Костя перебрался в Питер, но Омск не забыл!
Оригинал взят у
mib55 в
По следам омских автопредприятийДавно уже была мысль сделать подборку по истории грузовых перевозок в Омске, и вот, наконец, собрался. В советское время в нашем городе было 10 основных грузовых автопредприятий, подчинявшихся Омскому управлению автомобильного транспорта, у каждого из них была своя специализация и каждое имело свой номер. Назывались они или ОПОГАТ (омское производственное объединение грузового автотранспорта), или ГАТП (грузовое автопредприятие). ОПОГАТ-1 располагалось в промзоне городка Нефтяников, на Заводской улице, предприятие было организовано ещё в 1959 году и изначально называлась "Автоколонна № 1344". Основной задачей предприятия была доставка на стройплощадки стройматериалов с ЗЖБИ-1, располагавшегося неподалёку, на 1-й Заводской улице. В 1993-м году предприятие было переименовано в АО "ТранКК", под этим названием оно существует и по сей день, всё так же занимаясь грузоперевозками. А на здании конторы до сих пор красуется советский лозунг.
Ворота предприятия. Ещё сохранился советский шлагбаум.
На территории ОПОГАТ-1 стоит небольшое здание, где раньше располагалось управление предприятием, возле него раньше стоял автомобиль-памятник ЗИС-5 производства УралЗИС, который сейчас
переехал к авторынку.
На предприятии работало много самосвалов КамАЗ-5511, этот явно остался ещё со времён ОПОГАТ-1.
Как и этот скромный ГАЗ-53, служивший для перевозки каких-то ГСМ.
ОПОГАТ-2 было расположено на 31-й Рабочей улице и также занималось доставкой строительных материалов. Предприятие худо-бедно дожило до конца 2000-х, потом обанкротилось, сейчас на его территории сидят автосалоны и прочие арендаторы.
А внутри здания сохранились замечательные артефакты советских времён. Вот стекло над дверью диспетчерской.
Орган партийной, профсоюзной, комсомольской организации.
Информационный стенд службы эксплуатации. По нему можно узнать, по каким маршрутам ездили автомобили предприятия - оказывается, они возили стройматериалы с ЗЖБИ-1 и ЗЖБИ-5, а также песок с Николаевского карьера.
КамАЗ-5410 уже с новым логотипом АО ОПОГАТ-2, но ещё со старым советским номером.
ОПОГАТ-3 находилось на 1-й Казахстанской, занималось перевозкой стройматериалов. В его автопарке были в основном КамАЗы: бортовые, самосвалы и седельные тягачи, а также много прицепов - как бортовых, так и самосвальных. Сейчас на бывшей территории предприятия находится контора, занимающаяся приёмом и обработкой металлолома.
Ворота уже новые, а вот светофорчики сохранились явно со старых времён.
ОПОГАТ-4 когда-то находилось на Семиреченской улице и занималось перевозкой зерна и муки (расположение предприятия вполне логично - рядом много мельниц и элеваторов), для чего в его хозяйстве имелось большое количество полуприцепов-муковозов. Сейчас следов ОПОГАТ-4 почти не осталось - в бывших его зданиях и на территории расположились фирмы, торгующие сельхозтехникой.
А также дилер КамАЗа.
Пятое грузовое предприятие - ОПОГАТ-5, оно же ГАТП-5, оно же АТХ-5, находится в Амурском посёлке, на 4-й улице Челюскинцев. Его специализацией была доставка продуктов в магазины, а основным видом транспорта - хлебные и продуктовые фургоны. Сейчас предприятие и вроде как не закрыто, и не особо работает, хотя какая-то жизнь там теплится.
Рядом со входом в АТП на стене висит стенд, посвящённый награждению предприятия орденом Трудового Красного знамени.
Вот он покрупнее. ГАТП-5 награждается "за успехи, достигнутые в выполнении заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств". Дата подписания указа - 14 августа 1986 года.
На территории валяются старая будка техпомощи, ГАЗовские и ЗИЛовские кабины. Кстати, когда-то на предприятии вместе с ЗИЛами и ГАЗами работали ГДР-овские Robur-ы и маленькие чешские Zuk-и.
