Чего хочет Европа? НК 09/2007

Oct 14, 2020 08:32

В продолжение темы истории разработки нового отечественного пилотируемого корабля, предлагаю вспомнить период, когда считалась возможной кооперация с ЕКА по этой теме, для чего обратимся к статье И.Афанасьева из сентябрьского номера "Новостей космонавтики" за 2007 год:



ЕКА вынашивает планы создания европейской альтернативы американскому пилотируемому космическому кораблю (ПКК) Orion. Программа ACTS (Advansed Crew Transportation System), известная в России как ППТС (перспективная пилотируемая транспортная система), миновала середину 18-месячного этапа выработки концепции.

Данный этап (начало - осень 2006 г., окончание - весна 2008 г.), на который ЕКА выделило сумму в 15 млн евро, поделенную между семью странами, включает следующие области исследования:

❖ предварительное проектирование систем, проверка конфигурации аппарата;

❖ детальное проектирование отдельных подсистем;

❖ разработка механизмов сотрудничества и соглашений, а также решений по совместной работе для полномасштабного проектирования.

ЕКА провело ряд встреч с ключевыми промышленными группами в Европе, чтобы проработать детали ACTS. Россия (одним из соисполнителей данного этапа программы ACTS является РКК «Энергия» имени С.П. Королева) выполняет анализ реализуемости различных вариантов. Что касается возможного участия в этой программе Японии, то пока достоверной информации о ее планах нет, хотя ранее JAXA проявляло интерес к проекту.

Результаты исследования планируется представить на конференции стран - членов ЕКА в 2008 г.

Чего же хочет Европа от новой пилотируемой системы?

Немного истории и политики

В январе 2004 г. президент США Дж. Бушмладший объявил программу Constellation, предусматривающую создание нового ПКК CEV (в 2006 г. он получил имя Orion), предназначенного для полетов к МКС, к Луне и к Марсу. Одновременно было заявлено, что после 2010 г. система Space Shuttle выводится из эксплуатации. Последнее обстоятельство стало неприятным сюрпризом для ЕКА, поскольку планы Европы в области пилотируемой космонавтики (в первую очередь полеты космонавтов на МКС) оказались под угрозой срыва, а в международную станцию европейцы вложили немало средств.

В этой ситуации вариантов действий у Европы было три: принять участие в программе Constellation, создать собственный «общеевропейский» ПКК либо объединиться с Россией. Однако США ясно дали понять, что Orion будут делать «без посторонней помощи». Второй вариант, очевидно, оказался самым сложным, рискованным и затратным. Попытки создать собственную пилотируемую систему Европа предпринимала неоднократно, но все они не были успешными. Среди наиболее известных проектов - многоразовые системы «Гермес» (Hermes) и «Зенгер» (Saenger). Первый, разрабатывавшийся с середины 1970-х годов Францией, смог получить статус общеевропейского проекта, но, погрязнув в финансовых и технических проблемах, был закрыт в 1992 г. (НК №7-9, 2006). «Зенгер» же так и остался национальным немецким проектом, не получив поддержки ЕКА из-за высокого технического
риска и позиции Франции (продвигавшей Hermes и Ariane 5).

Менее известный проект MRC (Multirole Capsule - многоцелевая капсула; был предложен в середине 1980-х британской корпорацией BAe) не был поддержан британским правительством, которое принципиально отказалось от национальных пилотируемых программ.

Таким образом, для ЕКА открытым оказался лишь вариант сотрудничества с Россией. Он соответствовал и интересам России, которая искала себе партнера для реализации проекта ППТС. К лету 2004 г. самым ярким представителем предлагавшихся кораблей был «Клипер» разработки РКК «Энергия»; именно в его разработке и было предложено участвовать ЕКА.

В феврале 2005 г. состоялась первая встреча российско-европейской рабочей группы по проекту. В то время Европа интересовалась в первую очередь грузовым аппаратом многократного использования для замены транспортного корабля ATV. Но уже на встрече в апреле 2005 г. должностные лица ЕКА выразили интерес к ПКК, оставляя грузовой вариант как дополнение. 10 июня 2005 г. делегация агентства провела в Роскосмосе переговоры о возможном участии в разработке «Клипера», а 13-19 июня модель крылатого варианта корабля была выставлена на авиасалоне Le Bourget, где прошел очередной раунд переговоров с ЕКА.

Решение об участии европейцев в проекте предполагалось принять 4-5 декабря 2005 г. в Берлине на саммите «космических» министров 17 стран - членов ЕКА и Канады. На рассмотрение был вынесен бюджет на 2006-07 гг. в размере 0.8 млрд евро, разделенный между программами ExoMars и Clipper Preparatory Programme (Программа подготовки «Клипера»). Накануне встречи российская и европейская пресса были полны ярких репортажей, предсказывающих простое одобрение участия Европы в ППТС. Однако ЕКА, вопреки ожиданиям, отклонило предложение об участии в полномасштабной разработке «Клипера». Отказ мотивировался тем, что цели и задачи программы не были сформулированы четко, а средства для ее выполнения не казались европейцам соответствующими поставленным задачам.

