В первом номере журнала "Новости космонавтики" за 2008 год есть статья И.Маринина о 7-й конференции "Пилотируемые полеты в космос". Она примечательна старыми планами ГКНПЦ в области метановых носителей и лунной базы с лунной орбитальной станцией, которую и привожу ниже:
фото И.Маринина
С 14 по 15 ноября в РГНИИ ЦПК прошла седьмая Научно-практрическая конференция по пилотируемым полетам в космос. Ее открыл заместитель начальника РГНИИ ЦПК по научной работе полковник Б.А.Наумов. Приветственное слово от Военно-воздушных сил произнес заместитель командующего генерал-полковник А.А.Ноговицын. После выступления заместителя начальника Управления пилотируемых программ Роскосмоса С.В.Черникова участники конференции посмотрели обращение с орбиты экипажа 16-й экспедиции МКС, которое зачитал Юрий Маленченко.
С большим и содержательным докладом выступил начальник РГНИИ ЦПК генерал-лейтенант В.В. Циблиев. Он отметил, что за шесть лет полета МКС в три раза возросло количество проводимых за одну экспедицию российских экспериментов, достигнув 47, в то время как первый экипаж провел только 15 исследований. Экипажу 16-й экспедиции предстоит провести 48 научных экспериментов в интересах России. Циблиев отметил, что это все же существенно меньше, чем проводили на «Мире» десять и более лет назад. Тогда, по его словам, каждый экипаж выполнял до 250 экспериментов за полет, а на МКС всего с 2001 г. прошло только 240 экспериментов (в области научно-прикладных исследований, медицины, биологии, биотехнологии, геофизики, физики Солнца и солнечно-земных связей и других). Циблиев объяснил это тем, что на научные исследования экипажи сейчас затрачивают в среднем только 10% рабочего времени, поскольку еще не все научные модули, в том числе и российские, включены в состав МКС и космонавты львиную долю времени тратят на сборку станции и ее обслуживание.
Руководитель ЦПК обратил внимание на проблемы, снижающие эффективность работы космонавтов. Одна из основных - «поиск необходимой научной аппаратуры на борту», из-за которой «иногда эксперимент выполняет не тот экипаж, который к нему готовился, а следующий или даже через один». «У нас даже появилась шутка: инженер не тот, кто знает, [как сделать], а тот, кто знает, где найти», - сказал Циблиев. По его мнению, для повышения отдачи научной работы «необходимо разработать более действенные механизмы отчетности экипажей, более активно использовать рычаги стимулирования, в том числе и материальные, как космонавтов, так и специалистов, которые готовят эксперименты, а космонавтов готовить как исследователей-универсалов». Доклад Циблиева изобиловал схемами и графиками.
Выступивший в конце пленарного заседания начальник летно-испытательного центра РКК «Энергия» Павел Виноградов, работавший на МКС командиром 14-й экспедиции, тоже затронул вопрос эффективности труда космонавтов на орбите. Он заявил, что «колоссальный научный потенциал в космосе используется очень слабо, отдача работы экипажей МКС намного ниже, чем 10-15 лет назад». Сейчас «от задумки эксперимента до получения первых конкретных результатов проходят даже не годы, а десятилетия». По его словам, новых, ярких экспериментов на МКС - один-два за экспедицию, все остальное - повторение уже сделанного на «Мире».
Павел отметил большую всеобщую проблему - отсутствие на российском сегменте нормального канала связи с Землей. (Дело в том, что, как и десятки лет назад, для сброса информации на Землю используются НИПы, разбросанные по всей России, причем они оснащены устаревшей техникой. Российские геостационарные спутники для сброса информации с МКС не используются, а за пользование американскими каналами связи приходится чем-то расплачиваться. - Ред.)
«То, что мы имеем [в плане связи с Землей], - это каменный век, - сказал Виноградов. - Работать и не иметь возможности передавать приемлемые объемы информации - недопустимо». Космонавт призвал постановщиков экспериментов поддерживать более тесные контакты с экипажами и информировать их о результатах проведенных на борту исследований. Если бы ученые и космонавты почаще обменивались информацией, то эффективность научных исследований, по его мнению, была бы выше.
Кроме того, Павел отметил, что среди грузов транспортных кораблей «Прогресс» «научная аппаратура занимает всего несколько процентов от общего грузопотока». «В этом смысле я не разделяю убеждения наших руководителей (намек на оптимистичный доклад ученого секретаря Роскосмоса А.Г. Милованова. - Ред.), что у нас все хорошо. Когда у нас половина грузового корабля будет загружаться научной аппаратурой, тогда я соглашусь, что все хорошо».
