Первый автомобиль в Омске появился в конце XIX века, сразу после запуска автомобильной промышленности. Диковину выписали из города Лион (Франция). Производитель указан в конце поста.
Автомобили выпускались и в России, но изначально в нашей стране больше ценились иномарки, особым шиком считались приобретения, сделанные в Европе. Автомобили, производимые на двух российских заводах: Русско-Балтийском вагоностроительном в Риге и заводе И.П. Пузырева в Петербурге, особой популярностью у соотечественников не пользовались.
Все производимые в конце XIX начале ХХ веков автомобили были с открытым верхом, технические характеристики практически совпадали - четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом около 5000 куб. см мощностью 35 лошадиных сил. Штучный выпуск, эксклюзивность каждой модели обусловили возникшие очереди из желающих приобрести чудо техники в личное пользование. Спрос в тысячи раз превосходил возможности производителей.
Наличие денежных средств на приобретение транспортного средства и дикого желания выделиться вынуждало жителей неблагоприятных климатических поясов покупать кабриолеты. Сибиряки не собирались дожидаться изобретения закрытого автомобиля, более подходящего климату.
Лошадиные силы
В то время наличие автомобиля в городе говорило о достаточно высоком уровне его развития. Энтузиасты-богачи старались идти в ногу со столичной элитой, благо, что финансовое положение позволяло.
Интересна история железного первопроходца омских дорог, потеснившего гужевые повозки. Благодаря заботливому отношению автолюбителей и работников музея он пережил две мировые войны, территориальные изменения и политические потрясения страны, сохранился до наших дней, причем с заводскими деталями.
Первоначально автомобиль принадлежал секретарю Омской городской управы, любившему ездить на нем в гости к своему другу, владельцу паровой мельницы. Для провинциального Омска автомобиль, способный развивать скорость до 20 верст, что в современном изменении равняется примерно 21 км/ч, долгие годы оставался объектом пристального внимания зевак. Деревянные ободья и спицы колес, керосиновые лампы-фары, сигнальный рожок, деревянный руль, четырехцилиндровый мотор - вот весь арсенал дедушки автопрома, оказавшегося в Сибири. Нет даже намека на приборную панель, руль, две педали, и ровная стенка перед водителем - вот и вся эргономика этого автомобиля.
Современные автолюбители удивляются мотору, сконструированному первыми инженерами. Первый же владелец мало интересовался тонкостями устройства автомобиля, не занимался ремонтом, да и где найти автослесаря в провинции, видевшей прежде только извозчичьи пролетки? По большому счету, единственное, что требовалось от транспортного средства в начале прошлого века - красивый корпус, двигатель, ревущий под капотом, способность самостоятельно передвигаться на небольшие расстояния. Поломка автомобиля считалась мелким недоразумением, не требующим принятия неотложных мер по ремонту. Когда двигатель отказывал, впрягались две лошадки, живая сила приходила на помощь механической. Черного металлического «француза» омичи чаще видели гуляющим пешком, а не мчащимся по улицам. Кабриолет, даже тащимый лошадьми, находился как на подиуме, вызывал зависть солидной публики. Трудягой его не назовешь, однако с демонстрационной задачей справлялся отлично. Прогулки автомобиля по омским улицам продолжались почти десять лет, после пришло время уйти на покой, уступить дорогу новым моделям.
Забава машиниста
В 1913 г. автомобиль купил паровозный машинист Омской железной дороги В.А. Кельчевский - один из немногих омских любителей-механиков начала прошлого века. Автомобиль стал забавой, любимым ребусом железнодорожника, требующим приложения способности автомеханика. Драгоценное приобретение разместили в большом деревянном сарае во дворе частного дома по улице 4-й Марьяновской, где оно простояло до 1959 г.
Несмотря на то, что автомобиль занимал пространство, необходимое для другой, более полезной, домашней утвари, он всегда находился под пристальным вниманием и заботой всей мужской половины семьи. Счастливый обладатель уникального транспорта время от времени пытался его отремонтировать, находя силы после тяжелой смены на железной дороге. Иногда деду Кельчевскому каким-то чудом удавалось завести мотор и проехать несколько метров, потом двигатель глох, и «железного коня» проходилось всей семьей толкать назад в сарай.
Почему механик не мог его отремонтировать? Главная проблема заключалась в отсутствии необходимых запчастей. Попробуй-ка, найди на этого старичка свечи зажигания, если ничего подобного в России не выпускалось, а заказать из Европы невозможно. Что-то менять и переделывать в конструкции под современные требования новый хозяин не решился. Именно поэтому кабриолет до наших дней сохранился с родными заводскими деталями, что придает ему еще большую ценность.
Кстати, в годы Великой Отечественной войны в дом, где хранился автомобиль, заселили эвакуированных из Москвы, они тоже относились к машине бережно, как владельцы.
Дорога в музей
Прошло время, и в 1959 г. в связи с продажей дома хозяева решили отдать автомобиль соседу С. П. Соловьеву, который всю жизнь проработал на Омской железной дороге слесарем. На протяжении двух лет автомобиль простоял во дворе дома, прочувствовал смену сибирских времен года.
В 1961 г. Семеновы приняли решение передать раритет в Омский областной краеведческий музей на хранение. Как о сенсационном результате раскопок писал об этом событии корреспондент газеты «Молодой сибиряк»: «… только что обнаруженный нами в Омске… первый автомобиль».
Основная сложность возникла в транспортировке находки, простоявшей в сарае более сорока лет. Чтобы докатить кабриолет с 4-й Марьяновской до ближайшей дороги, пришлось собрать всех проживающих поблизости мужчин. Выкатив автомобиль на ул. Заводскую, имевшую мощеную дорогу, стали думать, что делать дальше. В итоге решили перевезти машину методом частичной погрузки: передние колеса загрузили на платформу грузовика и медленно повезли в музей. Тяжеленное сокровище удалось разместить в музейном зале на втором этаже. Сейчас им любуются посетители музея, дети с трудом сдерживают порыв дотронуться до автомобиля рукой.
По-прежнему модный
Омский государственный историко-краеведческий музей по праву гордится экспонатом. В нашей стране автомобили конца XIX-начала ХХ веков сохранились единично в столичных музеях: Конюшенном музее Санкт-Петербурга, Музее истории Москвы, Московском политехническом музее.
Многим людям сейчас доступна покупка автомобиля, в некоторых семьях их по два. Современные требования к транспортному средству существенно изменились. Сибиряки дождались, что автомобили стали закрытыми, поддерживается постоянный температурный режим, скорость
20 км/ч кажется смешной. Кабриолеты омичами приобретаются крайне редко и обязательно с за-крывающимся верхом, но каждый прохожий до сих пор невольно поворачивает голову, когда в жаркий день проносится машина с открытым верхом.
На омской земле, под ярким светом ламп, закаленный сибир-скими морозами уникальный автомобиль проживает свой очередной этап в жизни. В этом году сорок шесть лет как он находится в музее, столько же простоял в сарае, скрытый от глаз посторонних. Думаю, что позировать публике черному, почти лаковому, с ярко-красными сиденьями, по-прежнему модному, несмотря на преклонный возраст, «французу» нравится гораздо больше.