Разворот Иртыша на юг

Sep 04, 2024 08:59


Мой суперпост и статья, сохраню для истории https://omchanin.livejournal.com/26270.html 



Лужков и Маркс - поворот в «никуда»
Для природы десятилетия и века - обычно это самый краткий миг, за который на земле успевают произойти сколько-нибудь существенные изменения. У людей иной масштаб времени. Даже обширную местность сейчас можно перекроить за считанные годы. Но едва окончены работы, как их результат попадает в круг неспешно действующих природных процессов. Долго идет притирка, медленно устанавливаются новые связи, и бывает так, что неожиданно природа показывает зубы уже при жизни других поколений. «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только бедствия», - говорил К. Маркс. В СССР, тем не менее, несмотря на «всеобщий марксизм», Маркса не слушали, периодически гигантский мегапроект поворота сибирских рек на юг выносился на обсуждение Госплана и ЦК, пока, наконец, в 80-х годах его не похоронили, как все думали, окончательно. Парадоксальным образом через 20 лет тема возродилась, так как среди российских политиков нашлись сторонники данного бреда, в частности в 2000-х эту тему периодически прокачивал ныне простой гражданин РФ по фамилии Лужков. Эти лужковские пассажи побудили меня заняться вопросом серьезнее. Результат был шокирующий: выяснилось, что незаметно, но в то же время совершенно открыто, разворот сибирских рек на юг практически был выполнен. Если быть точным, повернутой на юг более 25 лет назад оказалась одна сибирская река - наш Иртыш!

Пролог: доводы академиков

Нужно напомнить, что впервые о проекте поворота рек на юг заговорили еще в Российской империи, но научную базу переброски начали развивать в Казахской ССР в середине 50-х годов. В 1951 году мысль об этом пришла в голову будущему академику Шафику Чокину. Он писал впоследствии так: «Тогда, в 1951 г. я составил подробное письмо в Госплан и Минэнерго СССР, где изложил свое мнение по поводу развития энергетической базы Средней Азии и Юга Казахстана с учетом имевшихся условий водоснабжения. Ответ гласил, что мои соображения будут учтены при подготовке Генеральной схемы использования рудных ресурсов СССР. Идея переброски не моя, она появилась еще в XIX веке. А лично меня она заинтересовала как оптимальный способ решения проблемы водного обеспечения огромного, в треть территории Советского Союза, региона и возможности сооружения высокоэкономичных гидроаккумулирующих электростанций. Канал Иртыш - Караганда, как известно, позволил возвести и запустить в действие уникальный энергетический комплекс в Экибастузе. По-существу, он стал первым этапом этой самой переброски». Итак, словами академика глаголит истина. Переброска рек, оказывается, планировалась, более того - шла полным ходом! И никто из широкой общественности об этом не подозревал. При этом о самом канале Иртыш-Караганда слышали многие, только вот истинных смыслов в его строительстве всегда было ровно два!

Глава первая: известный всем «Иртыш-Караганда»
Полностью сданный в эксплуатацию в начале 70-х, он представлял огромное и по тем, да и по современным меркам гидросооружение. Вдумайтесь в его основные, циклопические параметры: длина - 460 км, перепад высот между начальной и конечной точками +420 м!, т.е. вода принудительно подается на высоту Останкинской телебашни! Такой высоты подъема нет нигде в мире до сих пор. Достигается это работой 22-х основных насосных станций, расположенных по всей длине канала и нескольких дополнительных станций в районе Караганды. Строителям приходилось делать так, чтобы между насосными станциями возникал уклон для воды, противоположный естественному. Поэтому можно говорить о том, что фактически подъем делался на еще большую высоту, весь канал похож на одну большую лестницу с наклоненными внутрь поверхностями «ступенек». Пропускания способность канала - от 75 м3/сек в начале канала до 13 м3/сек. в районе Караганды. Несколько крупных и более десятка мелких водохранилищ, мостов. Вот как пишет о канале газета «Правда» 27.07.79 г.: «Канал Иртыш-Караганда - это многоплановое произведение строительного искусства, где взаимно увязаны более ста гидротехнических и других сооружений… В состав комплекса входит головной водозаборный гидроузел возле г. Ермак (ныне - г. Аксу), 34 отдельных участка канала в земляном русле, 14 земляных и комбинированных плотин, высотой от 8 до 30 метров… При строительстве было вынуто 98 млн. м3 земли, уложено 305 тыс. м3 бетона.»



