Под него я когда-то написал серию постов, соединяю их в один суперпост
http://omchanin.livejournal.com/36142.html тут было про трамвайные планы с 1895 года
http://omchanin.livejournal.com/37571.html тут было про пуск трамвая в Омске
Итак, 7 ноября 1936 года первый трамвай пошел по городу, а к 1 января 1937 вся первая линия "сад Куйбышева" - ЖДВ, длиной почти 7 км. заработала полностью. Это был маршрут №1. Вот он, на фото
Вот точная трассировка это маршрута. Кольцо, видимо, находилось на пл перед будущим к/т Маяковского. Затем трамвай шел по современным ул. Интернациональной, Гагарина, Сенной, Бударина, Щербанева, попадал на трамвайный мост, пл. Ленина, Лермонтова, Маркса, Серова, Марченко и вот он, вокзал. Помимо перевозки пассажиров трамвай сразу начал заниматься и грузоперевозками для ТЭЦ-1. Для этого были построены
1. Грузовая ветка по ул. Партизанской от моста до ТЭЦ-1 с тупиком на территории ТЭЦ.
2. Короткая ветка от ул. Маркса к путям товарной станции, что была между Водоканалом и Транспортным инеститутом.
Для грузовых перевозок были куплен специальный подвижной состав: открытые платформы и грузовые моторные вагоны, которые одновременно работали и в службе пути.
Через год в 1937 году, в начале осени, линию маршрута №1 продлили в огромный по тем временам жилмассив Водников. Линия прошла по ул. Орджоникидзе, Октябрьской, Волховстроя. Ее длина составила 2,7 км. Первоначально ее хотели проложить по Красному Пути, но там уже бегали автобусы, и сама улица была чрезвычано узкой.
Кольцо устроили прямо на месте нынешнего минирынка "Дачный", на ул. 2-я Дачная. А кольцо у Маяковского осталось без маршурта. Обращаю внимание, что первые линии трамвая были сплошь однопутными, а для встречного движения существовали специальные разъезды, один их которых был, например, в створе 3-й Северной на Волховстрое. Их строили примерно каждые 600-700 метров. Таким образом, уже осенью 1937 года, меньше чем за 1 год, маршрут №1 соединил почти весь город, его длина была почти 10 км! Помимо 2-х конечных, промежуточные кольца были на Мясокомбинате, Лермонтова и Саде Куйбышева.
Но развитие трамвая на этом не прекратилось. В 1937 году стали строить две новые линии, маршрутов №2 и №3. Первая (маршрут №3) пошла по ул. Гусарова - Кемеровская - Челюскинцев до 11-й Ремесленной, ее длина 2,6 км. А вторая -(№2) по Лермонтова и 10-й линии до нынешней ул. Лизы Чайкиной, длиной 3,8 км.
Сначала, понятное дело, заработал маршрут №2 "ул. Лермонтова (Центр) - Новая загородная роща" в 1938 году. Вот он, на фото
В новой роще в мае 1940 года открыли ПКИО, так что у "двойки" пассажиров еще добавилось.
У "тройки" дела шли похуже, ее пустили только в 1939 году. Трамвай пошел по маршруту "Сад Куйбышева - 11-я Ремесленная". Но значение этой линии резко выросло, так как была построена окружная жд и на месте нынешнего Восточного рынка организовали угольный склад ТЭЦ-1, к нему от кольца на 11-й РЕмесленной протянули трамвай, и теперь уголь стали возить не от Транспортного, а от 11-й Ремесленной.
В 1940 году появилась и "четверка". Этот трамвай пошел от г. Водников к Сельхозинституту прямо вдоль будущего Красного Пути, длина маршрута была чуть более 2 км. Конечная была около оврага, вблизи нынешней остановки. Разворотного кольца не было, был тупик. На линии был 1 разъезд и всего 2 моторных трамвая. Обслуживала линия не только городок Сельхоза но и пос. КРасный Пахарь, а также пос. 6-го Кирпичного завода - далекую окраину тогдашнего города.
