Мысли и идеи потихоньку копятся, а выражения у них нет, посему вывалю пару мыслей-заготовок.
Все они касаются будущего и искусства, не то что бы будущего искусства, но о искусстве в будущем.
Итак тезис дня - искусство это манипуляция.
Естественно не совсем в целом, но смотря на искусство с определённой точки можно сказать в целом, что искусство манипулирует людьми. Это очевидно наверное в случае с кинематографом - кино это на сегодняшний момент пожалуй самое влияетльное искусство (сюда входит любой вид кина - и телевидение, и документалистика) телеизображение почти полностью формирует наше знание о современном мире - о красоте, о нормах морали, законах, новостях - о любой сфере жизни. Но отчего так? тут можно углубиться немного дальше - кино в своей сути соединяет 3 основных традиционных сфер искусства - писательство (сценарий происходящго) изобразительное искусство (картинка происходящего) и музыкальное (фон происходящего) есть конечно ещё другие сферы, но сейчас они не существенны.
Так вот у каждого вида искусства есть своя зона влияния и самым сильным со стороны манипуляции естественно будет писательство - написанная информация, это мысли чужих людей в наиболее чистом виде, это сама суть информации - она содержательна, иногда выразительна и напрямую говорит за автора. Но у этой части есть некоторый минус - вся сказанная информация не имеет конкретики в физическом мире - то есть если написать "Красивый пейзаж" каждый представит у себя в голове свою собственную кратину, то есть информация представленная в тексте довольно универсальна (что вобщем-то и не совсем минус) но в любом случае уточнение конкретных деталей в тексте не даст широкого эффекта - то есть можно написать "Красивый пейзаж, с берёзами, с зелёными листьями, стоящими на берегу Волги, в летний полдень" и даже боле конкретное описание всё равно не даст информацию конкретного места и тут на помощь приходит другая сфера искусства - изобразительное искусство.
Картины в свою очередь менее информативны по прямой информационной ценности - то есть мы можем видеть "Красивый пейзаж" он конкретен, но совершенно не понятен по смыслу - в ней может быть какой-то сюжет, развиваться какая-то ситуация, но она опять таки довольно размыта без сторонних объяснений, при том, что картины обладают очень сильным эмоциональным воздействием - смотря на картины можно испытывать почти весь спектр чувст, от уныния и страха, до веселья и возбуждения.
Объединяясь с неким текстом, картина обретает новый уровень существования - она становится конкретной, выразительной и вызывает некоторые конкретные чувства. Уже на этом этапе влияние на человека будет довольно существенным - вспоминим например плакаты - это я бы сказал это предтечи фильмов - выразительные картины с емким и четким текстом. Их влияние на общественное сознание более чем велико - доказанно двумя веками агитационного использования.
Следующий этап как ни странно более технический чем смысловой (в контексте этого поста естественно) - это театр, в своей сути он может быть представлен как появление анимации у картинок - картины оживают и по написанному сюжету производят действие, на этом же этапе добавляется и третья важная составляющая - музыка/звук.
Странно, что некоторые недооценивают манипуляторские способности звука - на протяжении истории звук вызывает у человека сильнейший эмоциональный отклик при чем даже более сильный чем у изобразительного искусства, во много благодаря тому, что звук боле агрессивен чем конкретная картина - вой воздушной сирены, крик/плач/смех всё это действует сильно и сразу.
В итоге к появлению кинематографа, у нас существует замечательный коктейль манипулятора - сценарий что бы постучаться в каждую голову, изображение, что бы рассказать/показать о том/то что нужно и музыка, чтобы вызвать в человеке эмоции по этому поводу. Вот так и получается, что любимое занятие людей это находиться в манипуляции, я пока оставлю это вбросовое сообщение и перейду немного в другую сторону - а именно почему конкретно эти сферы были использованны - ведь остаются ещё чувства обоняния и осязания.
Всё просто - оставшиеся чувства, во-первых материальное вмешательство к человеку - прикосновения и запахи материальны и существуют физически - запахи это молекулы веществ в воздухе, прикосновения ну тут всё понятно, во-вторых область применения запахов слишком узка в эмоциональном плане - нельзя воспроизвести запах радости (ну наркотики не считается :3) То есть можно конечно во время просмотра о фильме с "Красивым пейзажем" запустить озонированный воздух, с запахом свежескошеной травы, но эмоционального воздействия на копейку, а расходов на рубль. Что касается прикосновений - то это уже максимально интимный вид манипуляции, на который мало кто согласится, но об этом далее.
Так вот - получается, что цель искусства - повлиять на человека и дальнейшее развитие влияния - манипуляция.
Наверное сразу думается - о как же так, мной манипулируют? да что же это творится. Но в целом я подумал.. что всем это нравится - в общем-то всем хочется жить, ни о чем не заботясь, что бы их вели и всё было бы хорошо - ну всё таки благостное бездействие лучше, чем утомляющие/выматывающие действия. Но уж так повелось, что все стали бояться негативного смысла манипуляции - то есть манипуляции против своей воли (что есть нонсенс кстати - любая манипуляция будет против воли) что подчиняясь чьей-то воле, то им обязательно воспользуются во вред. И это забавно видеть в современном обществе, когда например - вбрасываем пост о том, какая церковь хорошая - и тут же налетит куча ненавистников, которая будет говорить о том, что церковь суть наживание на деньгах людей и о том, что церковь манипулирует людьми.. в то время КАК - эти же люди смотрят кино, фильмы, слушают музыку и отдавая деньги и подчиняясь манипуляции. Опять же и церковь и кино например, в своей сути не ведут злого умысла - церковь проповедует правила на которых зиждится весь закон западной цивилизации это ведь тоже манипуляция, но на неё все согласны.
