О положении на ПО "Полет" в конце 90-х

Feb 14, 2021 20:15

Чтобы подробнее представлять объем вложений, который пришлось провести для налаживания производства РН "Ангара" в Омске, полезно вспомнить о том, что представлял ее будущий серийный завод к концу 90-х. И в этом нам поможет пара старых статей из НК за 1997-й год.

Первая - пятый номер за 1997-й год, статья Б.Юрьева из "Делового мира", "Полет срывается в штопор":

27 февраля. В.Юрьев, “Деловой мир”. Омская областная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины приняла решение о тщательной финансовой проверке дочерних предприятий Аэрокосмического объединения “Полет”. На этих предприятиях занято 1337 человек или каждый шестой работник “Полета”. По данным налоговой службы, Объединение вложило в свои “дочки” 60 млрд руб. Обратно вернулась лишь третья часть этой суммы. На этом фоне за прошлый год долги объединения бюджетам всех уровней выросли в 2.5 раза с 70 до 185 млрд руб.

Насторожило комиссию и наличие у “Полета” 38 счетов в различных отечественных банках. Впрочем и это еще не все. Есть подозрения, что банковские счета открыты за рубежом.

Положение в некогда одном из ведущих предприятий авиационной, а затем ракетно-космической отрасли, где в свое время работали А.Н. Туполев и С.П.Королев, оценивается сегодня как крайне неблагополучное. За последние годы численность персонала, достигавшая 18000 человек, сократилось вдвое. Только в прошлом году объем производства упал наполовину. Не принесло пока ощутимых результатов и вступление в корпорацию “Компомаш”, основными направлениями деятельности которой являются развитие ракетно-космических технологий в интересах обороны и народного хозяйства, освоение производства оборудования для топливно-энергетическом комплекса и аграрного сектора. К концу февраля неясной остается ситуация с госзаказом на нынешний год по военной тематике. Не лучше положение и в авиационном производстве.

Самолет Ан-74 пока не прошел международной сертификации, а на внутреннем рынке он может быть реализован только в объемах госзаказа. Его опять-таки нет, хотя потребность в этих машинах испытывают сразу два крупных ведомства - Министерство по чрезвычайным ситуациям и Федеральная пограничная служба. Имущественные активы объединения превышают кредиторскую задолженность в 4.5 раза Это значит, что возможность рассчитаться с бюджетом все-таки есть. Но пока генеральный директор предприятия Станислав Осмульский предлагает передать в качестве долгов крайне неликвидные и затратные объекты - подсобное сельское хозяйство, расположенное примерно в 100 км от города, а также свинарник, птичник, профессионально-техническое училище. Этим и объясняется повышенный интерес ОЧК к дочерним фирмам объединения.

“Полет”, впрочем, не теряет надежды выбраться из финансовой дыры в отличие от своего бывшего смежника в военные годы “Моторостроительного объединения имени П.И.Баранова”. Здесь руководители, похоже, смирились с судьбой. За месяц, прошедший после решения комиссии о начале процедуры банкротства, моторостроительное предприятие перечислило в бюджет 149 млн руб. В относительном выражении это всего 0.12% долгов. Правда, налоговой полицией арестовано имущество - 1000 коробок передач, которые здесь выпускаются для Ижевского автозавода. Эта партия продукции оценивается в 2 млрд руб и даже в случае успешной реализации мало изменит финансовое положение потенциального банкрота. “Полет” же после открытия единого счета недоимщика за январь сумел перечислить в бюджеты 17 млрд руб - почти столько же, сколько за весь предыдущий год. Оставляют надежду поправить дела и несколько интересных проектов: участие в производстве ракеты легкого класса “Рикша”; Протокол о намерениях” с концерном “Мерседес” по сборке автобусов и большие потенциальные возможности вести операции на рынке международных космических услуг. Для этого 'Полет” располагает не только лицензией, но и стартовой площадкой на космодроме Плесецк.

А во-вторых - небольшой комментарий к ней от бывшего работника ПО "Полет", из тринадцатого номера за 1997-й год:

Уважаемая редакция журнала “Новости космонавтики”!

Небольшой комментарий по поводу статьи в №5 “Полет” срывается в штопор”. Я сам проработал там (правда, в КБ) 4 года (с 89-го по 93-й), и сейчас в КБ работает много знакомых. Так вот я расскажу о положении в КБ на сегодняшний день.

Надо сказать, что КБ являлось “мозгом” завода, т.е. спутник проходил весь путь от чертежа до запуска под управлением этих людей. Почти вся молодежь (до 30 лет) ушла из КБ в период с 92 по 94 г. и многие (почти все мои знакомые программисты) нашли работу с более высоким доходом чем в КБ, т.е. квалификация, полученная в КБ, была очень высокой. Таким образом, КБ лишилось “будущей смены”. В июне 97 г. прошло 50-процентное сокращение состава (т.к. госзаказа нет, деньги за запуски иностранных спутников тоже неизвестно куда ушли, новых заказов нет). Сократили тех профессионалов, которые отдали космонавтике 20-30 лет своей жизни. Сейчас идут работы только по обслуживанию остатков старых заказов. Говорят, что в сентябре произойдет еще одно большое сокращение, и останутся одни начальники.

Таким образом, происходит (если уже не произошло) торпедирование крупного космического завода. Здесь, на мой взгляд, вина не только некомпетентного и вороватого руководства как завода, так и КБ, но и в равной степени (если не в большей) близорукой политики правительства и президента по отношению к космонавтике, да и к экономике вообще.

С уважением, Алексей Белозерский, Омск 16.06.97

То есть к моменту присоединения к ГКНПЦ в 2007-м году от былого величия вообще ничего не должно было остаться. И какой же тогда сакральный смысл был в переводе производства туда, где кадровый потенциал имелся только чисто формально, да и производственные мощности были заточены под нечто другое?

мелкие придирки, мысли в слух, инсектоиды, информация к размышлению, капитан очевидность, Роскосмос, ГКНПЦ, технические детали, ПО "Полёт"", космос, вшивый о бане, в порядке бреда, найденное, чтобы не пропало

Previous post Next post
Up