Самбок

Aug 07, 2015 22:57

Все, кому "посчастливилось" застать лето в Корее, отмечали ту ужасную духоту и влажность, от которой просто порой хочется бежать на все четыре стороны. Такое лето характерно не только для Кореи, а фактически для всего региона Северо-восточной Азии. Япония и Китай здесь не исключение. Любопытно, что в период этой жары выделяют три самых жарких дня или, иными словами, отрезок времени, очерченный первым и последним днем, когда температура достигает своих максимумов. Такие дни называются боками (복 : 伏). У каждого бока есть своё название. Первый называют чхобок (начальный бок), второй - чунъбок (срединный бок), а третий - мальбок, что можно перевести как последний бок. Все три бока вместе именуют самбок (три бока), что стало общим названием, определяющим данное понятие.
Самое интересное, даты этих дней все время плавающие. Поначалу мне казалось, что они закреплены за датами лунного календаря, но, как оказалось, "плавают" они и относительно лунного календаря. Чтобы разобраться в этом вопросе, мне пришлось перечитать на корейском определенное количество справочной литературы. Если кому интересно, как высчитываются эти даты, читайте дальше.

Как оказалось, все три бока совпадают с так называемыми кёнъилями (경일 : 庚日). Чтобы понять, что это такое, надо разобраться сначала с корейской календарной системой. Если вы посмотрите в традиционный корейский календарь, то цифр вы там не обнаружите. Все летоисчисление (а также подсчет календарных месяцев и дней) происходит при помощи небесных стволов и земных ветвей.

Небесные стволы



Земные ветви:


Грубо говоря, это двухразрядные числа, в которых земные ветви относятся к первому разряду, а небесные стволы - ко второму. Вроде бы ничего сложного, если учесть что небесных стволов 10. Но подвох состоит в том, что земных ветвей не 10, а 12. К тому же оба разряда двигаются одновременно. Чтобы было понятно, как устроен этот календарь, объясню на обычных цифрах:

1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-5, 6-6, 7-7, 8-8, 9-9, 10-10.

Тут второй разряд закончился, потому, что в нем всего десять знаков, но в первом осталось еще два. Поэтому происходит следующее: во втором разряде начинается отсчет заново, а первый продолжается.

1-11, 2-12.

Здесь закончился первый разряд, поэтому в этом случае уже он начинает отсчет заново, а второй продолжает идти как ни в чем ни бывало.

3-1, 4-2, 5-3, 6-4, 7-5, 8-6, 9-7, 10-8, 1-9, 2-10, 3-11, 4-12, 5-1… и так далее.

Цикл в этой системе заканчивается на шестидесятой позиции, после чего все повторяется. Самое интересное, что каждый элемент небесного ствола может сочетаться только с шестью элементами земных ветвей. Есть знаки, которые никогда не сочетаются, как ни крути.
Так вот, кёнъиль - это день, в котором присутствует знак небесного ствола кёнъ (경 : 庚), который соответствует нашей семерке.
Идем дальше. Чхобок (начальный бок) выпадает на третий кёнъиль после летнего солнцестояния. Чунъбок (срединный бок) - на второй кёнъиль. А поскольку небесных стволов 10, то чунъбок при любом раскладе выпадает ровно на одиннадцатый день после чхобока. С мальбоком же немного сложнее. Он выпадает на первый кёнъиль сразу же после ипчху (начало осени), поэтому интервал между вторым и третьим боком может варьироваться в промежутке от десяти и более дней.
Не менее любопытен момент, почему для обозначения этих дней был выбран иероглиф бок (伏 подчинять), а так же, почему сами боки выпадают именно на кёнъили. Известно, что небесные стволы, помимо своего прямого назначения, используются в качестве понятийных операторов в классической китайской метафизике. Если кто-то ходил к корейским гадалкам, то, наверняка, замечал, как они после выяснения вашей даты рождения начинают смотреть в какой-то «талмуд», исписанный иероглифами, а потом на листочке по очереди выписывают метафизические элементы, говоря при этом, что вам не хватает «воды», «огня» или «почвы». «Какие они умные,» - думал я по началу, но, как выяснилось, в «талмуде» записаны просто все даты в системе стволов и ветвей. И его может читать любой, выучивший всего 22 иероглифа. Так вот, каждому циклическому знаку соответствует свой метафизический элемент. Циклическому знаку кёнъ (경 : 庚), соответствует «металл», который в свою очередь соответствует осени с её живительной прохладой. В качестве обозначения самых жарких дней были выбраны кёнъили, потому что в эти дни их осенняя прохлада максимально подчинена. Еще одним не менее интересным моментом является сам иероглиф бок (복 : 伏). Это составная идеограмма. Кстати, это моя самая любимая категория иероглифов, значение которых образуется как сумма значений двух или более составных частей. Поскольку эти идеограммы достаточно старые, по ним можно определить логику мышления древних китайцев. В качестве примера можно привести иероглиф хю (休 отдыхать). Он состоит из двух элементов: человек и дерево. Естественно, что такие понятия как человек и дерево может связывать только отдых (по мнению древних китайцев). Так вот иероглиф бок тоже состоит из двух элементов: человек и собака. А они могут находиться только в состоянии подчинения второго первым.
Отсюда осенняя прохлада кёнъиля находится в непосредственном подчинении лета, словно собака, лежащая у ног человека.
Само понятие самбок зародилось в Китае в эпоху династии Цинь. В Корею проникло значительно позже, но, по-моему, здесь ему придают большее значение.
Традицией в эти дни считается есть суп из собачатины или куриный бульон. Вызвано это опять же стремлением восполнить недостающие элементы, соответствующие прохладе, которыми изобилует мясо этих животных.

То, что в западной традиции самые жаркие дни лета называются Dog Days, я считаю чистым совпадением, не имеющим никакого отношения ни к иероглифу бок, ни тем более к собачатине. Понятие Dog Days восходит к названию созвездия Большого пса, а именно альфе этого созвездия - Сириусу. В самый разгар лета Сириус наиболее близко подходит к солнцу. Отсюда и пошли эти «собачьи дни».

самбок

Previous post
Up