Путешествие в сибирское Эльдорадо: мой первый сплав по Золотому Китату

Aug 24, 2024 09:45


Когда-то это был мой первый опыт сплава в Кузбассе, 2011 года, причем, по сути, бесплатный, ибо по итогам поездки я опубликовался в «Ореоле» и гонорара хватило, чтобы окупить сплав. Пока Яндекс не снес фотки, есть смысл продублировать те посты в одном

https://omchanin.livejournal.com/24139.html

https://omchanin.livejournal.com/24571.html

https://omchanin.livejournal.com/24785.html

В 20-х числах июня 2011 года я наконец-то осуществил свою давнюю мечту - сплавиться на резиновой лодке по таежной реке. Чтоб ни одной живой души, кроме тех, кто с тобой. Большая статья об этом путешествии выходит сегодня в "Ореоле", ну, а тут я по традиции выкладываю авторскую версию, разбив ее на три части и снабдив гораздо большим, чем в газете количеством фотографий. Итак,

Превью

Вот уже несколько лет моя душа рвалась устроить себе праздник. Хотелось выбраться куда-то на природу, но такую, чтобы все по-настоящему: только ты и она. Оптимальной виделась идея простенького сплава в небольшой компании по таежной реке на резиновых лодках на 3-5 дней.

Реки севера Омской области были отметены по причине сложной географической доступности одних (Туй) и отсутствия требуемой уединенности на других (Тара, Уй). Более-менее подходила речка Шиш на участке от Атирки до устья, но как-то душа к данному маршруту не лежала. Речной топоним своей комбинацией из трех пальцев наводил на грустные мысли…



Зато куча отзывов нашлась о сплавах по рекам Кемеровской области. Почти сразу обрисовался идеальный вариант - сплав по реке Золотой Китат от моста на трассе «М-53» до пос. Яя. Начальная и конечная точки маршрута находятся в отличной доступности, а вот между ними - глухая тайга и полное отсутствие жилья - идеальные условия! Из Омска добраться можно очень легко. Туда - ежедневный поезд Кисловодск-Новокузнецк, в котором есть прицепные вагоны до Кемерово. Стоимость плацкарта с постелью - 1100 руб. Купе - от 1600 до 2300 руб. Есть и отдельный поезд Москва-Кемерово. Он подороже, ходит раз в два дня, но зато прибывает в 8 утра, на два часа раньше кисловодского. После прибытия в Кемерово нужно сесть на любой автобус или маршрутку в сторону Мариинска и доехать до места старта. Стоимость - 100 руб. Обратно можно уехать прямо из Яи или соседнего Анжеро-Судженска на любом проходящем поезде до Омска. Билеты всегда есть. Их стоимость - такая же, как до Кемерово. Итого общая стоимость проезда «туда-обратно» в минимальном варианте составит не более 2500 руб.

Но вернемся собственно к путешествию. Сев на поезд в 19-00 в Омске, в 9-00 я оказался в Кемерово, где меня уже поджидал приятель на ГАЗели. Купив по дороге свежего хлеба прямо на хлебозаводе, мы выехали на место, куда и прибыли около 11-30, под мост через Золотой Китат, по пути поев в кафе с. Дмитриевка, справа от дороги.



Нужно отметить, что дорога до Китата - очень красивая. После Березовского сплошные длинные и тягучие подъемы со спусками. Кругом тайга, местами подступающая прямо к дорожному полотну. Весь путь промелькнул как один миг, и вот мы уже накачиваем лодки и готовимся отплывать; всё про всё заняло около часа, а потом зарядил дождь.



Переждав его под мостом, мы наконец-то отплыли в 13-00 навстречу полной неизвестности. Сразу нужно сказать, что гнуса оказалось очень мало. Видимо, на реке им просто не «комильфо».



Немного о нашей водной «дороге». Золотой Китат - небольшая река бассейна Томи. Длина - около 200 км. Начинается в предгорьях Кузнецкого Алатау, впадает в речку Яя. Протекает по абсолютно заброшенным местам, хотя еще 50 лет назад на его берегах кипела жизнь. Когда-то давно на нем мыли золото, отсюда и слово «золотой» в названии. «Китат» - это трансформированное слово «Китай» - так называли когда-то всю дальнюю Сибирь, поэтому данный топоним - не редкость в этих краях. Сама речка - мелкая, утонуть в ней практически невозможно. Традиционных маршрутов сплава - два. Первый - от д. Мурюк до моста на «М-53». Второй - от «М-53» до п. Яя. Длина первого - около 80 км. Второго - около 100 км. Этот второй - более массовый, так как намного более легкодоступный. При этом он является маршрутом 1-й категории сложности, и если его проходить официально, то в конце получаешь 3-й разряд по спортивному туризму.

Вот карта рубежа 50-60 гг. Вдоль Китата - множество деревень, которых давно уже нет. Синие стрелки - места наших ночевок. Оранжевые - другие потенциальные места ночевок. Красная - место старта.



День первый

Итак, отплыли мы в 13-00 четверга. Первым делом на реке нам попались «быки» старого моста через Золотой Китат.



