Дернуло меня пересмотреть
«Nosferatu, eine Symphonie des Grauens» (1922)
Мурнау, который я вместе с пачкой других немых фильмов смотрел году эдак в 07-08-м, если не раньше. Тогда мне попалась не очень качественная копия под музыку Type O'Negative (видимо, кому-то это показалось очень готичным), а не Art Zoyd, на которых я очень надеялся. Рядом с «Кабинетом доктора Калигари» и «Големом» он кажется попроще, но в итоге не менее культовое кино, которое получило некоторое продолжение в отличии от.
Я скачал копию покачественнее с восстановленными фрагментами, правленными титрами и саундтреком, когда-то написанным к фильму, и исполненным оркестром. Это
переиздание фильма. Пока копался, нашел ещё кое-что посмотреть, а потом ещё и ещё. Так у меня вышел список, который могу рекомендовать к просмотру.
Носферату, симфония ужаса / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (Ф.В. Мурнау / F.W. Murnau) [1922]
С этим всё понятно. К сожалению, с
музыкой Art Zoyd я опять обломался и даже располагая копией фильма и саундтреком я вряд ли смогу расставить всё так, как задумывалось, и получить такой саундтрек отдельной дорожкой.
Интересно было почитать об актёре
Густаве фон Вангенхайме (Хуттер/Харкер), который словил красную чуму и свалил с компанией себе подобных в Советский Союз, где позднее крысанул и заложил двоих своих товарищей, которые после такого правого дела были отправлены гнить в лагерях за троцкизм.
Тень вампира / Shadow of the Vampire (Э. Елиас Мериге / E. Elias Merhige) [2000]
Это фантазия на тему: фильм о том, как снимался фильм, в котором Мурнау (Джон Малкович) нашел вампира (Уиллем Дефо), который должен в реальности сыграть роль актёра Макса Шрека, который играет в фильме вампира. Еще во время просмотра оригинального фильма меня позабавили знакомые очертаниями надписи на бумагах, которые Хуттер передал графу Орлоку - это был энохианский шрифт. Здесь всё вскрылось через
Альбина Грау (Удо Кир), который в реальности был продюсером фильма и вообще вкладывался как мог, включая и проявляя свои оккультные увлечения, а оккультист он был серьезный и под немалым градусом, знался с Алистером Кроули и вообще не последний в движе человек.
Дальше больше.
Носферату: Призрак ночи / Nosferatu: Phantom der Nacht (Вернер Херцог / Werner Herzog) [1979]
Этот фильм хорош сам по себе, но еще лучше он заходит после оригинала, когда видишь переснятые сцены. Также здесь немало очень фотографичных моментов, причем некоторые из них прямо копируют оригинальный фильм.
Кроме крутого
Вернера Херцога здесь крутейший
Клаус Кински. Насколько он ебанутый, если заглянуть хотя бы в википедию, настолько замечателен и тут, даже с этими кроличьими клыками. Этот Дракула, в отличии от картонного Орлока в оригинале, вызывает некоторое сочувствие и совсем не того рода, что в «Тени вампира».
Заканчивается фильм иначе, чем оригинал и сейчас я взялся смотреть последний из четырех, который, если судить по первым 12 минутам, смотреть определенно стоит, но, как мне кажется, не стоит ждать от него больше, чем от предыдущих трех.
Вампир в Венеции / Носферату в Венеции / Nosferatu a Venezia / Vampire in Venice (Аугусто Каминито / Augusto Caminito) [1988]
У этого фильма было аж четыре режиссера, а если точнее, то продюсер Аугусто Каминито нанимал одного режиссера, второго, третьего и все трое были уволены (последний уволен из-за ссоры с Кински, который отказался работать), причем с оплатой, пока не взялся вдруг снимать сам. Прежде режиссерского опыта он практически не имел.
Этот фильм отдает giallo и той замечательной порнографичной атмосферой кино конца 80-х - начала 90-х, а также неумышленно, но технически, звучанием ранних Coil. Тут комбинация сама по себе такая, что и не будь там Клауса Кински, я смотрел бы этот фильм, что и продолжу сейчас.
Upd: первые 20-30 минут еще ничего, а дальше полная невнятина. Мне кажется, если нарезать фильм и перемешать сцены, ничего не прибавится и не убавится.
Есть один момент, который меня забавляет, и вероятно позабавит тех, кто знает меня IRL. Я никогда не испытывал каких-то особых симпатий ко всей этой вампирской теме, не засматривался фильмами о вампирах десятками, как одна моя знакомая, мечтающая только по этой причине посетить Трансильванию, и вообще как-то так - ну есть и есть, пускай будет, а в целом-то и похуй. Кто знавал меня году эдак в 07-08-м, когда я как раз и посмотрел впервые немой фильм Мурнау, мог заметить одну характерную деталь, которая видна почти на всех фото выше. Нет, я не про щербатые зубы, которые до сих пор со мной. В те годы я еще ходил с волосами, но если бы их не было, сходство с этим образом стало бы до смешного очевидным, как если бы я пытался изображать этого персонажа, хотя я уж точно никогда не помышлял отыгрывать такое. Вероятно, как я проявляю «архетип басиста» (лысый с бородкой, всё вот это), так же проявляю и то же, что вылезло в образе графа Орлока, скорее всего придуманного Альбином Грау. Сейчас, замечая это сходство, понимаю, что недолго и заиграться.
А еще отмечу current music, хоть она в целом и нихера никакого отношения не имеет ко всему описанному выше, кроме вампирской темы. Это саундтрек к жирнейшему американскому
«Дракуле» (1992) Фрэнсиса Форда Копполы с Киану Ривзом, Вайноной Райдер и Гэри Олдманом (охуенное же сочетание, не?). Этот фильм я в последний раз видел так давно, что, вероятно, уже стоит пересмотреть - было это точно не позже немого «Носферату». Саундтрека я оттуда вообще не помнил и песня эта попалась мне позднее, кажется, подброшенная Машей. Запала и попала в плеер, тогда еще iPod Nano, и с той поры кочует с девайса на девайс в числе обязательных к ношению в плеере.
Здесь и сейчас я спалил одну забавную связь. У режиссера Копполы, как известно, есть племянник слишком скромный, чтобы носить одну фамилию с именитым режиссером и более известный под псевдонимом Николас Кейдж. Актер этот известен своим переигрыванием, насчет которого где-то вскрылось его увлечение старым кино, где актеры были совсем театральные и никто еще толком не понимал разницы. Касательно темы он таки играл вампира в фильме «Поцелуй_вампира», который не могу не рекомендовать, потому что смешно и грустно. Нтаквот, Николас Кейдж является одним из двух продюсеров «Тени вампира».