С большим докладом, осветившим многогранную деятельность Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, выступил ее исполнительный директор Б.А.Лящук. Он также подробно изложил идею создания на орбите Земли солнечной электростанции мощностью 2 МВт, прорабатываемую Академией, коснулся пилотируемого полета на Марс и других вопросов.
Обо всех событиях юбилейного года рассказал главный ученый секретарь Роскосмоса А.Г.Милованов и в оптимистичном тоне охарактеризовал результаты работы Роскосмоса и перспективу МКС.
Супертяжелые метановые РН - рисунок К.Лантратова со слайдов С.Пугаченко
Начальник отдела КБ «Салют» ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Сергей Пугаченко выступил с очень интересным докладом о направлениях деятельности Центра. Он коротко рассказал о разрабатываемой модификации РН тяжелого класса «Ангара-5» - «Ангара-5П» для запуска пилотируемых кораблей следующего поколения, проиллюстрировав сообщение слайдами. Но если «Ангару-5П» уже показывали на МАКС-2007, то рассказ о новой РН «Ангара-7» грузоподъемностью 41 тонна (с Байконура), а также о серии различных модификаций новой сверхтяжелой ракеты от 45 до 175 тонн вызвал всеобщий интерес и даже шум в зале.
Характерная особенность «Ангары-5П» - отсутствие третьей ступени, универсального ракетного модуля (УРМ-2).
Из предложенной линейки супертяжелых метановых ракет первая - РН-45М. Число «45» означает массу в тоннах, выводимую на орбиту наклонением 51.6° и высотой 200 км. Буква «М», очевидно, означает вид горючего - метан. Это двухступенчатая ракета пакетной схемы с метановыми двигателями М400 на обеих ступенях. На центральном блоке - один двигатель, на каждом из двух боковых ускорителей - по два таких двигателя (всего пять двухкамерных двигателей). Стартовая масса этой РН - 1232 т.
Следующая ракета новой линейки - РН-75М стартовой массой 2351 т, выводящая на низкую орбиту 75 т. РН-75М отличается от предыдущей количеством ускорителей второй ступени - их не два, а четыре. Таким образом, при старте запускается одновременно девять двухкамерных двигателей М400.
Третья ракета метанового ряда - РН-100М грузоподъемностью 100 т и массой 2595 т - отличается от предыдущей наличии ем третьей ступени, оснащенной одним метановым двигателем М200 (вдвое меньшей мощности).
Еще одна модификация - РН-150М - отличается наличием не четырех, а шести ускорителей с двигателями М400. Таким образом, при старте запускаются сразу 13 двухкамерных двигателей. Третья ступень этой РН оснащена одним метановым двигателем М200. Стартовая масса носителя - 3513 т.
Далее идут два варианта сверхтяжелого носителя с кислородно-водородной (вместо метановой) третьей ступенью с двигателем РД-0120. Модификация РН-125М с четырьмя боковыми модулями имеет грузоподъемность 125 т и стартовую массу 2626 т.
И, наконец, самая мощная модификация - РН-175М (грузоподъемность 175 т) с шестью боковыми блоками и третьей кислородно-водородной ступенью с двигателем РД-0120. Ее стартовая масса - 3747 т.
Для запуска сверхтяжелой ракеты предполагается использовать универсальный комплексный стенд-старт на Байконуре, откуда стартовала первая ракета «Энергия», и многие сооружения, созданные по программе «Энергия-Буран».
Пугаченко также сообщил, что в КБ Центра Хруничева разрабатывается новый, более современный модуль увеличенного диаметра (больше 4.15 м. - Ред.) и, естественно, большего объема.
Слайды доклада начальника отдела КБ «Салют» ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Сергея Пугаченко - фото И.Маринина
Речь шла и о разрабатываемых в Центре лунной орбитальной станции (для приема с Земли и хранения грузов, топлива, отправляемого на поверхность Луны, временного пребывания экипажей, а также дистанционного исследования Луны) и посещаемой лунной базе, которую предполагается запустить с помощью супертяжелой РН грузоподъемностью 100 т. Пугаченко отметил, что в Центре разрабатывается и комплекс для Марса.
Далее конференция продолжила работать по восьми секциям, где обсудили следующие проблемы: пилотируемые аэрокосмические системы, профессиональная деятельность и подготовка космонавтов, научные эксперименты, обеспечение жизнедеятельности, использование центрифуг для подготовки космонавтов, привлечение молодежи к пилотируемой космонавтике и др.