Получается, что манипуляция это не так и плохо. Опять же например - вкусы человека, если посмотреть с этой точки зрения тоже подвергаются манипуляции - и если человек любит комедии, то он согласен что бы им манипулировали в сторону смеха и этот человек например не любит ужастики - он не согласен, что бы им манипулировали в области ужаса и страха - понятное дело, что это слишком грубо сказанно - не быть согласным на манипуляцию, но это так в сущности и есть - человек не хочет чувствовать некоторые эмоции ( хотя и не известно будет ли, как говорится не узнаешь пока не попробуешь) Я например не слушаю шансон - а отчего так? Ведь там, та же музыка из нот, слова из букв произносимые человечиским голосом - однако я не желаю чувствовать ту атмосферу которую он предлагает - то есть ТО, что закладывает автор в свои произведения, тем самым влияя на меня и соотв. тем самым манипулируя мной - к примеру опять таки, негативное отношение к сотрудникам милиции, создание образа (а значит и модели поведения) человека преступившего закон. Таким образом формируется личность в современном обществе - согласность на манипуляцию собой))
Ну да в общем ладно, цель этой части сообщения всё таки была не в оценки манипуляции, а в том, что такая точка зрения, имеет право на жизнь и думаю, довольно таки много расписал, про базовые механизмы.
А теперь интересненькое - на основе все сказанного можно сделать несколько предположений о том, что могло бы существовать в будущем и если конкретно то - Переход искусства/манипуляции в свою чистейшую форму - манипуляции напрямую от конкретного человека к человеку.
Казалось бы - оно уже есть - подошел к человеку сказал, а ну отойди, мешаешь пройти - он скорее всего отойдет, чем не манипуляция?
Так вот я предполагаю, что это могло бы вылиться в форму искусства, при чем с бОльших масштабах, базовое название, что нибудь типа Архитектор жизни/судьбы (да-да пафос-пафос) Но суть не меняется - Это такая форма искусства манипуляции чужой жизнью, при чем не в негативном смысле, а в просто смысле управления (как мы уже поняли из первой части, что манипуляция это не авто-зло) По существующим смысловым аналогам можно привести примеры ангелов-хранителей или фильм Игра (с Майклом Дугласом, человеку на день рождения устроили жизнь "по-сценарию" чисто для острых ощущений)
То бишь это человек который со стороны своих возможностей, влияет например на окружающую обстановку другого человека - подстраивает события/встречи с определёнными людьми, которые так или иначе могут повлиять на всю жизнь. В современный век, когда о человеке и его жизни становится известно, всё больше и больше, можно предсказывать его действия, вкусы и ожидания.
С одной стороны казалось бы зачем это может быть нужно? Ну во-первых самое банальное - богатым людям на потеху, например кому-то скучно живётся, кто-то хочет жить иначе. во-вторых шпионская разведка и прочее в третьих естественно - искусство. Искусство манипулирования жизнями и событиями, я уверяю, способно доставить определённое наслаждение и удовлетворение, при чем, чем сложнее выполненная манипуляция тем выше ЧСВ - то есть например дать дорогу талантам, объединить любящих людей или даже найти их. Устроить какие либо государственные решения и прочее прочее. Современная жизнь дает всё больше и больше таких рычагов и думаю в будущем эта сфера может стать искусством, в том числе и за деньги - кто бы не хотел, что бы им манипулировали в сторону благополучия, любви или чего-кому хочется? Ведь мы же покупаем комедии чтобы посмеяться и драмы что бы поплакать - почему бы не быть направленным на то, что бы увидеть комедию или развернувшуюся драму в жизни?
Также касательно искусства в будущем, думаю очень вероятно развитие тактильного искусства (то бишь осязания) как базовый вариант - некий салон с отдельными комнатами где была бы соотв. атмосфера со ВСЕМИ типа воздействия - например кресло с динамической поверхностью, которая меняется в зависимости от выбранной симуляции - например загадываем русский лес - надеваем специальные очки и заходим в комнату - за счет очков создается визуальная картинка (возможно даже с какими-либо сюжетами) проходим садимся в кресло (или подобное устройство) у которого создается рельеф травы - ложимся расслабляемся - дует ветерок, припекает солнце, фоном идут звуки окружающей среды или просто расслабляющая-тематическая музыка, распыляются запахи природы, цветов - кресло в свою очередь может менять формы поверхности создавая определённую гамму чувств, от не знаю.. прикосновения тела, до космических поверхностей астероидов.. лун и абстракций. В общем такая полная симуляция чувств по началу и уже более сложные симуляции сюжетов, событий в последствии.
Вот такие вот мысли, есть на самом деле ещё кое-что о будущем, но объем накатанного и так многоват.