М.А. Врубель. Жизнь и творчество

Dec 10, 2012 00:18



Михаил Александрович Врубель - Демон сидящий, 1890 г. Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин, "Моя жизнь":

"Савва Иванович Мамонтов только в конце жизни понял талант Врубеля. В.И.Суриков был поражен работами Врубеля. Прочие долго не понимали его. П.М.Третьяков приехал ко мне, в мою мастерскую, уже во время болезни Врубеля и спросил меня об эскизе Врубеля «Хождение по водам Христа». Я вынул этот эскиз, который когда-то приобрел у Врубеля и раньше показывал его Павлу Михайловичу в своей мастерской на Долгоруковской улице, где мы жили вместе с Врубелем.

Павел Михайлович тогда не обратил на него никакого внимания и сказал мне, что не понимает таких работ. Помню, когда вернулся Врубель, то я сказал ему:
- Как странно... Я показал твои эскизы, вот этот - «Хождение по водам», а также иллюстрации к «Демону», он сказал, что не понимает.
Врубель засмеялся. Я говорю:
- Чему же ты рад?
- А знаешь ли, я бы огорчился, если бы он сказал, что он его понимает. Я был удивлен таким взглядом.
Теперь снова достал эскиз Врубеля и поставил его на мольберт перед Третьяковым.
- Да, - сказал он, - я не понял раньше. Уж очень это как-то по-другому"





Врубель, Хождение по водам Христа

Для сравнения - традиционное воплощение библейского сюжета



Хождение по водам.
Иван Айвазовский. 1890-е. Холст, масло. 70×50.
Частное собрание



Хождение по водам (в центре). Площадь 11,5 м2.
Мозаика северной стены по оригиналу Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904).
Исцеление сухорукого (слева). Исцеление бесноватого отрока (справа)
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

Завораживающий, сложный, удивительный мир Врубеля одновременно захватывает воображение и отпугивает своей сложностью. Кто он, этот удивительный художник?

Этим вопросом я задалась, начав изучать его творческий и жизненный путь



М.А. Врубель Автопортрет, 1904г, Государственная Третьяковская галерея

Художник родился в 1856 году в Омске, в семье военного юриста. В возрасте трех лет мальчик потерял мать, чуть позже отец снова женился и от этого брака в семье родилось еще трое детей. По долгу службы семья вынуждена была много путешествовать, поэтому художник гимназию окончил в Одессе, а высшее образование получал уже в Санкт-Петербурге

Продолжу цитировать воспоминания К.Коровина, в мастерской которого некоторое время прожил Врубель:

"Врубель говорил на восьми языках, он окончил Петербургский университет - два факультета: юридический и историко-филологический, оба с золотыми медалями, и Академию художеств, где в оригиналах, рядом с Басиным, Егоровым, Бруни, Брюлловым, висели его замечательные рисунки с нагой натуры. Будучи славянином, Врубель был в отдаленности поляк по происхождению."



Натурщик. 1882-1883. Холст, масло. 58х86. ГРМ.

Однажды, в своем письме сестре, Врубель заметил: «Одно для меня ясно, что поиски мои исключительно в области техники. В этой области специалисту надо потрудиться;
остальное сделано уже до меня, только выбирай» Именно особая техника и метод отражения реальности стали знаменательными в творчестве художника.

Первые шаги на пути к формированию собственной художественной манеры, Врубель делает в возрасте 27 лет, в 1883 году, в свой академический период.



Гамлет и Офелия, 1883 год, Русский музей

Главная тайна образов, по мнению художника, скрывается в свойствах формы и поэтому техника Врубеля заслуживает особого внимания. Цель символизма -"создать новое чувство
действительности путем пересмотра серии забытых миросозерцании" (А. Белый). Таков именно символизм Врубеля.

В картине "Гамлет и Офелия" на уровне ключицы фигуру Гамлета пересекает темная полоса: не имея внятного предметного обоснования, она выглядит как бы помаркой, следом черновой разметки пространственного построения. Но этот-то «излишек» словно призван наглядно продемонстрировать содержательность врубелевской формы. Эта полоса представляет собой и символически знаменует невидимую (как поверхность зеркального изображения) преграду, за которую невозможно проникнуть. Она есть образ и подобие метафизической преграды, разделяющей посюстороннее и потустороннее, жизнь и смерть, конечное и бесконечное - той самой преграды, о которую бьется мысль Гамлета, запечатленная в монологе «Быть или не быть?»

Первую популярность Врубель обретает в 1890 году, представив общественности свою картину "Демон (сидящий)" и иллюстрации к произведениям Лермонтова в юбилейном издании к 50-летию со дня смерти поэта. К слову, Лермонтов был любимым поэтом художника, а тема демона была "забыта" художником на 10 лет.

В 1896 году особая творческая манера художника сформировалась в полной мере.