Таким образом, с постройкой линии в Сельхоз трамвай полностью связал город от начала до конца линией в 12 км "Сельхоз - ЖДВ" + действовали еще 2 линии к восточным окраинам. Получается, всего за 4 года Омск получил прекрасную разветвленную современную рельсовую систему, с охватом основных транспортных направлений и пассажирских потоков. Длина системы составила почти 20 км. ЗА короткое время была решена транспортная проблема огромного по тем временам 300-тысячного города! И безо всякого метро. Линии на 1940 год вы можете увидеть на кликабельной карте, что уже была выложена мной
https://ic.pics.livejournal.com/omchanin/26143801/11185/11185_original.jpg Итак, в 1940 году, всего лишь спустя 4 года после появления в нашем городе омский трамвай уже имел 4 маршрута, 20 км. линий и связывал весь город от жд вокзала до сельхоза. А потом грянула Великая Отечественная война, и развитие трамвая остановилось. Трамвай возил грузы, пассажиров и раненых от ЖДВ в госпитали. В 1945 году
- Длинный маршрут №1 был «обрезан» от ЖДВ до Лермонтова.
- Был организован новый маршрут №6 Мясокомбинат (Цирк) - сад Куйбышева (к/т Маяковского).
- «Пятеркой» стал маршрут Водников-Сельхоз.
- «Тройка» пошла от сада Куйбышева до Водников.
- «Четверка» ходила от сада Куйбышева до 11-й Ремесленной.
1947 год в истории омского трамвая отмечен большой бедой - половодье и лед снесли трамвайный мост через Омь и связь двух берегов прервалась. Поскольку на правом берегу Оми остались маршрутная сеть и трамваи, а депо было у Цирка, в спешном порядке организуется временное депо №2 в малоприспособленном помещении, вблизи конечной остановки «г. Водников», практически на месте нынешнего минирынка «Дачный». Маршруты 3 и 4 объединяются. Движение пассажирских трамваев по ул. Гагарина было прервано, а грузовые вагоны по-прежнему ездили на ТЭЦ-1 от угольных складов около 11-й Ремесленной. Маршрут №3 стал ходить от 11-й Ремесленной до г. Водников. Маршруты 2 и 5 трассировку не меняли. Разорванный мостом маршрут №6 был отменен. Подобная ситуация закрепилась до 1953 года, когда наконец-то новый Комсомольский мост соединил два берега Оми, и трамвайная сеть Омска вновь стала единой.
Фото линии трамвая 3/4
Итак, после некоторого застоя в 40-е, транспортная ситуация в Омске вновь требовала кардинального «пинка». Эвакуированные в войну предприятия обрастали поселками, стоили дома на свободных площадках в достаточном отдалении от заводов. Появлялись новые заводы, их, естественно, располагали на окраинах. Так, например, в конце 40-х, начале 50-х стал расти пос. Шинного завода между ул. 20 лет РККА и казачьим кладбищем. Завод Баранова застроил часть нынешнего Юнгородка между Пушкина и Жукова. Дома Баранова и Полета перешагнули насыпь окружной железной дороги и пошли вдоль 10-й линии на север, заняв попутно часть ПКиО между 20 лет РККА и Масленникова. В районе 25-й линии возник завод Попова и в 1953 году начал расти рабочий поселок при нем. На север от Омска строили нефтезавод, связанные с ним предприятия и огромный городок для всех их работников. Застраивались Северные, Дунайские, Судоремонтные ул. Всех живущих в этих районах требовалось возить домой, в город, и на работу.
Первым, судя по всему, решили проблему пос. Попова, продлив трамвай по ул. Лермонтова до 3-го разъезда, случилось это где-то в 1953 году, еще до сдачи Комсомольского моста. Туда пошел новый тогда маршрут №7 либо от Лермонтовской, либо, что, скорее всего, от Водников. Туда же потом попал и маршрут №9 с Вокзала. Во вторую очередь проложили трамвай до Шинного завода и Кордной фабрики, с этой же стороны были организованы проходные и для работников Полета. Это стало возможным благодаря ликвидации старой части трассы окружной жд. Рельсы маршрута прошли вдоль ПКиО по будущей ул. Л. Чайкиной, а затем вдоль современной окружной жд к переезду с 3-й Транспортной, где и было организовано кольцо. Туда перенаправили №3 от 11-й Ремесленной и новый маршрут №8, от ЖДВ.
