Прогулка по части Каржаса

May 22, 2014 15:03

Александр, сам того не желая, побывал сразу в нескольких поселках. На горе - это Каржас, внизу - это Большая Островка, а где мужик ловил рачков и стоят коттеджи - это уже начало п. Рыбачий. Через ул. Конева, на горе же - там пос. Рабочий, он же Шубняк, он же Малая Островка

Оригинал взят у belyaefff в Про Каржас
На Левом берегу Иртыша, почти напротив Омской крепости находится небольшой район частных домов, известный как посёлок Каржас.



Стойбище Каржас возникло приблизительно в середине XVIII века. Оно было временным и возобновлялось далеко не каждое лето. Селение на его месте, получившее то же название, образовалось в начале ХХ столетия. Писатель Сергей Залыгин вспоминал: «До войны, ещё в 30-х гг., там, где нынче возвышаются корпуса Кировского района г. Омска, простиралась степь, в степи, вблизи небольшого озерца, потягивались старые ветлы, а под ветлами стояли юрты казахского аула Каржас. Казахи водили здесь кобылиц и продавали кумыс. Через Иртыш эти ветлы и этот аул были видны из самого центра Омска».



Омский поэт Леонид Мартынов в своих воспоминаниях писал, что, по рассказам стариков, аул «якобы ровесник городу или во всяком случае возник в те годы, когда в Омске были только крепость и тюрьма. Жители Каржаса, казахская беднота, принимали участие во всех почти больших строительствах в Омске и поблизости от города, участвовали в постройке Великого Сибирского железнодорожного пути, работали на постройке магазинов купцов Ганьшина и Шаниной и т.д.». В 1913 году в ауле было 45 дворов с числом жителей 237 человек.

С 1962 года Каржас - часть левобережного Омска. Там до сих пор проживает много казахов, там много частных домов, огородов, мусора и, вместе с тем, там проходит одна из важнейших городских магистралей, связывающая северное левобережье Омска с метромостом через Иртыш.

Тёплым воскресным вечером мной была совершена пешая прогулка по Каржасу. Захотелось посмотреть и запечатлеть на камеру, как живёт бывший казахский аул и какая инфраструктура построена там за минувшие сто лет.



В Каржасе нет асфальтированных улиц (это в XXI веке), а все дома похожи друг на друга. В сухую погоду здесь по колено пыли, в сырую - по колено грязи. Водопровод - только в виде колонок, канализация представлена туалетами типа «деревенский сортир», газа нет и не предвидится.



4-й Тюкалинский проезд - пожалуй, самая приличная улица Каржаса.



Как говорилось выше, здесь нет асфальтовых дорог.



Переулок. На заднем плане - жилой комплекс "Фрегат".



Мешки с мусором валяются прямо посреди дороги. Кто в этом виноват? У меня три варианта: а) американцы; б) европейские геи; в) бандеровцы.



Улица 3-я Енисейская. С постройкой метромоста эта двухполосная дорога превратилась в важнейшую транспортную артерию. Разметка? Бордюры? Тротуары? Не, не слышал.



Владелец киоска знает толк в красоте. В наличии плитка, столик и раскрашенные автомобильные покрышки. За киоском стыдливо прячется будка строительного туалета.



Красиво. Можно оценить количество оттенков серого цвета.



Спускаемся вниз. Эта горка - коренной берег Иртыша. Сейчас его русло ушло на полкилометра дальше - там, где портовый кран. На противоположной стороне улицы - бордель бани на Енисейской.



Весенние ручьи прорыли в земле микро-овраги, а американцы/геи/бандеровцы накидали туда пустых бутылок.



Пешеходная инфраструктура, говорите? Вот типичный пример такой инфраструктуры в Омске.



Многострадальный дом на Конева, 3. Отвратительное качество строительства, болотистый грунт, очень далеко расположенные остановки общественного транспорта. Зачем там люди покупали квартиры - понять не в состоянии.



Выехать из этого дома можно только по единственной узенькой дорожке. Банальное ДТП - и несколько сот человек оказываются запертыми на своём болоте. Перефразируя классиков - в этом месте один легковооружённый воин способен отбить нападение сорока тысяч варваров.



