М.Г. - который сделал первый шаг на пути к рождению этого текста.
***
Греческий кинорежиссёр Теодорос, или, как все звали его, Тео Ангелопулос известен во всём мире. Ну, по крайней мере, киноманам. Тео - лауреат множества мировых кинофестивалей - не раз назывался в числе лучших режиссёров мирового кино. Удивительные фильмы Ангелополуса всегда пронзительны и прекрасны.
Но мой сегодняшний рассказ не о нём, а об одной Женщине.
Одной особенной и прекрасной Женщине, сыгравшей огромную роль в его творчестве.
Нет, она не была его музой.
Но она стала его МУЗЫКОЙ!
Имя этой женщины - Элени Караиндроу.
Однажды, не так уж давно, я услышала по радио волшебную безымянную мелодию.
Вот эта мелодия.
Click to view
Музыка так заворожила и покорила меня, что мне просто необходимо было узнать, кто её написал. (истоки этой истории
здесь)
Я занялась подробным поиском, и для меня открылся целый мир по имени Элени Караиндроу.
Родилась Элени в небольшой греческой горной деревушке - Фокида 25 ноября 1939 года. Когда девочке было семь лет, семья переехала в Афины, где её отец, математик, стал преподавать в школе. В Афинах Элени узнала, что на свете есть "автомобили, электричество и кино". :) Дом, в котором жила их семья, находился недалеко от кинотеатра под открытым небом, и маленькая Элени из окна своей спальни смотрела все фильмы. Ещё одним открытием стало фортепиано - этот инструмент Элени увидела впервые только после того, как она переехала в Афины, однажды заглянув в окно какого-то дома, и сразу же сказала родителям, что хочет научиться играть на нём. И, конечно, тогда, будучи восьмилетней девочкой, она не могла и предположить, что именно симбиоз музыки и кино станет главной, основной страстью и призванием всей её жизни.
Очень музыкальная с самого детства, Элени учится играть на фортепиано, и начинает сочинять музыку с того момента, когда её пальцы впервые прикасаются к клавишам. И хотя она проводит 14 лет (1953 - 1967), изучая игру на фортепиано и теорию музыки в Афинской консерватории Hellenikon Odion, позже она будет всегда называть себя композитором-самоучкой, "инстинктивным композитором".
"Мой отец и мой дед играли на мандолине. Но я никогда не думала, что музыка станет моей профессией. В моей жизни всё произошло случайно..." - вспоминает Элени
Яркие пианистические успехи Элени не вызывают ни у кого сомнения, но, тем не менее, следуя желанию отца, она поступает в Афинский университет на факультет истории и археологии. В университете она влюбляется и выходит замуж, у неё рождается сын. По окончании университета, Элени какое-то время преподаёт в школе латинский язык и историю.
А затем в Греции происходит переворот и к власти приходят Чёрные полковники.
Элени с сыном уезжает в Париж, где с 1969 по 1974 годы изучает этномузыкологию в Сорбонне и композицию в Schola Cantorum. В эти годы она уже начинает писать первые серьёзные сочинения. В Париже Элени знакомится с выдающейся греческой певицей Марией Карандури, с которой они становятся близкими подругами. Мария предлагает Элени положить на музыку стихи K.X.Miris и становится первой исполнительницей новых песен. (альбом "I megali agripnia", 1973)
Вернувшись в 1974 году на родину, Элени основала Лабораторию традиционных инструментов, в сотрудничестве с отделом Этномузыки Греческого радио. С 1975 года она начинает писать музыку для театра и кино.
Её первой работой стал саундтрэк к фильму "Periplanissis" режиссёра Христофориса Христофоруса, а уже в 1982 году она получает приз за лучшую музыку к фильму "Роза" того же Христофоруса на международном фестивале Thessaloniki.
Послушайте песню Розы из этого фильма:
(видеоряд здесь из другого фильма)
Click to view
Но не только призом стал памятен для Элени этот фестиваль. В том году жюри фестиваля возглавлял Тео Ангелопулос. Будучи совершенно покорён и очарован музыкой молодого композитора, он предложил Элени сотрудничество.
И так родился этот потрясающий дуэт двух родственных душ.
Дуэт двух выдающихся художников.
Дуэт, который просуществовал 29 лет!
Их первой совместной работой стала блестящая картина "Путешествие на Киферу" (Voyage to Cythera, 1984)
Click to view
С этого момента Тео уже не представлял свои фильмы без музыки Элени.
"Я считаю композитора Элени Караиндроу своим двойником. То, что я хочу выразить средствами кино, она выражает музыкой", - говорил Тео Ангелопулос. Во всех его фильмах звучит музыка Элени.
"Ангелопулос был гениальным режиссёром. Он создал нам особенную Грецию. Его Грецию" - говорит Элени.