Для перевозки жителей домов пос. з-да Баранова у Юнгородка еще в 1952 году был организован новый маршрут №4 Вокзал-ПКиО. Чуть позднее, в 1955-56 году одновременно строили трассу нового маршрута через Долгирева и СибНИИСХОЗ в г.Нефтяников и маршрут г. Нефтников-Нефтезавод с организацией в г. Нефтах депо №3. По моей версии сначала сдали маршрут Нефтяники-ОНПЗ и дали ему №6, и некоторое время он работал автономно от остальной городской трамвайной сети со своим депо №3. А маршрут №5 сначала пошел до Долгирева от ЖДВ, и лишь потом, на рубеже 56-57 гг. дошел до Нефтяников, соединившись с маршрутом №6. На фото - тяговая электроподстанция трамвая с годом постройки вблизи ул. Долгирева
Одновременно с эти омский трамвай понес первые потери, в 1956 году была ликвидирована старая «пятерка» в Сельхоз по Красному пути, поскольку трамвай №5 пришел в городок ОмСХИ с другой стороны. А в самом конце 50-х ликвидировали трассу по пр. Маркса в связи с его реконструкцией, убрав трамвай на Учебную-Жукова. Были уничтожены конечные «Мясокомбинат», «Лермонтова» и «сад Куйбышева». В эти же годы ликвидировали уже ненужное депо на г. Водников, территория которого влилась в троллейбусное депо. Итак, в 1959 году ходили маршруты, общей длиной под 100 км.
1. Долгирева - Вокзал
2. ПКиО - Водников
3. 11 Ремесленная - Шинный
4. Вокзал - ПкиО
5. Вокзал-Нефты
6. Нефты - ОНПЗ
7. Долгирева-3-й Разъезд
8. Вокзал - Шинный
9. Вокзал - 3-й разъезд.
Начало шестидесятых у омского трамвая было бурным. Сначала ликвидировали конечную на жд вокзале по причине того, что к тому времени там уже плотно засел троллейбус, причем его конечная с Лобкова встала прямо на месте трамвайного кольца. А трамвай перенесли на ул. Котельникова и Труда, организовав кольцо около знаменитого дома №49. Этот перенос, с одной стороны, лишил трамвай очень «хлебного» места, а с другой - добавил пассажиров огромного жилмассива в районе Труда, откуда в то время вообще было не уехать.
Затем, в 1962 году сдали линию по Горбатому мосту от Лермонтова до 11-й Ремесленной. Туда с ПКиО перенаправили трамвай №4, а также возобновили маршрут №1, который теперь шел от 11-й Ремесленной до Шинного завода. Примерно в это же время была ликвидирована конечная «ПКиО», и трамвай №2 пошел от 11-й Ремесленной в г. Водников. На фото - схема "двойки".
После сдачи в эксплуатацию завода СК трамвай №6 был продлен до этого завода. Под трамвай были организованы специальные проходные вблизи переезда, который не позволял довести трамвай непосредственно к заводу.
В середине 60-х. был проведен целый ряд мероприятий, направленных на улучшение обслуживания трудящихся города и производственно - финансовой деятельности управления.
1. Проведена реконструкция и освоена эксплуатация трамвайного депо №1.
2. По улице Долгирева организована путейская база.
3. Реорганизована служба движения, которая стала заниматься только организацией движения и контролем регулярности движения. Улучшению регулирования движения способствовало строительство и ввод в эксплуатацию разъездных путей на Северных улицах, для трамвайного маршрута №2, на ул. Труда - для маршрутов № 9, 8, 5.
4. Ввдены в эксплуатацию тяговые подстанции №7 и №8 и заканчивается строительство подстанции №9, что давало возможность увеличить выпуск подвижного состава на линию и увеличить скорость движения до 15,4 км/ч.
5. Были решены вопросы подготовки кадров.
6. Пополнен подвижной состав новыми трамвайными вагонами в количестве 6 ед. Одновременно списано с инвентаря 8 старотипных вагонов серии "Х" и "М".
7. Внедрен целый ряд организационно-технических мероприятий, так, например, с 1966 года трамвай перешел на бескондукторный режим.
На 1 октября 1967 года трамвайщики имели:
- 2 трамвайных депо на 150 вагоноединиц с приписным парком в 204 ваг/ед.