Правда, уже 9 декабря 2005 г. генеральный директор ЕКА Жан-Жак Дордэн (Jeann Jacques Dordain) посетил Москву, где встретился с главой Роскосмоса А.Н.Перминовым. После встречи Дордэн сообщил представителям СМИ, что ЕКА выступит с инициативой новых консультаций в Европе по теме «Клипера» в феврале 2006 г., и пообещал решить вопрос к июню того же года. Он вновь подтвердил, что для Европы жизненно важен вопрос создания космической транспортной системы.

Весной 2006 г. идеология пилотируемой системы была изменена. Роскомос и ЕКА приняли совместное решение о том, что новая концепция будет включать радикальное обновление ПКК «Союз». 21-22 июня 2006 г. Управляющий совет ЕКА принял решение о двухлетнем исследовании возможности разработки совместно с Россией корабля, способного, в частности, достичь окололунной орбиты.

Напомним, что в мае 2006 г. «Энергия» в лице генерального конструктора Н.Н. Севастьянова озвучила предложение по новой концепции развития пилотируемой космонавтики (НК №7, 2006, с. 6-13), в соответствии с которым создание новой ППТС разбивалось на ряд этапов: коренная модернизация бортовых систем ПКК «Союз-ТМА» и придание ему возможностей для облета Луны, разработка межорбитального буксира «Паром» и только затем, на основании новых бортовых систем, - создание многоразового корабля «Клипер». Вероятно, эти предложения легли в основу договоренностей Роскосмоса и ЕКА в июне 2006 г. Прагматичная Европа ухватилась за возможность относительно дешевой разработки пилотируемой системы малого риска. Россия получала некоторое финансирование и возможность продолжить разработку ППТС.

Тендер на разработку нового российского ПКК по теме «Клипер» (участники: ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, НПО «Молния» и РКК «Энергия» имени С.П.Королева), объявленный в ноябре 2005 г., был остановлен 19 июля 2006 г. как потерявший смысл.

С точки зрения Роскосмоса, работы по модернизации «Союза» должны быть проведены так, чтобы усовершенствованный корабль мог совершать не только орбитальные полеты, но и миссии к Луне. Как считает А.Н.Перминов, по результатам проведенной работы по первому этапу можно принимать решения о типе корабля следующего поколения, если таковой потребуется. Что касается перспектив освоения космоса, в частности полетов к Марсу и Луне, то их в России, по мнению руководителя ФКА, «видят только в международном формате, в частности в кооперации с ЕКА и Японией, вместе с которыми и будем создавать перспективную пилотируемую транспортную систему».

В свою очередь, Даниэль Сакотт (Daniel Sacotte), руководитель программы ЕКА в области пилотируемых полетов, микрогравитации и исследований, говорит, что создание новой пилотируемой системы - «не попытка соревноваться с США, но и не признак обособления космической программы Европы от международных усилий. Мы хотим иметь параллельные системы, которые смогут взаимодействовать так, что если одна система потерпит неудачу, то вторая позволит продолжить космические исследования. Мы не можем полагаться только на одну [транспортную систему]».

Технический облик



Так в представлении художника может выглядеть перспективный российско-европейский ПКК для полетов по околоземной орбите, созданный на базе элементов кораблей «Союз» (Россия) и ATV (ЕКА).
Рисунок А.Зака (www.russianspaceweb.com)

Хотя официальные представители заинтересованных сторон заявляют, что концепция новой системы еще не сформирована, доступная информация позволяет сделать кое-какие предположения о техническом облике ППТС/ACTS. Скорее всего, о крылатом корабле придется забыть: ПКК должен выполнять окололунные миссии, при этом крылья - только помеха. Требование доставки шести космонавтов на МКС снято; считается, что достаточен четырехместный аппарат. По всей видимости, конструкция корабля будет трехмодульной, включающей в себя:

◆ спускаемый аппарат (СА);

◆ жилой, или бытовой, отсек (БО);

◆ приборно-агрегатный отсек (ПАО).

Очевидно, что модульная конструкция ПКК оптимальна при многоцелевом назначении системы. Например, для полета к Луне объемы БО и ПАО должны быть больше, а для околоземных миссий - меньше.

В первоначальных планах РКК «Энергия», еще в рамках темы «Клипер», «лунный» ПКК должен был включать в себя СА «Союза» и БО на основе модуля кабины «Клипера». Однако сейчас в проекте БО системы ACTS/ППТС европейцы надеются использовать опыт разработки модуля Columbus, а двигательный модуль европейского грузового корабля ATV, по их мнению, мог бы пригодиться для будущего ПКК в качестве ПАО. Спускаемый аппарат ППТС, по-видимому, будет аналогичен «союзовскому», поскольку любая другая форма (например, конус) «потребует новой обширной программы разработки и испытаний», а скуповатая Европа вряд ли на это пойдет. Однако решение поместить в СА четверых, а не троих космонавтов диктует изменение размера, если не формы капсулы. В свою очередь, увеличенный СА также требует обширных дополнительных тестов. Так что вполне возможно, что экипаж придется сократить еще раз - до уже привычных трех человек.

