Захар у Автодора

Nov 30, 2011 18:03

Оригинал взят у mib55  в Захар у Автодора
Сегодня день рождения у СибАДИ, одного из старейших ВУЗов Омска - 81 год назад, в 1930 году решением СНК СССР и ЦК ВКП (б) были организованы сразу 5 автомобильно-дорожных институтов: в Москве, Ленинграде, Саратове, Харькове и Омске. Один из символов омского Автодора - автомобиль-памятник ЗиС-5, установленный напротив второго корпуса СибАДИ. Он несёт сразу несколько смысловых нагрузок: во-первых, это памятник воинам-автомобилистам Великой Отечественной, а во-вторых, установлен он был в юбилейный для СибАДИ 1980-й год, когда ВУЗу исполнялось 50 лет.





Идея создания этого памятника возникла в 1977 году, когда в СибАДИ была организована специальная комиссия, задачей которой была подготовка к празднованию 50-летия института. Автодоровцы подошли к созданию памятника творчески: в течение 4-х месяцев проходил конкурс на лучший проект. Победителем конкурса стал архитектор Ю. Б. Борусевич, главный инженер архитектурно-планировочного управления г. Омска, кстати, выпускник дорожно-строительного факультета СибАДИ. Он задумал пьедестал, на который должен был встать грузовик, не простой подставкой, а полноценной частью памятника. На одной его стороне изображён символический маршрут омских военных автомобилистов: "Омск - Челябинск - Волгоград - Курск - Орёл - Москва - Ленинград - Берлин", на другой - годы войны, а на передней части постамента установлена мемориальная доска, на которой выбиты фамилии сотрудников и студентов СибАДИ, не вернувшихся с войны...




Техническое исполнение памятника было разработано инженером Е.В. Сиппле, работавшим на дорожно-строительном факультете СибАДИ. Торжественное открытие состоялось 31 октября 1980 года, в процессе церемонии в постамент была замурована капсула со списком всех студентов-первокурсников Автодора набора 1980 года и традиционным для того времени посланием в светлое будущее, к сотрудникам и студентам института 2030 года. Вот так выглядел памятник в начале 80-х (фото из статьи М. Миронова "Памятник автомобилистам"):




Когда было принято решение об установке автомобиля-памятника, машины военной и послевоенной поры уже стали достаточно большой редкостью, и в Омской области найти подходящий грузовик не удалось, Зато дали результат поиски по соседним регионам - в Алтайском крае, в селе Поспелиха, обнаружился ЗиС-5, который до сих пор работал на внутренних перевозках. После получения договорённостей о передаче машины в Омск, на Алтай за грузовиком выехали двое автодоровцев - сотрудники кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» Иван Дмитриевич Шинковский и Борис Евгеньевич Потрясов. Заслуженный автомобиль решили обязательно пригнать в Омск своим ходом. Около недели ушло на подготовку машины к дальней дороге, с запчастями и инструментом очень помогли местные авторемонтники. И вот, наконец, старенький "Захар" (как грузовики семейства ЗиС-5 называли по всей стране ещё с военных лет), двинулся в путь. Маршрут длиной в 1200 километров был пройдён менее чем за двое суток, и специалисты СибАДИ принялись за реставрацию ветерана.




ЗиС-5 - один из самых легендарных советских автомобилей, в послужном списке этих простых, неказистых, но надёжных и неприхотливых трёхтонок и массовая довоенная индустриализация, и тяжёлые военные годы, и восстановление разрушенного народного хозяйства после войны. Выпускавшийся с 1933 года на автозаводе имени Сталина ЗиС-5 был развитием предыдущей модели АМО-3, а та, в свою очередь, происходила от модели АМО-2, которая была лицензионной копией американского грузовика "AutoCar-SA".

В 1941 году, когда немецкие войска подступали к Москве, был отдан приказ об эвакуации ЗиСа, производство грузовых автомобилей на базе эвакуированных мощностей было решено организовать в Ульяновске и в Миассе. Сборочное производство в Ульяновске, организованное буквально "с колёс", выдало первые ЗиС-5 уже в мае 1942 года, а в 1943 год ГКО СССР принял решение о строительстве в Ульяновске полноценного автозавода, получившего название УльЗиС. В 1944 году выпуск ЗиС-5 был передан на уже готовый к этому УралЗиС, а УльЗиС переключился на выпуск ГАЗ-ММ. Сегодня мы знаем этот автозавод под названием УАЗ. На заводе же в Миассе весной 1942 года была налажена сборка отдельных агрегатов для ЗиС-5, таких, как двигатели и коробки передач. Так же, как и УльЗиС, в следующем, 1943 году, УралЗиС стал полноценным автомобильным заводом и в следующем году принял эстафету по производству ЗиС-5 у УльЗиСа. На конвейере УралЗиСа ЗиС-5 продержался очень долго - выпуск последней модификации трёхтонки - УралЗиС-355 был прекращён только в 1958 году. Сейчас на заводе в Миассе, получившем название УралАЗ, выпускают семейство полноприводных грузовых автомобилей под названием "Урал".

С целью ускорения и удешевления производства грузовиков в условиях военного времени в 1942 году на ЗиСе была разработана упрощённая модификация ЗиС-5В. Она отличалась простой деревянно-фанерной кабиной, упрощёнными угловатыми передними крыльями и бортовой платформой, имевшей только один откидной борт - задний. Кроме этого, на ЗиС-5В устанавливались только задние тормоза и только одна фара. Именно такой автомобиль лучше всего бы смотрелся на памятнике в честь военных автомобилистов, но настоящую машину выпуска военных лет в конце 70-х конечно, было бы найти практически невозможно, тем более в живом состоянии.




ЗиС-5, установленный у СибАДИ, можно по внешним признакам определить как выпущенный на УралЗиСе в промежутке между 1947 и 1949 годами - крылья ещё "военного" типа, но бортовая платформа уже имеет три открываемых борта, кабина обшита металлом, а на облицовке радиатора имеется выштамповка "УралЗиС". Однако, как я уже как-то говорил, определять лишь по внешнему виду реальный год выпуска грузового автомобиля, ещё и бывшего в многолетней эксплуатации, дело достаточно неблагодарное - после множественных ремонтов, в том числе и капитальных, от изначальной машины может остаться только рама.

В целом, сам автодоровский "Захар" смотрится достаточно прилично, даже целы стёкла в кабине. Вот только зачем-то, очевидно, для достижения сходства с настоящим ЗиС-5В, с машины сняли обе фары, а одну-то надо было оставить. А вот внешний вид постамента - огромный камень в огород руководства СибАДИ, как можно было такое допустить!!! Памятник, похоже, лишь слегка подкрасили к отмечавшимся в прошлом году 80-летию Автодора и 65-летию Победы, но, как видно на втором фото, краска с постамента отваливается большими кусками. Очень надеюсь, что так долго продолжаться не будет, и на монумент наконец обратят внимание, не дожидаясь очередной круглой даты. Он того заслуживает.

автопамятник, сибади

Previous post Next post
Up