Вообще-то я всегда любила Африку. Даже об этом не подозревая. Потому что когда доводилось бывать в местности равнинной, бескрайней или безбрежной - сердце в противовес всей этой «ровности» падало куда-то глубоко-глубоко, - и там, в своей глубине, начинало дико и порой совсем необоснованно радоваться жизни. Не скажу, что в шумных марракешских улицах я почувствовала что-то родное и близкое. Пожалуй, покривлю душой, если сообщу, что была восторге от 45-градусной жары. Но вот пустыня открылась нам во всей ее эпической красоте, и это было правда незабываемо.
Сначала я хотела расписать нашу поездку во всех ее деталях и пикантных подробностях. Но потом поняла, что шокирующие рассказы о несварении желудка, об изощренной алчности жителей Марракеша (который они сами же называют «Арнакеш» - город мошенников), и прочих прелестях отдыха в Марокко могут свестись к паре-тройке нехитрых практических выводов.
- Если уж собрались в Марокко, приготовьтесь к тому, что одна из важнейших целей вашей поездки - не фасады, не мозаика, не пустыня и не верблюды. Бросьте вы эту культурную галиматью, здесь ваша основная задача-не отравиться. Не беспокойтесь, Марокко прекрасно развивает интуицию. Уже на третий день по одному лишь виду хозяина ресторана вы сможете интуитивно определить, стоит ли рисковать жизнью, употребив ароматный (от специй, перебивающих запах порченного) кускус, или лучше лечь спать на голодный, но здоровый желудок.
- «Нет проблем, нет хлопот» - любимая поговорка марроканцев. Волшебным образом 300 дихарм за ночь в гостинице превращается в 600 - словом, вторая жизненно важная цель - быть бдительным в плане финансов. Не потому, что марроканцы такие жадные. Просто они очень бедные. И, само собой, они мастера «художественного» торга. Это вроде как игра. И у вас здесь не самые завидные позиции.
- Специально для девушек. Не по-восточному уверенных женщин не любят и стараются преступно обсчитать в любой подходящий момент (с любезной улыбкой). Не то, чтобы я очень самоуверенная, но на напор ответить могу жестко… вобщем, делать этого не стоит, т.к. марроканцы от этого станут только наглее и напористей. Впрочем, обсчитать туристов - это самая гадкая «гадость» - ни с чем более серьезным мы не сталкивались. Ценится женская скромность. Не любят, к слову, и неуверенных мужчин. Когда на рынке мой муж нашел прекрасную «отмазку» на приставания продавца и с видом жертвы победившего матриархата произнес: «я не знаю, моя жена все решает», - у торговца моментально случился культурный шок. «Тогда, до свидания!» - презрительно произнес бородач. И с не скрываемым осуждением посмотрел на меня и мужа.
- Отдельная тема - дорожные знаки и указатели. Они практически отсутствуют. После часовой езды кругами в поисках аэропорта мы, наконец, бросили эту затею. Добрались по небесным знакам - по следам самолетов в небе.
На этом рутинную часть своего повествования заканчиваю, и перехожу к приятной. Настоящей нашей мечтой было добраться самостоятельно до пустыни. Проехав порядка 800 км по извилистым горным дрогам (дороги в Марокко образцово-показательные), насладившись пейзажами гор Атлас, промчавшись вдоль лабиринтов песочных поселков и зарослям кактусов, оазисам пальм, мы провели одну ночь на ферме французских экспатов, а еще одну на постоялом дворе колоритного араба по имени Азиз. Азиз говорит, что ему не нужно ехать в Европу - "Европа сама приезжает ко мне" (указывая на нас). Азиз гордится, как и большинство марроканцев, своим королем Мухамедом ("Во всей Африке творится сейчас черте-что, только в Марокко всегда спокойно"), а перед сном любит выпить кофе с розмарином на терассе, глядя на могучие горные рельефы . По ночам Азиз "включает дождь" - искусственное орошение, и весь его огромный сад наполняется непривычным здесь шелестением мокрых листьев ("Се плер, мэ ле съел е клер" -"Дождь идет, а небо чистое" -довольно приговаривает Азиз).Когда мы добрались до Мерзуги, было +46 градусов жары. Там мы нашли гостиницу, где можно оставить машину и отправились с провожатым на верблюдах... в пустыню. 2,5 часа по нежно-желтой дюне - и мы в мини-деревушке берберов. Нам выделили отдельный тент с матрасом (шикарно!), но было так жарко, что пришлось вытащить матрас и спать под открытым небом. И надо сказать, это невероятное ощущение звездной Африканской ночи для меня - самое главное, и самое настоящее воспоминание о Марокко.Чуство отсутствия потолка, границ, отсутствия привычных пространственных ограничений. И миллионы звезд. Словом, все наши мытарства стоили одной такой ночи. Как будто то, что было до пустыни - просто незамысловатый европейский туризм, очень поверхностный, а вот в пустыне уже началось настоящее путешествие. И оно длится до сих пор, хоть мы уже и не в Африке.
P.S. Все фото сделаны на мыльницу.