- 90 км трамвайных путей
- 33 км кабельных сетей
- 9 тяговых подстанций мощностью 15 тыс кВт
Маршруты на конец 60-х
- 11-я Ремесленная - Шинный зд
- 11-я Ремесленная - Водников
- 11-я Ремесленная - Шинный зд (через центр)
- 11-я Ремесленная - Труда
- Труда - Кристалл
- Кристалл - зд. СК
- Долгирева - 3-й Разъезд
- Труда - Шинный зд
- Труда - 3-й Разъезд.
В 70-е годы омский трамвай продолжал развиваться. В самом начале 70-х была построена линия длиной 3,5 км. в быстрорастущий Амурский поселок, куда и были продлены маршруты 1,3,4 от 11-й Ремесленной. Маршрут №2 остался на 11-й, но вскоре, в 1972 году однопутная линия по Октябрьской-Волховстроя была ликвидирована, и 2-й маршрут умер. Вместе в ним ликвидировали и поворот с Интернациональной на Гусарова. На фото - чудом сохранившиеся до наших дней столбы маршрута №2 на ул. Волховстроя.
В 1977 году построили новую линию длиной 1,3 км. от ул. Учебная до ПО Полет по 3-й Транспортной, туда и пошла вновь воссозданная «двойка». Через год, в 1978, впервые трамвай пришел на Левый берег Иртыша, это была легендарная 10-ка, маршрут, которой пролег по новейшим тогда улицам Лукашевича и Заозерная. Конечными были «3-й микрорайон» и «9-й микрорайон». Потом одну обозвали Левобережье, а вторую - Стрельникова. Эта линия была сделана по канонам скоростного трамвая. Почти везде трамвайные рельсы были отделены от проезжей части, а у Телецентра специально сделали супертрамвайную остановку с выходами наверх. Одновременно с этим была ликвидирована линия через Сельхоз, так как разрушили дамбу в районе озера, по которой ходила в Нефты «пятерка». На фото - последние следы линии в Сельхозе
Маршрут №5 пошел через Заозерную, туда же с Долгирева до Стрельникова продлили маршрут №7.В самом конце 70-х, в связи со строительством путепровода на ул. Л. Чайкиной трамвайная линия до Шинного была демонтирована, а кольцо вернулось на старое место, на углу ПКиО.
80-е начались очень мощно. Соединили конечные «ПКиО» и «Полет», конечную у парка ликвидировали окончательно. На Полете оказались маршруты 1, 2,3,8. Началось строительство линии от Стрельникова на завод Пластмасс длиной 8 км. Там планировалась очень крупная промзона, но этим планам не суждено было сбыться. Трамвай-то в 1985 году до «Пластмасса» дошел, да только вот уже никому не нужный. Туда продлили трамвай №10, так как у Пластмасса на ЛБИ было свое жилье. Организовали трамвай №11 п. Амурский - 3-й Разъезд, абсолютно «мертвый». В 1985 году восстановили поворот Интернациональная-Гусарова и появился маршрут №12 Долгирева - Амур. Примерно в 1986-87 гг в Омске был ликвидирован последний однопутный участок на ул. Гусарова между Рынком и ул. Кемеровская.
В 1987 году возник короткий, но востребованный маршрут №13 Кристалл-Стрельникова. Организовали кольцо на ул. Маршала Жукова. В середине 80-х длина трамвая в Омске достигла пика своего развития. Одна только линия маршрута №10 была 15 км! От Труда до Кристалла ходил маршрут №5 длиной под 20 км. По многим маршрутам бегали сдвоенные вагоны, так как перевозки трамваями исчислялись сотнями тысяч пассажиров в день. В 1988 году на ремонт закрылся Горбатый мост и маршруты 1,4,11 были ликвидированы, вместо 4 организовали маршрут №14 Труда-Центр-Амур. Потом реанимировался и 11-й маршрут. А в конце 80-х построили поворот и от Кристалла до Левобережья пустили маршрут №15, увы, мало кому нужный. И тут же следом организовали маршрут №16, что пошел от нового кольца на Жукова в Нефтяники. На фото - следы линии в Нефтяники в районе озерков
Потом пошел спад, о котором писать мне особо нечего, вы все сами все видели.