Александр Криворучко продолжает публиковать свои рекомендации по защите прав потребителя, основанные на реальных историях. Прошлые - по тэгу "потребительский ликбез".
Эта тема близка автолюбителям и тем бедолагам, которым жены купили домой светильники с дорогостоящими декоративными лампочками.
Моя половина, например, ухитрилась купить таких целых 4 в котором каждая бельгийская лампочка стоит 840 рублей, а китайский навигаторный аналог 240 рублей. При этом китайские сгорают как-то мгновенно, да и бельгийские не слишком долго живут. Пришлось поработать ручками и доработать светильники под энергосберегающие, так теперь мне заявляют, что комната (и жизнь) навсегда испорчены. J
Но чаще всего мы, автолюбители, сталкиваемся со сгоранием ксеноновых ламп ближнего и дальнего света, идем в автомагазин и что мы там видим? Правильно- объявление «На лампы и предохранители гарантия не распространяется. Спасибо за понимание!». Мы то их понимаем, а вот когда лампа стоимостью 600 рублей, при покупке которой продавец уверял- год проработает, сгорает через 2 недели и вы приходите с претензиями- тут нас почему-то не понимают… Ну, что же- будем учить их жизни.
Итак, история случилась на прошлой неделе. У одного (хорошего человека, жуткой сволочи- выбрать нужное) почти одновременно на его Тойоте Камри отказали родные лампы ближнего света, честно прослужившие 5 лет. В автомагазине «Светоч жизни» (название придумано), выяснилось, что родные лампы служат 2 года и стоят 2 400 рублей, а китайские служат год и стоят 600 рублей. Естественно, были приобретены китайские. На стене висело вышеуказанное объявление…
Базис- закон «О защите прав потребителей»
ст.4 пункт 3 «Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями»
Статья 5 пункт 1 На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.
Статья 5 пункт 6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Статья 18. пункт 1 Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Статья 19. Пункт 1 Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
В торговую организацию
Магазин «Светоч жизни»
г. Омск 6440--,адрес
От Ф. С. Н.
64404--, г.Омск, ул.
Заявление
Я являюсь инвалидом II группы (повреждение опорно-двигательного аппарата в результате производственной травмы) и вынужден передвигаться по городу на арендованном мной автомобиле, который, согласно договору аренды, я обслуживаю и ремонтирую за свой счет. 24.01.2013 на арендованном автомобиле сгорели штатные ксеноновые лампы и я, через своего друга Р.В.В., приобрел в Вашем магазине 2 лампы Xenon D4S 5000К МС, каждая стоимостью 600 рублей. К сожалению, одна из этих ламп сгорела не проработав и 2 недель, в результате чего арендованный мной автомобиль не может передвигаться по городу без нарушения правил дорожного движения.
Поэтому я послал 7.02.2013 своего друга Р.В.В. обменять лампу, однако продавец в Вашем магазине отказался это сделать, мотивируя это тем, что срок гарантии на данный товар не установлен, в доказательство чего продемонстрировал мне объявление на кассе. Поэтому я был вынужден обратиться в адвокатский кабинет К.А.И., который (пока бесплатно), объяснил мне, что действия вашего продавца как минимум нарушили статьи 18-20 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 28.07.2012) "О защите прав потребителей". В частности, согласно им «Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.»
Согласно ст. 18 Закона Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков п.1 «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.»
Поэтому я сегодня 8.02.2013 повторно требую заменить товар- лампу Xenon D4S 5000К МС на другую. В случае отказа, я буду вынужден прибегнуть к судебной защите, для чего мне придется на платной основе привлечь адвоката для оказания мне квалифицированной юридической помощи. При этом расходы на адвоката; арендная плата за арендованный автомобиль, который не может передвигаться; арендная плата за другой автомобиль с водителем, который я буду вынужден нанять для поездок по городу; возмещение причиненного мне морального вреда, всевозможные штрафы (в.т.ч. за неудовлетворение законных требований потребителя) и пени будут оплачены магазином.
Надеюсь на Ваше благоразумие и понимание
С.Н.Ф
Приложение:
- Копия чека о покупке
Вручение заявления привело к небольшому шоку у персонала магазина. Менеджер оказался умным человеком и не стал с порога адресовать подателя на пешеходную прогулку с эротическим уклоном. Вместо этого он стал консультироваться с вышестоящим товарищем и, после непродолжительной 40-минутной консультации заменил лампу. Его попытки отстоять честь магазина легким намеком, что для Тойоты надо покупать родные лампы были парированы толстым намеком на п.3 ст.4 Закона и робкой надеждой, что лампа не выведет из строя Тойоту. Тогда менеджер заявил, что просто пользователь не умеет подключать лампу и выразил желание проделать этот технически сложный процесс самостоятельно. Никто не возражал и лампа торжественно была вставлена им в гнездо и нахлобучена сверху штекером. Поэтому я не называю магазин- они выбрали самый умный вариант поведения и не будем создавать им антирекламу.
Следующий ход за магазином- если они плохо знают закон, то они установят гарантийный срок в 1 день J Правда поможет им это, как мертвому припарка.
Действительно, согласно п.7. ст. 5. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Но, для того, чтобы доказать, что он не установлен изготовителем- в суде им придется предъявлять сертификаты соответствия, таможенные декларации и другие документы, подтверждающие кто изготовил и импортировал эту замечательную китайскую лампу, на которой, обычно нет никаких следов, если она левая. А если она от уважающего себя производителя, то она имеет срок годности и/или гарантийный срок. И, еще в ГК РФ есть интересная статья - 470. Гарантия качества товара п.1- «Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.» . А пока продавец будет доказывать, что срок в 1 день разумный и кто выпустил эту лампу - в суде будут щелкать пени, штрафы и неустойки: денежки были их- станут Ваши.
А теперь вопрос на сообразительность и усвоение материала- кому из лиц, вышеперечисленных в заявлении принадлежит автомобиль Тойота Камри?