Окончательно канал был сдан в эксплуатацию в 1974 году, когда к нему подключили конечного потребителя иртышской воды - водоканал г. Караганда и его городов-спутников. Проектная мощность канала была рассчитана на забор из Иртыша 2 км3 воды в год, фактически оно всегда было во времена СССР в районе 1 км3, а в настоящее время снизилось до 0,5 км3 в год. Из забираемого из Иртыша 1 км3 0,8 км3 потреблялось, 0,2 км3 - терялось. В 2005 соотшение стало иным - из 0,5 км3 взятой воды терялись те же 0,2 км3, потреблялось 0,3 км3.

Глава вторая: неизвестное назначение известного канала
Читатели могут мне возразить: «Ну, хорошо, забрали 1 км3 иртышской воды, довели ее до Караганды, но это же еще не планы «поворота» рек. Действительно, на основании вышесказанного, иллюзии относительно намерений « поворота» еще остаются, хотя, обращаю внимание читателей, академик Чокин прямо говорит об этом канале как о завершившимся первом этапе «переброски». Почему он так считает? Да потому что уже тогда были озвучены реальные планы в отношении этого канала. Это явствует из речи 1-го секретаря ЦК Компартии КазССР, тов. Кунаева, на 24-м съезде КПСС (1971 г.): «Особо следует сказать о канале Иртыш - Караганда. Сейчас строительство этого уникального гидросооружения протяженностью почти 500 километров подходит к концу. Бурно растущие индустриальные центры этого района республики обеспечены надежными источниками водоснабжения. В зоне канала создаются орошаемое земледелие, овоще-молочное производство. Теперь в повестку дня встает вопрос о продолжении строительства этого канала до Джезказгана, что будет иметь важное значение для более ускоренного развития богатых природных ресурсов Центрального Казахстана». И действительно, через два года находим в советской прессе того времени (03.02.1973) короткое сообщение: «Коллектив управления «Иртышканалстрой» приступил к сооружению второй очереди канала Иртыш - Караганда. Началом ее послужит большое водохранилище в Темиртау (Самаркандское). Отсюда иртышская вода пойдет сначала по готовому руслу степной речки Нуры, затем по открытому каналу с комплексом насосных станций и водохранилищ, а в завершение - по трубопроводу. Такой комбинированный способ подачи воды наиболее эффективен в условиях резко континентального климата Центрального Казахстана, богатства которого с приходом канала будут полностью поставлены на службу народному хозяйству. Иртышскую воду получат промышленные центры Джезказган и Каражал, а также районы развитого животноводства. В год по каналу будет проходить до 350 миллионов кубометров воды.» Вот так, без лишней помпы, было принято решение продлить канал до Джезказгана, т.е. еще на 500 с лишним км.

Глава третья: на пути к реке Сарысу
Официально это строительство назвали «Внешний комплекс сооружений для подачи воды в Джезказганский, Шетский и Атасуйский промышленные районы из канала Иртыш-Караганда». Таким образом, общая длина канала приблизилась бы к 1000 км., что почти сравняло бы его по протяженности со знаменитым Каракумским каналом им. В. И. Ленина, который практически «убил» Амударью. Такая участь была, наверное, уготована и Иртышу, если бы не в дело не вмешались прозаические денежные обстоятельства. Дело в том, что строительство подобных сооружений - это очень дорогое удовольствие. Сметная стоимость строительства первой очереди канала составила почти 350 млн. руб. в ценах середины 60-х гг. Даже по тем временам это была фантастическая сумма. Представление о том, сколько это бы стоило сейчас, дает цена булки хлеба в 1968 г. - в среднем она стоила 10 копеек. Если сейчас булка стоит 15 руб., то легко получаем примерную стоимость строительства в 52 млрд. рублей. Уверен, реальная стоимость первой очереди в современных условиях оказалась бы еще выше, все же сейчас совсем другое время. Сметная стоимость второй очереди автору неизвестна, но можно предположить, что она уж точно не была бы меньше стоимости первой хотя бы потому, что 2-я очередь длиннее. «Выбить» полностью такие деньги различным министерствам даже в то время оказалось не под силу, хотя около половины канала все же было построено. Так, в материалах газеты «Правда» от августа 1980 г. мы находим: «1-й пусковой участок до пос. Жайрем (это как раз чуть больше половины пути) намечалось сдать к 1979 году. Подать воду к намеченному сроку не удалось. Теперь Минводхоз утвердил новую дату - 1982 г. Но нужно сразу сказать, что и этот срок подачи воды в перспективный промышленный район оказывается под угрозой».

