Сакен Хусаинов: Дарёному Петру в ... не смотрят?! Или чужие - 5

Oct 29, 2022 11:33


Много событий происходит в нашем городе, не уследишь. Новость о державном: юбилей императора Петра I не остался незамеченным Администрацией Омска. Отметить оное всегда своевременно, тем паче по слухам (требует проверки) город на Оми ведёт начало от высочайшего повеления самого Великого реформатора.

Во времена Двораковского был шанс заполучить памятник Петру от плодовитого творца Зураба Церетели, не срослось. Архитекторы тогда не помогли, разошлись привычно по Крылову: лебедь, рак и щука. Ничего необычного, но в тот раз схлестнулись вдрызг, но приличнее, чем за территорию ТЭЦ-1 в июне 2022г. Круче было раньше, в перестроечные времена, когда издевались над МЕТРО. Хватило по одному демагогу, Омску не удались ни метро, ни аэропорт и мусоросжигание отходов. Потом случилась де-индустриализация, плавно идёт де-миллионизация Омска. Свезло с пустозвонами, творцами зла, идиотами под заказ! Соседний Новосибирск денег партии не чурался, продолжает строительство новых станции.

С некоторых пор власти Омска и архитекторы более дистанцируются, зная разрушающую силу аргументированной АХИНЕИ от особо ретивых знатоков градостроения. Кто знает, может какие власти - такие и творцы?! Но это обстоятельство не даёт права архитекторам-практикам самоустраняться, устраивая жизнь в параллельных реалиях, оградившись личным пространством творчества. Понимая ответственность перед сообществом горожан, обладая знаниями специальных вопросов необходимо выступать по актуальным проблемам архитектуры.



Переменчивое время рассудит.



Ну, а поводы есть всегда. Допустим о новом памятнике. В процессе подготовки статьи уточнил: это работа известного московского скульптора, заказчиком и дарителем стал не менее известный московский предприниматель - державник. Кто автор места установки не интересовался, но вопросы возникли не только у архитекторов.

Небылицы со времен царя-гороха. Рассказывали учителя: раньше установка значимой скульптуры становилось огромным событием. Не единожды присматривались, ставили фанерные макеты, уточняли смысловые аспекты, видовые ориентиры деяния на века. Традиции нынче не в чести. Барин, хозяин - главный режиссер пространства. И ХОЧУ! Как вариант, тем более, когда и посоветовать некому. Спросить - гордыня распирает (вру, процедурами и регламентами не предусматривается!).

Итак. Есть вопрос к концепции образа. Мимо истории не пройдешь. Последние десятилетия богаты примерами. Помним страстное желание Полежаева выказать почтение Правителю Колчаку. Отголоски пиара новых ориентиров для Омска слышим до сих пор. Давеча, глашатай Дмитрий Киселёв вновь изрекал об историческом значении этого «незаурядного, милого диктатора» и «об упущенном шансе». Типа враки, что торговал землями России за патроны, как Зеленский сегодня, на Украине. Политический перформанс хранят до лучших времен: беспамятства и измены. Не забываем стелу-штырь на Чайкиной им. Фадиной.

Продолжим. Вопросов к профессионализму, к мастерству скульптора нет. Все в порядке с детализацией: сюртук, ботфорты отменные. Но... чего же «в супе  не хватает?». Наверное, хлеба, как в известной юмореске от «студента кулинарного».

С кем делился соображениями, дружно поддержали отсутствие солидности изваяния Его императорскому Величеству, от фливорной позы самодержца невольно возникает усмешка и неловкий стыд. Один из респондентов сравнил омского Петра с литературным Жаком Паганелем. Покопался в интернете, как пить дать -  схож, блин. Замечу, шемякинский Пётр возле Петропавловской крепости хоть и не классический, но точно не смешной. Примета вовсе красивая и актуальная: если девушка поёрзает попой о колени Самодержца, обязательно найдет мужа, и родит успешно.

Всего с избытком в произведении: шпага, трость, особенно забавляет подзорная труба. Как-то небрежно, одной левой собирается приглядеться вдаль далёкую наш «юбиляр». И куда же?! В омском случае взгляд направлен в сторону соседнего Казахстана, видимо, в родные края нового Мэра. Однозначно случайно. Таким привезли, поставили спиной к денежной кладовой, праздник состоялся! Значимого деяния не получилось (мнение сугубо ретроградов), напрашивается поискать подходящее место ДОРОГОМУ ПОДАРКУ. Из старорежимного: что напрашивается передвинуть, надолго не простоит.

Не грустим, лучше споём задорную от Лебедева-Кумача и Дунаевского.

И ветер нам в паруса к новым свершениям!

А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер.../

Кто привык за победу бороться,/ С нами вместе пускай запоет:

Кто весел - тот смеётся,/ Кто хочет - тот добьётся,/

Кто ищет - тот всегда найдёт

P.S. В нашем случае подходит участь обычной городской скульптуры. Например, из омских - это «Сантехник», «Жандарм», «Влюбленные на Врубеля». Явно же наблюдаем «ни нашим ни вашим», «ни то ни сё» или «будем знакомы: ЦАРЬ!».

Для понимания приведу определение из ВИКИПЕДИИ:

«Жанровая городская скульптура - вид уличной скульптуры, характерной особенностью которого является демонстративно подчёркнутые отсутствие монументальности и демократизм. Получил широкое распространение в 1990-е годы и в XXI веке.

С целью органического вхождения в городскую среду и её оживления объекты жанровой городской скульптуры, как правило, устанавливаются без постамента и даже подиума, что в наибольшей степени приближает их к зрителю. Претензия на увековечение какого-либо исторического события или личности наблюдается в них не всегда...»

Хусаинов, крепость, Шелест, памятник

Previous post Next post
Up