Вместе они сделали восемь картин. Их творческий союз называли феноменальным и сравнивали с уникальным кинодуэтом Федерико Феллини и Нино Рота.
Следом за "Путешествием на Киферу" последовал "Пчеловод" (1986), потрясающий вальс из которого и был той самой волшебной мелодией, с которой началась моя встреча с Элени.
"Я сыграла Тео вальс на фортепиано, и он был потрясён. Через несколько дней, когда он снимал один из эпизодов с Мастрояни, он сказал мне:"Играй! Я хочу, чтобы ты играла вальс прямо сейчас! И я начала играть прямо в павильоне, а Тео снимал эпизод под мою музыку. Он много раз снимал под мою музыку, как делал Феллини под музыку Рота."
Потом был "Пейзаж в тумане" (1988) - это адажио словно вливается в вас и заполняет каждую клеточку тела.
Click to view
"Обычно, я писала музыку до того, как мы начинали снимать фильм, но этому предшествовали наши с Тео бесконечные часы разговоров и обсуждений.
Потом "Прерванный шаг аиста" (1991) Здесь музыка и действие просто слиты в какой-то единый органзм, кажется, что эти шагающие вверх по столбам люди движениями тел пишут звучащие ноты.
Click to view
"Искусство Тео было антропоцентричным."-говорит Элени - "Его всегда интересовали движения человеческой души, его жизненные приключения.
Я думаю, Тео был пророком. В "Прерванном шаге аиста" у него есть крупный план с трупами беженцев, плавающими в море - сейчас это стало печальной рутиной."
Следующим фильмом стал "Взгляд Улисса" (Ulysses' Gaze, 1994)
Click to view
"Он был настоящим греком, он очень вдохновлял меня. Наше партнерство с годами становилось всё более счастливым. Я всегда стремилась получить вдохновение от самой идеи фильма. Часто это были очень грустные истории, и я "примеряла" на себя перипетии сюжета, как это было, например, во "Взгляде Улисса"- вспоминает Элени
"Вечность и один день" (Eternity and a Day, 1998)
Click to view
В фильме "Вечность и один день", главный герой, знающий, что он должен умереть, просыпается каждое утро с мыслью, что это его последний день и включает музыку. Я ломала голову, как и что я должна написать. Ведь это совсем не обязательно должен быть реквием! Наш герой хотел в свои последние дни сделать что-то хорошее, радостное, и это внушало оптимизм. Поэтому я написала музыку, которая прославляет жизнь и любовь.
"Плачущий лугг" (The Weeping Meadow, 2004)
Click to view
Click to view
Музыка Элени удивительная! Три-четыре минуты, а ощущение такое будто тебе рассказали историю - нотами, голосом, душой - и ты эту историю прожил вместе с ее участниками... Настоящая магия!
"Пыль времени" (The Dust of Time, 2009) - две прекрасных мелодии, ставших последним подарком Элени Мастеру.
Click to view
Click to view
Два года назад Тео ушёл...
Вспоминая его, Элени каждый раз говорит о нём со страстью и вдохновением, она посвящает ему все свои многочисленные выступления этих двух лет - в Греции, Турции, Эстонии, Бельгии, Франции, Израиле.
"Музыка - это универсальный язык, не нуждающийся в переводе. Я верю в людей и смотрю в будущее с оптимизмом! Люди всегда изобретают что-то хорошее!
То, что "изобрели" Тео и Элени уже стало часть истории мирового кино, его прекрасной легендой. Его режиссура и её музыка создали некую, не имеющую названия субстанцию, которая трогает и волнует, заставляет смеяться и плакать каждого, кто соприкасается с этим чудом.
У Элени множество призов и наград, но самую для неё дорогую она получила в 1992 году на Европейском Фестивале Кино в Италии. Это приз Феллини. Он был вручен ей как лучшему композитору, пишущему для кино в Европе.
За свою плодотворную композиторскую карьеру Элени написала музыку к 50-ти спектаклям, 22-м фильмам и 15-ти телевизионным и радио программам. Она сотрудничала с лучшими греческими и зарубежными режиссёрами.
Сегодня Элени Караиндроу продолжает писать музыку, концертировать, участвовать во множестве различных проектов, а по выходным - принимать дома своих обожаемых внуков, для которых она обязательно готовит их любимые блюда.
Элени написала огромное количество чудесных завораживающих мелодий.
Вот, в качестве бонуса - песня, написанная ею к постановке чеховской "Чайки"
Click to view
Эта удивительная гречанка прекрасна так же, как и музыка, которую она пишет уже почти сорок лет!
Давайте, пожелаем ей счастливого творчества, а себе новых мгновений наслаждения её музыкой!
(К сожалению, информации об Элени на русском и на английском очень мало, так что при подготовке поста мне приходилось сражаться с гуглопереводчиком с греческого :). Надеюсь, я его победила. :)