Источники жизни

Jul 02, 2024 20:33


Репост моего суперпоста про омские водонапорки https://omchanin.livejournal.com/19357.html

С тех пор многие башни уже утрачены, увы ((

Источником жизни, как известно, является вода. Это сейчас мы открываем кран, и вода течет оттуда благодаря насосам «Водоканала». А еще совсем недавно в нашем городе, а в малых и средних населенных пунктах нашей необъятной страны - до сих пор, «сердцем» системы водоснабжения есть и была водонапорная башня (ВНБ). В нашем репортаже мы пройдемся по всем ВНБ, что сохранились в городской черте Омска. Я таких насчитал ровно 15 штук. Если кто-то знает еще башни в Омске - милости прошу поделиться. Какова цель репортажа? Очень простая - вспомнить, а, значит, «оживить» то немногое, что у нас осталось.

Итак, в нашем городе, а, точнее, в тогдашних его пригородах, первые водонапорки появились в связи со строительством железной дороги. Произошло это в конце 19 века. Паровозам требовались постоянные заправки водой, которая выкипала из их котлов. Поэтому на каждой станции обязательным атрибутом стала красивая каменная башня, через которую вода шла к паровозным колонкам. Чудом сохранившаяся паровозная колонка, станция «Карлушка».





Первой на территории современного Омска появилась башня на ст. Куломзино (ныне «Карбышево-1»).



Потом на ст. Омск (ныне «Омск-пассажирский»)



Примерно в это же время отдельную башню построили для паровозного депо Омск (ныне депо «Омск ТЧ-2»)



Потом на разъезде, что впоследствии получил имя «Московка».



В связи с появлением Сортировочной станции ВНБ появилась и там.



Затем еще одна ВНБ была построена у паровозо-ремонтного завода на ст. Омск.



Эта башня является, ИМХО, самой красивой из всех ВНБ Омска, да и сохранилась она идеально! Восьмиугольный в сечении верх, квадратный низ….Красота, да и только!

Еще до Куломзино башня появилась на разъезде, что потом превратился в ст. Входная. Сейчас это Ленинский округ города, поэтому входнинская ВНБ так же попадает в наш обзор.



Конечно, всем этим дореволюционным башням далеко по степени известности до самой первой ВНБ дореволюционного Омска - башни городского водопровода в торце ул. Гусарова.



Место было выбрано не случайно - именно там была самая высокая точка тогдашнего города. Она и памятник архитектуры, она и символ города. Надо сказать, что архитекторы того времени даже банальные технические сооружения, такие как трубы или ВНБ старались вписать в застройку. На рубеже 19-20 вв. башни имели живописный романтический облик, напоминая скорее средневековую крепостную архитектуру, нежели чем утилитарные сооружения. Башня на Гусарова - восьмиугольная на всем протяжении.



Внутри башни на Гусарова

Вот немного про ее историю (курсив - по "Омской газете").

В 1906 году депутаты Омской городской Думы решили построить в Омске водопровод, в который должны были входить водонапорная башня, водозабор на Иртыше, насосные станции, водонапорная станция с очистными сооружениями, около 10 километров водопроводных сетей и 10 водопроводных будок. Спустя пять лет был объявлен конкурс на строительство. Свои проекты представили несколько претендентов, в частности Товарищество инженеров фирмы "Нептун" и Общество механических заводов "Бр. Бромлей". Чуть позже в борьбу за престижный заказ вступило Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Оно предложило самый дешёвый проект и одержало победу над конкурентами. Уже в марте 1912 года городская Дума подписала с акционерным обществом договор, цена вопроса составила 690 тысяч рублей - по тем временам огромные деньги. Согласно этому договору, запустить водопровод планировалось не позднее декабря 1913 года. Однако брянский завод поставил некондиционное оборудование и тем самым сорвал все сроки строительства. В итоге разразился скандал, но представителям брянского общества все-таки удалось закончить работы. Акт о приемке был подписан в январе 1915 года.

Цитирую Энциклопедию русской архитектуры: "Внешний вид станции и башни отразил желание мастеров начала XX века придать художественный образ утилитарным постройкам. Считалось, что промышленные сооружения могут и должны производить эстетическое впечатление. Объект был выполнен в рациональном варианте стиля модерн - со сдержанными лаконичными декоративными формами и большей частью плоскостным решением фасада. Неоштукатуренные кирпичные стены гигантской башни эффектно выглядят вблизи и на расстоянии. Её силуэт и мощная, мягкая пластика формы напоминают образы сказочных исполинов, которых так любила эпоха модерна. В стиле модерн выдержаны и разнообразные оконные проемы (строенные, сдвоенные, скругленные), и характерный геометрический декор в виде круга и трех полос, украшающий фасады".

Помимо железной дороги и городского водопровода ВНБ строились и для нужд промышленных предприятий, фвместе с ними они обслуживали прилегающие к заводам жилые районы. Образцами «промышленно-жилых» ВНБ 20-50-х гг история нам донесла:



ВНБ в СИБНИИСХозе

.



ВНБ НПО Микрокриогентехники



ВНБ Судоремонтного завода и г. Водников



ВНБ Мясокомбината



ВНБ Кирпичного завода №2 и поселка при нем (Волжский)

- наша омская «Пизанская» башня.



ВНБ ДОКа в пос. Береговой и поселка при нем.



ВНБ Биофабрики и ее поселка

К сожалению, большинство омских башен сегодня не используются, и поэтому разрушаются. У части нет крыш. Больше всех повезло башне в СибНИИСХозе, ее приспособила под свои нужды «Антенна-7». Нормально себя чувствует башня на Гусарова, у нее официальный статус памятника архитектуры и есть собственник - «Водоканал», как и у башни в депо. За судьбу остальных поручиться сложно, особенно печальная ситуация на бывших промышленных ВНБ: почти все они - брошены.

Previous post Next post
Up