Где все-таки Карой Лигети?

Apr 16, 2012 19:04

Я уже писал об исчезнувшем памятнике Карою Лигети и о том, что по мнению областных "инопланетян", никуда он не исчезал  http://omchanin.livejournal.com/74235.html . Наконец-то совместно удалось напасть на него следы...

Оригинал взят у skadi_omsk в Еще раз убеждаюсь, что я идиотка...
Под катом - статья Александра Поварницына 7-летней давности. Считаю, что мало что можно сказать кроме того, что написал Александр Владимирович. Правда, пока памятник снова не станет памятником, а не грудой металлолома. 
Но самое забавное не это. Самое забавное то, что ТОЧНОЕ место нахождения скульптуры мне с самого начал назвали специалисты Детского эколого-биологического центра. Правда, это звучало так: "В центральном округе, где скамейки хранят". Определение еще то... Но все верно - на базе отдела благоустройста ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хранят зимой скамейки из скверов...
В общем, надо учиться понимать людей...






Карой Лигети

Дважды казненный

Куда девался памятник Карою Лигети

В первый раз он замертво пал на Омскую землю от пуль колчаковских карателей 3 июня 1919 года. Вторая казнь Кароя Лигети - и отнюдь не символическая - состоялась в июле 2001 года, когда был снесен памятник, запечатлевший венгерского интернационалиста в чугуне перед его героической смертью. И вот уже четыре года этот величественный монумент лежит в закутке двора отдела коммунального хозяйства Центрального административного округа, что на Долгирева, 99. Он зарос кустарником, завален мусором. На нем ясно видны следы разрушительной ржавчины. Но также мужественно-прекрасно лицо дважды казненного человека, склоненное к широкой мускулистой груди в разорванной гимнастерке, также плотно сжаты губы и упрям подбородок. И кажется, что не будь у него связаны за спиной руки, то он бы непременно поднялся и бросил в лицо своим палачам - и прежним и нынешним - слова проклятия.

Даже сейчас эта скульптура, навзничь лежащая под открытым небом, производит очень сильное эмоциональное  впечатление. Будто стоишь не перед чугунным изваянием, а перед реальным телом истинного героя. И веришь - именно такой человек мог накануне расстрела написать на стене камеры смертников пламенные, исполненные верой в будущее строки:

Пока огонь в сердцах бушует страстно,

Вперед, мадьяры красные, вперед!

Вы доживете до времен прекрасных,

Меня убьют, но дух мой не умрет!

Этот-то дух несгибаемого борца и страшит, наверное, больше всего нынешних разрушителей. Именно этот дух они пытаются вновь убить - теперь исподтишка, вдали от людских глаз. Просто забросили памятник в угол и ждут пока он сам проржавеет, чтобы потом свалить всю вину на время, якобы, погубившее значительное произведение искусства. Стыдно и больно за все это.

Думаю, что эти же чувства переполняли приехавшую вместе с нами дочь автора памятника заслуженного художника РСФСР скульптора Федора Дмитриевича Бугаенко Татьяну Бугаенко - известную омскую художницу. Увидев, в каком состоянии находится работа отца, она как-то внутренне сжалась, стала очищать лицо скульптуры от ржавчины, а потом долго стояла молча и о чем-то думала. Разговорилась только уезжая, уже в машине:

- Мне кажется, что кроме идеологии здесь были и меркантильные интересы городской архитектуры и лично бывшего главного архитектора города. Ведь за перенос того или иного памятника, его привязку и новую отделку архитекторы получают немалые деньги. Ведь сейчас у нас в Омске настоящих скульпторов-традиционалистов, классиков, попросту нет. Вот и таскают с места на место старые работы. Так было с отцовским памятником В. В. Куйбышеву, который от Куйбышевского райсовета  перенесли к СКК «Иртыш». Так должно было стать и с памятником Карою Лигети - первоначально было заявлено, что он будет восстановлен в Юнгородке, где до революции в концлагере военнопленных содержался Карой Лигети. Но что-то не срослось. И он до сих пор валяется под открытым небом. Хотя, наверное, потому и валяется, что очень уж сильная и красивая вещь получилась у отца. Очень уж она однозначно антиколчаковская, что, конечно же, не может нравиться нынешним приверженцам Колчака. Знаете, я сегодня впервые подумала: хорошо, что отец не дожил до такого кощунства. Ведь он столько сил отдал этой работе, так любил ее, считал одним из своих лучших творений…

Впрочем, все в духе времени. И поэтому говорить прежде всего нужно о нашей бдительности. Посмотрите: под предлогом «раскрытия» здания Академии транспорта и ремонта постамента здесь убран памятник Ленину. И хотя его обещали восстановить еще пять лет назад, но так и не восстановили. В другое, менее людное место убран памятник Куйбышеву. А сейчас покушаются и на памятник Ленину у Законодательного собрания, хотя на словах речь вроде бы идет только об окружающих этот памятник елях - уж больно, дескать, они разрослись и загораживают красивое старинное здание. Без догляда и ухода разрушается даже символ Омска - памятник Борцам революции в Сквере павших борцов. Над ним, по всей видимости, тоже занесена безжалостная рука временщиков, которым ненавистно все советское.