Ещё недавно по омским улицам ездил ЗИЛ-130 - продуктовый фургон, когда-то работавший в ГАТП-5, о чём свидетельствовали эмблемы на дверях кабины.
А в боксах АТП нашлось кое-что ещё более интересное - древняя (как вам Минавтошосдор?) эмблема предприятия на дверце старого продуктового фургона. Впрочем, о нём стоит рассказать отдельно.
ОПОГАТ-6, ныне ГАТП-6, расположено на 1-й Железнодорожной улице, рядом с ЗЖБИ-6, так что с его специализацией всё сразу понятно. Сейчас предприятие ещё работает по профилю, но уже далеко не в тех объёмах, как когда-то, и много старых прицепов-панелевозов ржавеет на его территории.
В своё время к оформлению предприятия подошли творчески, в результате чего появились такие ворота с самосвалом.
И замечательная неоновая вывеска, опять же с самосвалом.
На старом ассенизационном ГАЗ-52 сохранился старый логотип, на нём ещё фигурирует ОПОГАТ-6 Минавтотранса РСФСР.
А на другом ГАЗ-52, заправщике, уже современный логотип с ГАТП-6.
Вот ещё один автомобиль ГАТП-6 - самосвал КамАЗ-5511 на дорожных работах.
ОПОГАТ-7 исчезло достаточно давно, оно находилось в Амурском посёлке, на Пристанционной улице. Назначение его было таким же, как и у ОПОГАТ-6: доставка стройматериалов с завода железобетонных изделий, скорее всего с ЗЖБИ-7.
Автомойка предприятия. Левые ворота заложены, там устроена шиномонтажка.
За воротами виднеется списанный КамАЗ-5410 - молчаливый свидетель старых времён.
ОПОГАТ-8, располагавшееся на 13-й Комсомольской, тоже имело "строительный" профиль, а вот с какими предприятиями оно было завязано, я не в курсе, по моим данным, оно занималось областными и междугородными перевозками. Образовалось предприятие ещё в 1950-х - 1960-х и изначально называлось АХТ-10, затем АТП-8, потом АК № 1961, а с 1987 - ОПОГАТ-8. В 1992 году предприятие было акционировано и стало называться "АПРЕС". По имеющейся информации, работает оно до сих пор, причём не только в Омске и области, но и в других регионах, в частности, в ХМАО.
На здании управления сохранился интересный барельеф-чеканка. И на левой, и на правой части есть подпись автора - "Касьянов В.".
ОПОГАТ-9 находилось в конце улицы 10 лет Октября, практически на выезде из города, и это было не случайно. Основным его занятием являлись междугородные перевозки продуктов питания, для этого в автохозяйстве было приличное количество тягачей LIAZ-110 с полуприцепами-рефрижераторами ALKA. До наших дней предприятие не дожило, сейчас на его бывшей территории работает авторынок, разные СТО-шки и прочие конторы.
Списанные полуприцепы ALKA-N13 ещё долго стояли на территории, зарастающей травой прямо через асфальт.
Некоторые из них были сняты с колёс и использованы как сарайки-склады.
Работали в ОПОГАТ-9 и другие типы автомобилей. В этом году я встретил в центре города старенький КамАЗ-5511, на котором сохранилась ещё советская эмблема этого предприятия, кстати, под ней указан номер мобилизационной автоколонны - 1345.
И наконец, последнее, десятое, грузовое автопредприятие находилось в конце проспекта Мира, напротив ЗЖБИ-5, собственно, его ОПОГАТ-10 когда-то и обслуживало. Закрылось оно давно, может даже ещё в 1990-х.
Недалеко от ворот можно найти зарастающий кустами постамент, на котором
когда-то стоял технопамятник МАЗ-200.
Кроме этих десяти ОПОГАТов, в Омске были и другие крупные грузовые АТП, подчинявшиеся различным министерствам и ведомствам: строительным, сельскохозяйственным и пр., например, АТП управления "Омскцелинстрой", про которое я
как-то упоминал. Традиционно обращаюсь к читателям: если у вас есть информация по истории омских автопредприятий, присылайте, буду очень признателен!