Про одну литературную игру и одного моего старого приятеля

Jan 21, 2014 15:30

С Евгением Самойловичем (по документам - Самуиловичем) Хазановым, джентльменом, переводчиком и большим шутником, я познакомилась в Эйлате в 1996-м, примчавшись туда зализывать глубокие душевные раны. Друг и попутчик Е.С., зубной врач Арнольд Борисович, подтрунивая, грозился поведать мне, в каком году "у Жени появилась первая любовница". Поскольку Евгений Самойлович "продолжал хулиганить" (что бы это ни означало) дата была озвучена: 39-ый год. Примерно.

Из чего с легкостью можно сделать вывод о том, что Евгений Самойлович - ловелас что Евгений Самойлович в пору нашей первой встречи с ним был уже далеко не мальчишкой.

Подружившись во время поездки, с тех пор мы всегда обменивались телефонными звонками, поздравляя друг друга с новыми годами и днями рождений. Я раза три или четыре была у Евгения Самойловича в гостях. Мы слушали старый джаз на виниловых пластинках, пили чай и смаковали шедевры холостяцкой кухни.
Однажды, лет 7 назад, я подарила Е.С. мобильный телефон - потому что беспокоилась, когда его городской не отвечал. Кажется, он до сих пор пользуется именно этим, дряхлым уже, аппаратом.

День рождения у Евгения Самойловича 7-го января, как и у моего отца (истории известны и еще персонажи!). В этом году ему исполнялось 87 лет. Когда прошел Новый год и наступило 7-е, я попыталась поздравить Е.С. с очередным прожитым годом, но обнаружила, что в старом мобильнике, где был записан его номер, накрылась зарядка. Я просто не могла добраться до нужных мне цифр. Погоревав и посетовав, что ленюсь, не перекачиваю контакты и не веду бумажных записей, я решила, что "подумаю об этом позже".

Дня через два у меня раздался звонок - Евгений Самойлович переживал, что я впервые за много лет не поздравила его с праздником и... спрашивал, всё ли у меня в порядке... "У меня, Олечка, уже возникли нехорошие предчувствия! Однажды вот точно так же мне человек не позвонил в мой день рождения, хотя до этого всегда звонил - и выяснилось, что этого человека не стало... Ах, если бы вы знали, как я рад слышать Вас в добром здравии!"

***

Евгений Самойлович всегда галантен, всегда найдет к женщине подход:

- Олечка, Вы же знаете, я всегда говорю - если б Вы были постарше, ну или я помоложе...
- Нет уж, Евгений Самойлович. Лучше вы к нам.

В эту ролевую игру - "старый поклонник и юная чаровница" - мы периодически, с обоюдным удовольствием, играем - хотя познакомились, когда "чаровнице" было приблизительно в два раза меньше лет, чем сейчас
(в размерах одежды я, с вашего позволения, не буду считать).

***

Помню, гуляли по Эйлату, и Евгений Самойлович бодро зачитывал хулиганские стишки:

Стиль баттерфляй на водной глади
Нам демонстрируют три... девы.
Плывут направо и налево
В большом бассейне в Ленинграде.

Иван Иваныч издавна
Носил с собой кусок... газеты.
Была ему газета эта
Для просвещения нужна.

На виноградниках Шабли
Пажи графиню... развлекали:
Сначала ей стихи читали,
А после в церковь повели.

А вот еще вариант. Автор известен - сам Евгений Самойлович:

Маркиз Додо, играя в теннис,
Ушиб себе ракеткой... палец.
Он был горяч, как португалец,
И вмиг вскипел, от гнева пенясь.

skuzn, когда я упомянула на фейсбуке эти четверостишия, попросил меня узнать, когда именно они писались. Я с пристрастием допросила Евгения Самойловича, и он сказал, что не может точно назвать время, но это было "приблизительно в пятидесятых". Он никогда не видел этих стишков на бумаге - они всегда передавались изустно. Из предполагаемых авторов назывался Твардовский, но точно никто из круга Евгения Самойловича имен не знал. Он называет этот цикл "Парижская весна". Как мне кажется, это название плохо вяжется с Иван Иванычем и куском газеты - хотя, мало ли, вдруг Иван Иваныч проживал в Париже и газеты читал на чистейшем французском...

А вот стишок, который Евгений Самойлович сочинил по случаю настигших его проблем со здоровьем
(тоже помню наизусть с 1996-го).

Играя в солнечных лучах
Бежит мочи струя златая.
Сдавай мочу в начале мая!
Я сдал позднее - и зачах.

***

Кажется, я понимаю, почему Евгений Самойлович так хорошо ко мне относится. Во-первых, конечно, из-за моей молодости и красоты. А во-вторых - из-за моей любимой частушки, прочитанной ему в ответ:

Самолет летит на запад,
Солженицын в нем сидит.
- Вот-те, нате, хуй в томате, -
Бёлль, встречая, говорит.

P.S. Если кто-нибудь может указать авторов приведенных здесь четверостиший или указать на неточности в текстах и фактах, буду благодарна.
Previous post
Up