Между прочим, через неделю исполнится ровно четверть века со дня открытия монумента Карою Лигети в Омске. Тогда, 25 лет назад, 21 октября 1980 года, в сквере напротив кинотеатра «Художественный», тоже, кстати, носившем имя Кароя Лигети, состоялся массовый митинг с участием почетных гостей из венгерского города Пешта - города-побратима нашего Омска. Венгры и были первоначальными заказчиками памятника. И только потом второй экземпляр памятника открыли в Омске.

Теперь его нет и в Венгрии. Вернее, он есть, но убран с городской площади Пешта, куплен каким-то коллекционером. Так что демократы везде одинаковы - во всех странах им ненавистно все, что связано с народовластием. Правда, если в Венгрии он все-таки стоит, хоть и в частном владении, то у нас просто валяется на земле. А на том месте в центре Омска, где с 1980 по 2001 год стоял монумент, высится большой зеленый  бак для сбора мусора. Видимо такое украшение тамошнего ландшафта больше устраивает власти придержащие.

За прошедшие годы ни горархитектура, ни Союз художников так и не удосужились узнать о местонахождении и состоянии памятника, которым когда-то гордились. По крайней мере на наши вопросы там не могли ответить ничего вразумительного. А в департаменте городского хозяйства попросили день на наведение справок, и только потом пресс-секретарь Ирина Эдвиновна Серебрянникова бодрым голосом сообщила, что памятник находится в МУП ЖХ Центрального округа, что ему обеспечена полная сохранность, он аккуратно завернут («и пылинки на нем нет»), есть система охраны. А дальнейшая судьба памятника зависит от градостроительного совета, который должен определить новое место его возведения.

- Если хотите увидеть, как хранится монумент Карою Лигети, - добавила она в ответ на нашу настойчивую просьбу, - то съездите, посмотрите. Но предупреждаю, что фотографировать там нельзя, иначе вы раскроете всю систему охраны и сигнализации. Охотники за металлом, как вы знаете, еще не перевелись…

Какая там система охраны и сигнализации, мы увидели потом своими глазами - сторож и собака на главном входе. Ну а во что «завернут» памятник и какая ему обеспечена сохранность, хорошо видно на снимке. Если уж на лице появилась ржавчина, то на спине, которая вот уже четыре года лежит на сырой земле ее, видимо, хоть отбавляй. В любом случае без серьезной экспертизы и серьезной реставрации теперь не обойтись.

Каждое время выбирает своих героев, Но их нельзя отрывать от народной почвы, от нашей истории и искусственно, чуть ли не насильно насаждать. Насаждать в угоду вкусам и историческим пристрастиям меньшинства людей.

На днях с большой помпой центральные СМИ сообщили о перевозке в Россию и о перезахоронении в Донском монастыре останков главнокомандующего Белой армии на Юге России генерала Деникина. Надо думать, что на могиле очень скоро появится и памятник, но это надгробный памятник, и с ним можно согласиться. Кстати, один общий памятник лидерам белого движения уже стоит в Москве. А на нем среди фамилий белых генералов есть и фамилии тех, кто потом сотрудничал с гитлеровцами, формировал части из изменников Родины и воевал с Красной Армией в последнюю войну. Это Султын-Клыч Гирей, атаманы Краснов, Шкуро и с Гражданской войны сотрудничавший с японцами атаман Семенов. Добавлю, что в России уже появился памятник Николаю Кровавому, а с год назад и памятник кровавому адмиралу в Иркутске, и мемориальная доска в честь Колчака у нас, в Омске.

Вот кто для сегодняшней власти герой, друг, брат, сват и вообще самый человечный человек. От такого душевного перерождения и исторического беспамятства перевернулись бы в могилах не только сотни тысяч убитых и замученных белыми в Гражданскую войну, но и миллионы погибших от рук фашистов в Великую Отечественную войну. А нашей власти хоть бы что! Для нее друзьями народа стали теперь ее самые худшие враги, а настоящие друзья - врагами. Последних, уже давно мертвых, убивают повторно. Теперь в нашей памяти. И будут убивать еще сотни и тысячи раз, изливать на них всяческую хулу, стараясь с ног на голову перевернуть наше сознание, нашу память, наше прошлое.

Она, эта власть взяла нас в рабство материально. Теперь она усиленно пытается навязать нам еще и рабскую психологию, и рабскую идеологию, чтобы легче было управлять и грабить.

Так не поддадимся же! Если мы люди, конечно, а не стадо баранов, которым можно вертеть и так и эдак и преспокойно вести на бойню.

А. Поварницын

«Красный Путь», № 40, за 12 октября 2005 года.

НА СНИМКЕ:

Заслуженный художник РСФСР скульптор Ф. Д. Бугаенко в период работы над памятником Карою Лигети. Из семейного архива Бугаенко.



Карой Лигети, памятники

Previous post Next post
Up