Из воспоминаний К.Коровина:

"Когда он брал бумагу, то, отметив размер, держа карандаш, или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и Серова поражало это.
- Ты знаешь костюм и убор лошади? - спросил я, увидев средневековую сцену, которую он поразительно нарисовал.
- Как сказать, - ответил Врубель, - конечно, знаю в общем. Но я ее вижу перед собой и вижу такую, каких не было...
Врубель рисовал женщин, их лица, их красоту с поразительным сходством, увидав их только раз в обществе. Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него. Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол. Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев. Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов - он считал, что после них в литературе русской был упадок."



Портрет поэта Брюсова, 1906, Третьяковская галерея.



Сирень, 1900, Государственная Третьяковская Галерея

Большую роль в судьбе художника сыграл известный меценат и покровитель искусств С.И. Мамонтов

Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, включавшая художественный отдел. На торцах павильона, где должен был расположиться этот отдел, под выгнутой крышей пустовали большие тимпаны. Курировавший художественно-оформительские работы на выставке С.И. Мамонтов заказал Врубелю выполнить для этих тимпанов панно на темы, представленные на усмотрение художника. Врубель сочинил композиции на европейский - «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Э. Ростана) и национальный («Микула Селянинович») сюжеты.



Принцесса Греза, фрагмент



Микула Селянинович

Эти панно были отвергнуты специально присланной из Петербургской Академии художеств комиссией «как нехудожественные». Тогда Мамонтов решил показать, кто настоящий хозяин на выставке. На арендованном им участке вблизи входа был в короткий срок сооружен павильон, или «балаган», как выразился К. Коровин, с громадными буквами на крыше «Панно Врубеля». В этом павильоне они и экспонировались. Событие это наделало много шума в прессе.

Критики Врубеля не любили и буквально каждое его произведение влекло за собой массу негативных отзывов. К слову, это Врубеля совсем не останавливало.

Конечно, описывая творчество этого гениального человека, нельзя не обойти стороной тему его болезни, которая, по словам современников, отступала в момент его работы.

Врубель страдал сильным психическим расстройством, которое, видимо с одной стороны несколько отключало его от суеты внешнего мира, а с другой - помогало выкристаллизовать собственную манеру письма.

В последние годы жизни Врубеля тема Демона стала центральной в его творчестве. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".



Демон поверженный



Демон летящий

Для восприятия многих Врубель - это про темные силы. Однако в действительности этот художник вел очень духовную жизнь, имел особые отношения с церковью - мечтал расписывать Владимирский собор в Киеве, но был допущен только к тому, чтобы написать орнамент на его стенах, восстанавливал фрески Кирилловской церкви. Позже, изучая творчество Пушкина, он восхищался гением поэта, который знал церковное писание очень хорошо и умело включал его в свои произведения. Врубель также особое значение придавал вере и признавал, что свои первые произведения на библейскую тему писал в неподготовленном для такого ответственного дела духовном состоянии.



Эскиз неосуществленной росписи для Владимирского собора в Киеве.

Я могу до бесконечности описывать эпизоды жизни этого удивительного человека, настоящего Творца. Ему посчастливилось встретить в жизни большую любовь, он жил в глубокой нищете, но в окружении богатства, пережил в жизни страшную трагедию - смерть маленького сына, очень любил модно одеваться, совершал множество несуразных поступков и потрясал своей особой манерой письма. По сути, художников с интересной биографией очень много, но жизнь и творчество Врубеля, на мой взгляд, стоит немного особняком - безумный гений, страдающая душа в постоянном поиске покоя и истины. Может, именно поэтому его картины завораживают?

В последний год, уже в петербургской психиатрической клинике, Врубель твердил, что устал жить, и сознательно простаивал часы полуодетым у открытой форточки. Жаловался своей жене: “Воробьи мне все чирикают: чуть жив, чуть жив!”. Известие о том, что его произвели в академики Российской Академии Художеств, Михаила Александровича уже совсем не взволновало. В феврале 1910 года у Врубеля открылось воспаление легких, и 1 апреля художника не стало. Последними его словами были: “Довольно! Поедем в Академию”.

Интересное о Художнике

Биография
http://vrubel.narod.ru/main_v.htm
http://wroubel.ru/
Параллели в творчестве Врубеля и Лермонтова http://vrubel-lermontov.ru/
Виртуальный тур во Владимирский собор в Киеве, где правый неф расписан орнаментом Врубеля
http://www.vlsobor.com/tour.php
Фильм "Этюды о Врубеле" megogo.net›ru/view/17941-etyudy-o-vrubele.html
Программа, в полной мере раскрывающая взаимоотношения художника с церковью
http://video.mail.ru/mail/ljuandr53/585/590.html

UPD: Хотела бы поблагодарить Любовь Михайловну Попову за то, что она предоставила часть изображений репродукций, использованных в этой записи.

Previous post Next post
Up