А.А. Мановцев
О пребывании царской семьи в Тобольске
90-летие гибели царской семьи - это не просто круглая дата. До сих пор в обществе не сложилось убедительного для всех мнения, которое объясняло бы причины переворота 1917 года. Собственно, трагедия 1918 года (цареубийство) совпала и с началом гражданской войны, и с разгоном Учредительного собрания, и с началом гонений на Церковь. С 1918-го начинается мученический путь исповедников Российских. Государь и его близкие стоят в этом сонме первыми...
Тропарь царственным мученикам начинается такими словами: «Днесь благоверные людие светло почтим седмерицу святую царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю церковь...» Когда знакомишься с жизнью царской семьи в заточении, убеждаешься в справедливости последнего именования. Врата адовы не одолели семьи Романовых, потому что она была - церковью.
Говорить об этом непросто, поскольку сбиваешься на пафос, отчего слова теряют смысл. Ничто так не было чуждо семье Николая II, как какая-либо претензия, или поза, или сознание собственной значительности. Они совершали подвиг, но об этом не думали, а просто - жили. Так любят, не задумываясь над тем, что - любят, так трудятся и помнят лишь о собственном долге. В бытовом отношении, в плане житейских подробностей, в Тобольске это была, пусть стесненная, пусть искаженная, пусть жизнь в заточении, и все же - «самая обыкновенная» жизнь. Комиссар Панкратов, поставленный Временным правительством сторожить царя и его семью, с раздражением вспоминал потом о нерадивости царских слуг (грязно в доме), о готовности их... к воровству! Казалось бы, люди, добровольно разделившие с царской семьей заточение, должны были быть на высоте, но, думается, они просто на ней не удерживались. Татьяна Боткина (дочь врача) вспоминала, что, когда пришлось при большевиках рассчитать треть слуг, то уволенные так напились на прощание, что некоторые из них ползком добирались до комнат, где ночевали - мимо комнаты великих княжон. Государыня не оставила уволенных людей своим попечением, старалась выплачивать им хоть часть жалования.
Продолжение
здесь