О книге "Огранка "Алмазов""

Apr 10, 2020 08:20

В конце прошлого года АО "ВПК "НПО машиностроения" выпустило книгу, посвященную истории разработки и создания ракетно-космического комплекса "Алмаз". В этом труде приведен даже перечень основных директивных документов по созданию комплекса и рассмотрены можно различных аспектов его создания. Лично мне особенно примечательным показалась история по влиянии внедрения ЕСДК на работы по "Алмазу":


Проблема оперативной корректировки документации (по разным причинам: ошибки конструктора, изменение исходных данных, отработка технологии, замена комплектующих и т. п.) конструкторам была понятна и знакома, но не в таком объеме. Справиться с таким потоком документации позволяли сверхурочные работы, работа в выходные дни и праздники, привлечение других конструкторов, не занятых по теме «Алмаз». Выручало взаимопонимание между конструкторами, производственниками и заказчиками на двух концах этого документооборота, помогали обычные нормальные человеческие взаимоотношения.

Но одно обстоятельство колоссально усложняло работу конструкторов и производственников: с начала 1970-х годов стала активно внедряться разработанная в 1968 году «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД).

Старая «Система чертежного хозяйства» (СЧХ) вводилась отдельными ГОСТами с 1953 года и к 1960-м годам узаконилась как межотраслевая норма (МН), являющаяся обязательным руководством для конструкторов при выполнении и оформлении конструкторской документации. По этой системе МН СЧХ, начиная с ноября 1966 года, была выпущена вся конструкторская документация на отсеки и агрегаты «Алмаза». В этой системе основным документом был сборочный чертеж, а спецификация входила в него как продолжение с единой нумерацией листов, и для учета входящей документации был перечень чертежей (ПЧ).

В ЕСКД по отношению к старой МН СЧХ поменялось все (или почти все, кроме русского языка): форматки, заполнение штампов, обозначение материалов, заполнение технических требований, оформление чертежей, учет и хранение документации, а главное, изменились правила и порядок внесения изменений в конструкторскую документацию: основным документом стала спецификация, в которую входили сборочный чертеж, ведомость спецификаций, подсборки, детали и т. д., что было очень непривычно.

На уровне руководства вопрос решался просто - «с 1 января 19** года ввести новую систему конструкторской документации». И это в тот момент, когда процесс отработки технологии и корректировки достиг своего пика!

Конструкторы старой закалки отторгали такое резкое изменение логики организации построения и прохождения документации: они не воспринимали этих «глупостей». Молодые конструкторы приняли ЕСКД спокойно, без нервозности (эту систему уже преподавали в вузах), но им было сложно работать в неведомой для них «допотопной» МН СЧХ…

Основной проблемой стало внесение изменений по законам ЕСКД в документацию, выпущенную в СЧХ. Не получалось совместить историю изменения старого чертежа с «листом регистрации изменений». Пропадала не только «история» изменения, но повисала в воздухе и «история» запуска каждой детали, подсборки, агрегата.

За время, пока производство осваивало изготовление сложных деталей, появлялись их модификации (варианты по заготовкам или незначительным конструктивным особенностям). Чтобы избежать путаницы в техпроцессе, номера деталей старались не менять. В этом случае к номеру детали прибавляли индекс «А». Индекс «А4» говорил о том, что эта четвертая по счету модификация детали. С какого изделия запускается новая деталь и на каких изделиях стоят ее предшественницы - регламентировалось перечнем чертежей (ПЧ), документом, который в ЕСКД не должен существовать!

В таком случае правила (нормоконтроль) говорили, что надо переиздать весь комплект заново в новой системе, а действие последней детали (А3) ограничить (в старой системе)!

Времени на перечерчивание всех чертежей комплекта на новых форматках, как правило, не было, а изменения в деталь надо было внести срочно, и исправленный документ отправить на ЗИХ.

Вот в этот момент от каждого исполнителя и требовались терпение, взаимопонимание, умение договориться с производством и т. п. Здесь уже была не техника, здесь нужны были другие навыки…

Спасали представители ЦКБМ на ЗИХе, которые вахтовым методом по нескольку месяцев сидели (работали) на заводе, которому очень срочно нужны были исправленные чертежи.

За несколько лет совместная с производством отработка конструкторской документации привела к возникновению пяти комплектов чертежей, и был еще комплект, в котором на каждом чертеже стояла печать «БАЗОВЫЙ».

По-моему эта книга может занять достойное место в библиотеках любителей истории отечественной космонавтики.

информация к размышлению, ГКНПЦ, книги, НПО машиностроения, космос, вшивый о бане, найденное, чтобы не пропало

Previous post Next post
Up