Глава четвертая: Иртыш-Сырдарья
Газета «Правда» оказалась права - вторую очередь канала до Джезказгана так и не достроили. Построенной оказалась примерно половина длины 2-й очереди: Самарское водохранилище на р. Нура, из него канал пошел в сторону долины р. Актасты, на которой из воды канала было устроено Актастинское водохранилище, а оттуда его довели до р. Сарысу в районе пос. Атасу.
Поскольку построенный канал фактически соединял реки Нура и Сарысу, его стали называть не канал «Иртыш-Караганда», а канал «Нура-Сарысу». Вот он, на карте, в левой стороне.



Вот тут-то начинатся самое главное. Уже упомянутая река Сарысу течет как раз в сторону Сырдарьи, впадая в озеро Телеколь, куда построили Телекольский канал в 70-е годы. Он как раз и соединяет тупиковую р. Сарысу и Сырдарью. См. карту



Таким образом, круг замыкается, все становится на свои места и строительство Телекольского канала становится понятным. Факт остается фактом - в конце 80-х практически ничего уже не мешало прокачивать иртышскую воду в Сырдарью, по крайней мере, трасса «переброски» вчерне была полностью готова. Вот как она выглядела (на карте - красным цветом):

1. Головной водозабор возле г. Ермак (Аксу) - долина р. Шидерты - 220 км. - подъем

2. Долина реки Шидерты - до водозабора г. Караганда с ответвлением в Самаркандское водохранилище на р. Нура - 240 км. - подъем

3.По р. Нура до Самарского водохранилища - 90 км.- спуск

4. От Самарского водохранилища - до р. Актасты 70 км. - подъем

5. По реке Актасты до реки Сарысу - 40 км. - спуск

6. По реке Сарысу практически до самого устья возле оз. Телеколь - 700 км. - спуск

7. По Телекольскому каналу до Сырдарьи - 150 км. - подъем и спуск



Итого общая длина канала переброски иртышской воды составила, в принципе, не такую уж и страшную величину в 1500 км. Возможно даже, пробные ее прокачки были осуществлены, но на постоянную основы они так и не вышли. Причину этого мы никогда не узнаем, скорее всего, мощности насосных станций 1-й очереди канала попросту не хватало для того, чтобы снабжать водой своих и, одновременно, южно-казахстанских потребителей - как видно из таблицы 1, всю прокачиваемую воду разбирали потребители Павлодарской и Карагандинской областей, до 1/3 воды просто терялось. По планам, пропускные мощности 1-й очереди как раз и собирались наращивать после окончания строительства 2-й очереди канала.

Эпилог
К счастью омичей, эти советские планы до конца не сбылись. Финансирование стройки прекратилось, и вторая очередь канала оказалась недостроенной и полузаброшенной. Более того, в плачевном состоянии находится основной канал «Иртыш-Караганда», который уже объявлялся банкротом. Об этом было Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 августа 2000 года N 1302. Текст его такой: «В соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 января 1997 года "О банкротстве", а также с учетом стратегического значения канала "Иртыш-Караганда", оказывающее особое влияние на жизнь и здоровье граждан, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: Министерству государственных доходов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке инициировать банкротство Республиканского государственного предприятия "Канал Иртыш-Караганда им. Каныша Сатпаева". А в заключение - ложка дегтя: на иртышскую воду появился новый претендент - новая столица Казахстана - Астана. В дополнение к давно построенному каналу «Нура-Ишим» (см. карту) в 2002 году уже построен водовод от канала «Иртыш-Карагнада» до реки Ишим для водоснабжения города. А это значит, что забор воды из Иртыша будет только увеличиваться, ведь Астане еще расти и расти.



ПС: в Гугле Планета Земля или Викимапии все отлично просматривается!

архив, невидимый город, Казахстан, Иртыш

Previous post Next post
Up