Продолжение полезного потребительского ликбеза от Александра Криворучко. По его тэгу внизу заметки - предыдущие материалы
Теперь давайте поговорим о гарантийном ремонте и обслуживании. Многие магазины устанавливают гарантийный срок в 12 месяцев и предлагают Вам заключить договор на послегарантийное обслуживание на срок еще год или 2. Некоторые, отдельно взятые магазины, вообще отказываются продать товар без дополнительной платы за послегарантийное обслуживание. Кроме того, некоторые магазины требуют, чтобы холодильник или стиральную машину подключали только сервисные центры этих фирм- естественно, за отдельную плату. ЭТО РАЗВОДКА!
Пример- Вы купили в DNS двухтеррабайтный внешний накопитель и в гарантийном талоне МАГАЗИНА, который Вам дали подписать при покупке написано 6 месяцев, в то время как на коробке написано производителем- гарантийный срок 2 года. Не устраивайте скандал- это бессмысленно, девочка на кассе ничего не решает, а времени, пока Вы дойдете до решающего человека, Вы убьете очень много. Смело подписывайте, потому что статья 16 Закона гласит
«Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.»
А пункт 6 статьи 5 Закона гласит- «Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер ОБЯЗАНЫ удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.»
Т.е. если на коробке написано гарантия 2 года- значит 2 года, а что по этому поводу написано в гарантийном талоне магазина- читать не надо! Но, берегите коробку, т.к. если продавец сдуру окажет сопротивление, то в суде Вам придется доказывать свою правоту.
Поэтому, магазины, пользуясь юридической неграмотностью потребителя устанавливают гарантийный срок 1 год и берут деньги за 2-ой и 3-ий, хотя у многих производителей срок гарантии уже 3 года.
Но, гарантия магазина может быть и БОЛЬШЕ, чем гарантия производителя. Хотя здесь, зачастую, начинается игра слов. Например в магазине указывается- гарантия на пылесос Samsung 3 года, но никакой бумаги Вам магазин, кроме фирменного талона Samsung не дает. Смотрите талон- в нем может быть - ГАРАНТИЯ 1 год и 2 года БЕСПЛАТНОГО СЕРВИСА.
Как говорят в Одессе - это 2 большие разницы.
ГАРАНТИЯ дает Вам право на удовлетворения требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона, т.е. возврата или обмена товара и пр. А под БЕСПЛАТНЫМ СЕРВИСНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ понимается дополнительное обязательство Изготовителя по устранению недостатков (дефектов) изделия, возникших по вине Изготовителя, без взимания платы с покупателя (потребителя)- т.е. только ремонт.
ВНИМАНИЕ- при покупке, если Вы увидели надпись -ГАРАНТИЯ 3 ГОДА, не поленитесь сфотографировать ее с обязательной привязкой к магазину. Реклама в интернете- 3 года гарантии- тоже считается, только надо распечатать ее сразу и сохранить. Теперь можно перевесить гарантию на магазин или выставить магазину убытки, связанные с ложной рекламой и вернуть товар.
Но есть еще один срок, про который обычно забывают, но тем не менее ужасно полезный.
На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать СРОК СЛУЖБЫ - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 Закона. Самсунг Электроникс Ко., Лтд.» устанавливает срок службы: бытовая техника - 7 лет, телевизоры, мониторы, вытяжки, аудио-, видео- и информационная техника - 5 лет, телефоны GSM, модемы и проекторы - 3 года, гарнитуры Bluetooth хэндс-фри - 1 год. Срок службы исчисляется с даты изготовления изделия, если Руководством пользователя изделия не установлено иное ограничение.
Эти замечательные пункт 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 говорят о том, что в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, ЕСЛИ ДОКАЖЕТ, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента и о том, что в случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, ЕСЛИ ДОКАЖЕТ, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. СУЩЕСТВЕННЫЙ недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
ВОТ В «ЕСЛИ ДОКАЖЕТ» И САМОЕ ТРУДНОЕ! Надо нести в мастерскую, указанную как сервисную, производителем, чтобы она дала заключение о дефекте и способе устранения- например о дефекте кинескопа. Путь долгий- но реальный.
ВСЕ СВЕДЕНИЯ О ГАРАНТИИ, ОБСЛУЖИВАНИИ, СРОКЕ СЛУЖБЫ И ПРОЧИЕ-ВАМ ДОЛЖНЫ СООБЩИТЬ ПРИ ПОКУПКЕ
Статья 10
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Т.е. если в мастерской магазина Вам заявили, что у Вашего телевизора есть следы пайки или электрохимической коррозии, а Вы при сдаче в ремонт добились записи, что пломбы не нарушены (или у Вас есть видео целых пломб при сдаче), то теперь Вы спокойно говорите, что Вас не предупредили о том, что приобретаемый товар был в эксплуатации и требуете вернуть деньги на этом основании. И убытки тоже требуйте.