В дополнение к основным компонентам европейские аэрокосмические компании - в частности, EADS Astrium и Thales - надеются поставлять для ППТС такие подсистемы, как компьютеры управления полетом и системы наведения.

Для первых миссий к МКС корабль будет оснащен традиционным российским стыковочным агрегатом, имеющим активную и пассивную части. Аппараты для полетов к Луне, вероятно, будут оснащены андрогинными агрегатами. И американский, и российско-европейский ПКК, как ожидается, будут иметь аналогичные средства стыковки, что позволит выполнять спасение и совместные полеты.

В качестве РН корабля ППТС рассматривается несколько вариантов. Для миссий к МКС планируется применять исключительно «Союз-2», причем имеются варианты пусков как из Байконура, так и из Куру. Вот что говорит Мануэль Валльс (Manuel Valls), глава Управления стратегии и планирования в Директорате пилотируемых космических полетов, микрогравитации и исследований ЕКА: «Хотя для некоторых миссий с Байконура логичнее было бы собирать корабль в России, в случае запуска из Французской Гвианы ПКК может быть построен в Европе».

«Мы хотели бы использовать максимальную возможность этого семейства РН и с интересом изучаем российские предложения по «Союзу-2-3» при пусках со стартового сооружения в Куру с минимальными модификациями. Возможность использования более тяжелой, но дорогой РН Ariane 5 не рассматривается», - говорит Валльс.

Что касается миссий за пределами околоземной орбиты, то тут ясности еще меньше. Пока стороны склоняются к многопусковой схеме, предусматривающей два-три пуска беспилотных и пилотируемых компонентов для сборки межпланетного комплекса. Для этих полетов предполагается использовать РН «Ангара», «Протон» или Ariane 5, причем последнюю нужно будет форсировать для обеспечения массы ПГ на околоземной орбите около 27 т. Общая начальная масса ППТС для лунных миссий может составить 45-50 т (или несколько более) на низкой околоземной орбите при двухпусковой схеме. Мануэль Валльс отмечает, что многопусковые схемы в современных условиях «разумнее и эффективнее однопусковых».


Перспективный ПКК для облета Луны, пристыкованный к разгонному блоку Д.
Рисунок А.Зака (www.russianspaceweb.com).



Перспективный ПКК для выхода на окололунную орбиту. Показан в момент стыковки с кислородно-водородным разгонным блоком КВРБ на околоземной орбите.
Рисунок А.Зака (www.russianspaceweb.com).

Подводные камни

Предварительную концепцию ППТС предполагалось сформировать в середине 2007 г., затем выполнить детальную проработку проекта и определение обязательств различных центров и индустриальных подрядчиков. Обе стороны планируют представить предложения Совету ЕКА на уровне министров в июне 2008 г. Именно он в конечном счете примет решение, финансировать ли полномасштабную разработку.

Очевидно, что каждая из сторон преследует в проекте свои интересы. Россия, вероятно, с удовольствием получала бы финансы и современные комплектующие из Европы. Последняя, в свою очередь, хотела бы участвовать непосредственно в проектировании, чтобы накопить бесценный опыт. Еще в 2006 г. пресса сообщала, что проект крылатого «Клипера» не понравился европейцам именно потому, что это чисто русская программа. ППТС же дает ЕКА возможность быть полноправным партнером, так как модульная структура корабля позволяет разделить конструктивные обязательства между партнерами (например, Россия может отвечать за весь проект СА, в то время как ЕКА разрабатывает БО, и т.д.). Можно сказать и иначе: партнерство с Европой не позволит России развивать пилотируемую космонавтику по своему усмотрению.

Европа пока не является монолитом, и в ее организациях решения принимаются консенсусом. Кроме плюсов, данная схема имеет и минусы - реальный риск погрязнуть в бесконечных согласованиях взаимоисключающих требований и интересов. Надо учитывать и то, что европейские страны расходуют на социальные нужды куда больше средств, чем, например, США. На космос же средств выделяется сравнительно немного. В итоге эпопея с ППТС может затянуться на многие годы, а если европейцы проявят обычную для себя «прижимистость», то система, скорее всего, будет представлять собой слегка модернизированный старый добрый «Союз»…

С использованием материалов BBC, Space News, Flight International, ИТАР-ТАСС и Роскосмоса

информация к размышлению, РКК Энергия, Роскосмос, МКС, переделка, ЕКА, злая Луна, космос, Новости космонавтики, найденное, чтобы не пропало

Previous post Next post
Up