Речка Замарайка. Она протекает по левобережной пойме реки Иртыш и впадает в реку Камышловка. Ее длина составляет 22 км. Свое название речка получила из-за застойной воды и скапливающихся гниющих остатков водных растений, а также потому, что не промывалась полностью даже во время половодья Иртыша. За годы Советской власти Замарайку перекрыли в нескольких местах и теперь фактически это не речка, а цепь небольших мелких озёр. Фауна Замарайки бедна - утки да чайки. Правда, несколько лет назад там видели выдру, а прошлым летом обнаружили личинки малярийного комара. Насчёт наличия рыбы ничего не знаю - скорее всего, там лишь один ротан.



Оглянемся назад - оценим качество дорожного полотна.



СТО по ремонту иномарок с "Газелью" на крыше. Кучи земли, ужасные кричащие рекламные конструкции, валяющиеся покрышки никого не смущают.



Вдоль берега Замарайки протоптана тропинка. Пройдёмся по ней.



Интересно, почему этот пустырь до сих пор не застроили?



Панельные дома на 3-й Островской. Обратите внимание на форму панелей - она совершенно не такая, как у классических хрущёвок. Много подобных домов я видел в области, а вот в городе они довольно редки.



Коттеджики.



Типичная омская остановка. Вам хочется на такой остановке ждать автобус?



Снова Замарайка. По хорошему её надо расчистить, облагородить, засадить кувшинками, построить мостики и набережные. Но мы в Омске, а не в Амстердаме - у нас скрепы делать подобное не позволяют.



В Голландии это место выглядело бы примерно так.



У нас так.



Берег.



В месте, где через Замарайку перекинута дамба с автомобильной дорогой, часто можно увидеть стоящие машины и мужиков с сачками. Это ловцы циклопов - маленьких веслоногих рачков, во множестве обитающих в западно-сибирских пресноводных водоёмах.



Добывают циклопов на корм аквариумным рыбкам, просто черпая их сачком из воды.



Улов выглядит так.



Крупнее.



Дома на берегу. Да, это не Голландия. По милой русской привычке к воде у нас принято поворачиваться не фасадом, а задами - всякими огородами, сараями, кустами и т.д.



Перекрёсток.



Беднейшая часть Каржаса может поспорить по убогости с бразильскими фавелами.



Посмотрите, какая красота.



Поднимемся в гору. Тут, наверно, весело ездить на машине после дождя.



Оглянемся назад.



Мегаполис.



Посмотрим, что валяется под ногами. Раз.



Два.



Опять кто-то намусорил.



Забор сделан из палок, сарай накрыт украденным рекламным полотном.



Как-нибудь я напишу пост о том, почему в городе не должно быть в принципе металлических гаражей.



Индия? Африка? Южная Америка? Россия.



Улица.



Новые дома по улице Крупской. К ним проложена дорога из бетонных плит.



Какой-то строящийся автоцентр. Мало кто знает, но в Омске действует секретное распоряжение, согласно которому все строящиеся здания должны облицовываться исключительно бежевой плиткой.



На окнах написан номер этажа. Зачем?



Асфальтовый тротуар, бордюры, специально сделанный спуск для колясок - не может быть!



Дизайн табличек плох, а саму табличку уже пытались оторвать.



Интересное решение - на асфальт нанесена разметка, обозначающая вход в помещение, где стоит мусорный бак.



А я хочу в Бразилию, в Бразилию, в Бразилию... Чем не Рио?



Чем не Припять?



Фанатам компьютерной игры "Сталкер" должен понравиться этот кадр.



Вытоптанная земля - один из самых распространённых видов покрытия в Омске.



Антикварный деревянный столб.



И его верхушка.



Последний кадр прогулки. Общественные пространства в Каржасе выглядят, как правило, так.



Вот такой он, старый омский посёлок Каржас. Да, за прошедшие сто лет сюда провели электричество и воду, а многие жители купили себе машины и вставили пластиковые окна. Но Каржас как был, так и остался посёлком казахской бедноты. И нынешней городской власти до его жителей нет никакого дела. Рано или поздно алчные застройщики сожрут Каржас и на месте полусгнивших трущоб появятся очередные панельные многоэтажки. Понятно, что никто не будет строить здесь уютный малоэтажный посёлок и облагораживать берега Замарайки - это невыгодно. Пройдёт ещё немного лет, на месте огородов взметнутся ввысь железобетонные коробки, Замарайка превратится в болото, а название Каржас останется только в памяти его бывших жителей, да в трудах краеведов.

прогулки, каржас

Previous post Next post
Up