Где-то прямо по этому месту, много лет назад, прошли остатки армии Колчака, преследуемые Тухачевским. Предатели-чехи уехали на поездах, а Каппель был вынужден пробираться здесь зимой узкими таежными тропами от Дмитриевки на Мариинск. Вскоре мы перестали слышать шум федеральной трассы,



а на реке стали появляться небольшие порожки, преодолевать которые было очень здорово, так течение само несло лодки и несло очень быстро.



Довольно скоро мы доплыли до первого скального выступа, как раз напротив дороги к пос. Большекитатский. Он оказался весь испещрен надписями таких же туристов-водников, как и мы. Причем некокторые надписи были очень экзотическими для этих мест ))



Нужно сказать, что скалы потом сопровождали нас почти всю дорогу. Они очень красивые, особенно для неискушенного жителя Западно-Сибирской равнины. Встретились и первые пляжики, где теоретически можно останавливаться на ночлег.



Был замечен даже секс на природе



Тут же я сам не удержался и ... сфотографировался



Вскоре наступил вечер, и мы причалили на ночлег.



Нужно отметить, что подходящих мест для ночлега на маршруте не более десятка. Все они нанесены мной на карту и каждый желающий может подобрать подходящее именно ему место для стоянки. Место ночлега было около красивого, чуть наклоненного к воде кедра, усыпанного шишками, половина корневой системы которого «висит» в воздухе, так как Золотой Китат по весне очень сильно поднимается и подмывает берега, вместе с растущими там деревьями.



В дополнение на месте остановки порхают десятки красивых бабочек, которые, совершенно не боясь, садятся прямо на тебя.





Дров полно, рядом поваленная береза, на ней - горючая береста. С одной спички, как в пионерском детстве, загорается костерок. Если кто-то не хочет мучиться с кострами, то можно взять с собой газовую горелку. Обязательно берите жидкость для розжига, потому что если попадете на дождь, то сухих дров найти будет сложновато.

Дни второй и третий

Природные красоты на Китате неописуемые! Особенно для среднестатического омича. Кругом - девственная тайга, множество кедров и другой хвои.



Берега - скальные, высотой иногда до 40-50 м. Прямо на скалах растет множество деревьев.



Иногда в скалах встречаются пещерки



Кругом - полная тишина, нарушаемая только обычными лесными звуками. Поют птицы, ухает сова, отсчитывает что-то свое кукушка. Вот треск валежника справа - кто-то крупный «ломанулся» прочь от берега в чащу, испугавшись нежданных «пловцов». Скорее всего, лось. Вот заяц переплывает речку, торчат одни уши. Спрашивается, какого рожна их спасал Дед Мазай, если они - прекрасные пловцы? Слева кто-то плюхнулся в воду - ондатра. Вон и ее нора на берегу. Полно кувшинок

А вот в Китат впадает таежная речушка небольшим водопадиком; и журчит так, что издалека слышно.



Вот то тут, то там выпрыгивает рыбка. Вот редкий песчано-галечный пляж с остатками множества стоянок. Наша вторая ночевка.



Еще лучше остановиться на 2-ю ночевку на аналогичном пляже перед Черным озером. Очень интересный объект природы с абсолютно черной, как нефть, водой. Когда-то рядом с ним была одноименная большая деревня, от которой сохранилась лишь очищенная от деревьев поляна. Многие, кстати, предпочитают ночевать прямо на этой «поляне», но там больше гнуса. Лучше ночевать прямо на реке. Кстати, ночи очень холодные, поэтому обязательны или спальные мешки, или натуральные зимние пуховики или шерстяные одеяла. Жарко вам точно не будет. А вот замерзнуть без всего этого можно серьезно. Не забудьте взять легкие дождевики, чтобы иметь возможность плыть под дождем. Еще одно удивительное наблюдение - сон на природе очень короткий. Солнце встает рано, вместе с ним просыпается лес, а вместе с ним и вы. Буквально 4-5 часов сна абсолютно достаточно, высыпаешься полностью! Утром температура воды в реке гораздо выше температуры воздуха, поэтому вода «парит», отдавая теплоту окружающему пространству. Просыпаешься и чувствуешь себя в каком-то «молоке». Мы вставали рано и уже в 7-30 отплывали с мест ночевок. Ближе к Яе поднялись на высоркий берег и сфотографировали панораму долины Золотого Китата на выходе из тайги. Вышло очень красиво.



Финишировать можно в двух местах. Первое жилье, что будет на берегу - это д. Мальцево. Местные жители подскажут вам телефон такси, которое довезет вас до Яи или Анжеро-Судженска. Ну, а можно спокойно доплыть до Яи самостоятельно, как и было запланировано. Кто-то заканчивает путешествие в месте слияния Яи и Золотого Китата, кто-то плывет до ж.д. моста, а кто-то - до автомобильного моста. По пути до Яи вам встретится впадающая справа порожистая речка Алчедат, потом знаменитые Николаевские пороги, с перепадом воды минимум в полметра, а затем уже, слева, к Китату подойдет река Яя и поглотит его, прямо в одноименном поселке. Наше путешествие подошло к концу. Как я уже писал, из Яи можно уехать автобусом в Анжеро-Судженск, откуда до Омска идет множество поездов. До него всего 30 км. Есть несколько поездов и из самой Яи



Спасибо дяде Жене за компанию!

сплав, путешествия, туризм, отдых

Previous post Next post
Up