности шведского короля Густава III - представителя просвещённого абсолютизма.
С дипломатической миссией будущий король Густав III оказался во Франции и его не мог не покорить Версаль. (Ну да, а кого бы он не покорил?!)
Густав III вернулся на родину с горячим желанием превратить Стокгольм "северный Париж". В тот период начинает расцветать ясный и гармоничный неоклассицизм, который пришёл на смену витиеватому и жеманному рококо. Однако протестантская этика хоть и не против величия, подобающего королям, но чрезмерная роскошь ей претит, таким образом, через призму протестантизма переосмысленный неоклассицизм, привнесенный Густавом, двинулся по Швеции, а впоследствии покорил все соседние страны.
Разумеется, в первую очередь новая мода распространяется на королевские дворцы и усадьбы, и дома его придворных, а потом и на всю страну. И так как страна в те времена не может похвастаться богатством, то подданные короля заменяют позолоту охрой, голубой или салатовой краской, дорогие обои - крашеными деревянными панелями, тонкие инкрустации - росписью, экзотические породы дерева - фрагментами шпона или просто крашеной шведской сосной. Аристократы и богатые граждане конечно же выписывают "оригинальные" дорогие ткани, но менее обеспеченные используют свои местные, аналогичная ситуация с коврами. Парадный парижский неоклассицизм становится милым, уютным, немного наивным и небрежным. И мы уже видим красивый стул с тонкой резьбой, которая не уступает парижским аналогам, но окрашенный в белый цвет или серый цвет, с декором пастельных оттенков или охрой, там где в Париже была бы позолота, и "наивно" обитый белёным, крашеным или натурального оттенка льном.
Но даже аристократам и состоятельным подданным королевства, чей достаток позволял заказывать оригинальные предметы интерьера и ткани из Франции, не претит типичная протестантская бережливость и привычка защищать дорогие предметы быта, например, дорогие позолоченные стулья, кресла и диваны с шелковой обивкой при помощи чехлов, что в свою очередь сделало мебельные чехлы из простых натуральных тканей тоже частью стилья.
В конечном итоге густавианская "протестантская" интерпретация неоклассицизма с особенностями местной шведской действительности превратилась в самостоятельный стиль, который получил название: "густавианский стиль".
Оригинальные предметы 18-19 веков (интернет-аукцион 1stdibs.com, Inc)
Диваны
Бюро
Комод
Чайный столик
Консоль
Большой интерес представляют предметы с росписью. Встретить такие предметы с оригинальной росписью почти невозможно, так как многие поколения пользователей обновляли и перекрашивали предметы мебели, и роспись либо полностью утрачена, либо остаётся глубоко под верхними слоями краски. Но иногда такие предметы всё же попадаются.
Аналогичный шкафчик парижских мастеров был бы инкрустирован, но шведы делали роспись.
А этот буфет, если бы был изготовлен парижскими мастерами, то был бы лакирован и расписан золотом, но у шведов своё.
Итак, густавианскому стилю свойственны приглушенные краски, прохладные пастельные оттенки, чистота и гармоничность форм, качественные, немного брутальные натуральные материалы северной Европы, отсутствие показной роскоши и изящество. От неоклассицизма его отличает бОльшее обилие чисто белого цвета и выбеленных оттенков в интерьере, с преобладанием бледных оттенков голубого, салатового и светло-серого, замена позолоты на оттенки охры или чуть более контрастные голубые и салатовые оттенки, крашеная древесина, качественные дощатые полы натурального цвета или окрашенные в светлые тона, реже в тёмные, интерьерный текстиль и обивки из натурального небелёного льна, либо из белёного или крашеного в пастельные тона, либо с цветной полоской или клеткой голубых, салатовых и серых тонов. Таким образом у интерьера в густавианском стиле характер нордический уравновешенный, гармоничный и немного как будто бы небрежный. Сочетание форм неоклассицизма и "простецких" натуральных материалов вызывает ощущение парадокса, который и воспринимается как небрежность.
Некоторое время назад уважаемая
t_demi делала репост другого пользователя жж
Cкандинавский интерьер в котором были продемонстрированы картины датского художника Vilhelm Hammershøi, запечатлевшие интерьеры его времени, и они ну совсем не то что нам сегодня выдают за "скандинавский стиль":
Современному густавианскому стилю присущи все его классические особенности: обилие белого, мягкие пастельные оттенки, натуральный интерьерный текстиль и обивки, формы и линии неоклассицизма.
С моей субъективной точки зрения обывателя именно густавианский стиль и можно назвать "скандинавским стилем". А то что многие именуют скандинавским стилем в сущности ни что иное как реоранжированный, переработанный и переосмысленный, если хотите осовремененный, стиль Мид Центури модерн (Mid-century Modern), т.е. Нео Мид Центури модерн.
Да, действительно многие предметы интерьера, иконы мид центури, действительно родом из Скандинавских стран, но не происхождение дизайнера предметов-икон определяет стиль!
Вот в этом замечательном видео продемонстрированы прекрасные образцы МЦМ, и я вижу то, что я встречаю в представляемых проектах под названием какого-то "скандинавского стиля". И никак не могу перестать удивляться тому, что вполне себе знакомый и замечательный стиль обозвали другим именем... кто? зачем? почему?
Click to view