Верховный суд (ВС) РФ в понедельник признал незаконным постановление правительства РФ о ставках вознаграждения в части, обязывающей российские филармонии перечислять в Российское авторское общество (РАО) плату за исполнение музыки Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха и других мировых классиков, сообщает РИА "Новости".
Таким образом, судья Татьяна Петрова удовлетворила заявление Московской государственной академической филармонии. Тем не менее у ответчика по делу - Министерства культуры - есть возможность обратиться с жалобой в апелляционную инстанцию после изготовления полной версии решения.
Заявитель в своем обращении отмечал, что в оспариваемой части постановление правительства устанавливало порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений. Это нарушает право свободно использовать произведения, которые являются общественным достоянием, и Минкультуры не имело право накладывать дополнительные к уже имеющимся требованиям отчислений, отмечалось в заявлении.
Представители учреждения ранее поясняли, что не оспаривают само право правительства устанавливать ставки, но не устраивающая их часть акта определяет порядок применения ставок, таким образом налагая обязательные условия использования произведения сверх лицензионного соглашения.
Как следует из искового заявления, филармония некоторое время назад заключила годовое лицензионное соглашение с Российским авторским обществом (РАО), которое ежегодно пролонгируется, если стороны не сочтут нужным его расторгнуть. В ноябре 2011 года РАО потребовало взыскать с заявителя плату за исполнение на концертах музыки классиков, ссылаясь на оспариваемый акт.
Как сообщила представитель филармонии, теперь копия решения будет направлена в качестве дополнения к жалобе в Тверской суд Москвы, где рассматривался и был удовлетворен иск РАО к филармонии.
Минкультуры ранее возражало против рассмотрения заявления вообще в Верховном суде. Как пояснила представитель министерства Наталья Матусенко, оспариваемый документ был принят значительно раньше вступления в силу четвертой части ГК, регулирующей правоприменение в сфере интеллектуальной собственности. Новая же часть затем полностью охватила все пункты оспариваемого акта, в связи с чем они уже фактически не применяются, добавила Матусенко. При этом она признала, что правительство действительно не имеет права регулировать порядок применения ставок.
Отсюда