История капоэйра (capoeira)

Nov 17, 2010 15:11

Источник: http://www.capoeira-spb.ru/
Школа капоэйра (Capoeira School) в Санкт-Петербурге

История


12 октября 1492 года три каравеллы Христофора Колумба - «Нинья», «Пинта» и «Санта Мария» - встали на рейде острова Самана. Поиски кратчайшего морского пути в Индию, поиски золота, пряностей и драгоценной слоновой кости привели потрепанную бурями и штормами Атлантики, но не с давшуюся эскадру к благословенным берегам Америки. Пушечный залп и взметнувшийся над бухтой испанский стяг ознаменовали начало новой эры - эры эспано-португальской Конкисты.


9 марта 1500 г. из Лиссабона в Восточную Индию вышла большая торгово-военная экспедиция на 13 кораблях с экипажем около 1500 человек, из них более 1000 «отборного и хорошо вооруженного люда». Цель ее - установить торговые отношения с Индией по возможности мирными средствами, но «...не прекращать, несмотря на любое сопротивление, это предприятие». Главнокомандующим эскадры («капитанмор») Мануэл-I назначил Педру Алвариш Кабрал (Pedro Alvares Cabral (1460-1526)).

Однако, по пути в Индию Кабрал отклонился от курса, достиг берегов Бразилии. Он назвал ее Землей Вера-Круш («Истинного Креста»), ошибочно приняв за остров.

Открытие португальцами Бразилии 22 апреля 1500 г. было делом счастливого случая.

1 мая 1500 г. Кабрал послал в Лиссабон на малом судне капитана Гашпара Лемуша с отчетом Мануэлу-I о ходе экспедиции и открытии «острова Вера-Круш» и с несколькими попугаями. Эти диковинные птицы произвели наибольшее впечатление и за «островом» на десятилетия утвердилось название «страна попугаев».


Для не знавших рабства индейцев начался обратный отсчет времени. Цивилизаторы всех времен и народов всегда действуют по одному и тому же сценарию: вначале приходят торговцы и строят фактории, за ними - военные, возводящие укрепления и форты, потом - плантаторы, планомерно и целеустремленно истребляющие местное население… Не стала исключением и Бразилия: следом за торговыми судами Кабрала в море ушли стопушечные португальские галеоны водоизмещением 1550 тонн, каждый из которых усиливался полутысячным отрядом закованных в латы «рейнджеров». Вскоре все восточное побережье Бразилии превратилось в одну гигантскую плантацию, а невольники из числа местных индейцев стали умирать «как мухи». После того как большая часть туземного населения была истреблена, взоры колонистов обратились к «естественному» и практически неисчерпаемому рынку рабочей силы - Черной Африке.

По самым скромным подсчетам, одна только Португалия угнала в рабство не менее четырех миллионов черных рабов. И мы никогда не узнаем, сколько пленников и пленниц погибло во время изнурительного морского «путешествия». Центрами работорговли стали Рио, Ресифи и Сальвадор, основанный в 1549 году и более двух веков бывший столицей плантаторского края. Именно здесь, как полагают многие исследователи, и следует искать корни афро-бразильской капоэйры.

Где появилась капоэйра?

Новая субкультура рождалась в плавильных печах невольничьих бараков, вернее, загонов для человеческого скота. Создателями капоэйры были бесправные черные рабы, оторванные от собственной - пусть даже и примитивной по меркам «просвященных рабовладельцев культуры, не знавшие письменности, общавшиеся подчас исключительно на языке жестов и не знавшие иных развлечений, кроме танца. Именно танец - танец-бой, танец-ритуал и танец-обряд - и лежит в основе боевой традиции капоэйры.


В пользу ритуально-обрядовой теории происхождения капоэйры свидетельствует тот факт, что во многих этнологических исследованиях ученных-африканистов упоминается некий обрядовый танец, главные танцевальные па которого удивительнейшим образом совпадают с основными движениями капоэйриста. В 1967 году Л. Каскудо обнародовал сенсационные результаты собственных исследований, согласно которым капоэйра (с последующими изменениями, дополнениями и модернизацией) была «импортирована» из Африки практически в готовом виде, хотя и была известна там под другим названием - танец зебры (n'golo)! Молодые воины-мукупе танцевали n'golo во время enfundala - обряда инициации африканских девушек, сохранившегося у многих племен в практически неизменном виде. Победителя ждала достойная награда: возможность выбора приглянувшейся ему невесты без подношений ее родителям и практически без выкупа-калыма - этого необыкновенно живучего в наши дни родоплеменного пережитка.

Эта версия имеет право на существование, хотя во многих исследованиях - прежде всего в блестящем труде В. Рего «Capoeira angola» - подвергается серьезному сомнению не сам факт существования ритуальных, обрядовых или боевых танцев у воинов африканских племен, а привязка капоэйры только к одному региону (Юго-Западная Африка), только к одной боевой традиции (танец Зебр) и только к одной или нескольким этническим группам (овим-бунду, амбунду, конго…)

Не менее популярной считается гипотеза, согласно которой капоэйра изначально «задумывалась» как средство сомообороны без оружия, а в целях конспирации «маскировалась» ее создателями под воинственный африканский танец. Надо сказать что небесспорная теория замаскированного боевого искусства в принципе принимается некоторыми исследователями, хотя наиболее яростные ее оппоненты всегда приводят главный и убийственный контрдовод: не было никакой нужды маскировать приемы рукопашного боя таким экзотическим образом по той простой причине, что любые проявления национальной культуры, включая африканские песни и пляски, находились под строжайшим запретом колонизаторов.

Капоэйра в осаде

Было бы странно, если бы капоэйристы сумели обойтись без красочных преданий, сказок для взрослых и прочих не менее «правдивых» историй. Именно такой большой и красивой легендой и представляется капоэйра 17 века. Мы можем только гадать, каким образом развивалось искусство афро-бразильского боя на протяжении более чем 100 лет, ибо какой-либо достоверной информации по этому поводу, равно как и письменных источников или свидетельств очевидцев, попросту не существует.

Достоверно же известно следующее. Весь 17 век прошел под знаком больших и малых колониальных войн с периодическим перемещением главного театра боевых действий то в Африку, то в Америку, то в Европу. В разброде и сумятице осадного или военного положения рабам удавалось совершать побеги, сбиваясь в мелкие или крупные банды и отряды. Известно также, что на территории современной Бразили было не менее десяти крупных районов, полностью контролируемых беглыми. Они вошли в историю как киломбуш - повстанческие селения. Уместно предположить, что в отрядах самообороны, испытывавших нехватку холодного оружия, практиковалось обучение приемам рукопашного боя, приемам защиты и нападения без оружия. Этим искусством безоружного боя вполне могла быть и капоэйра - и, скорее всего, она им и была.

Развитие капоэйры этого периода неразрывно связано с легендарной фигурой и главным героем народного капоэйристского эпоса - Зумби.

Это бразильская вариация на тему явления народу всенародного заступника и защитника униженных и оскорбленных, мечта о вожде и стратеге, подобном фракийскому Спартаку или английскому Робину Гуду. Считается, что Зумби душ Палмереш возглавлял один из крупнейших партизанских отрядов беглых рабов, дислоцировавшихся на территории современного штата Алагоа в Киломбуш душ Палмереш и просуществовавших в условиях правительственной блокады без малого семь десятков лет...

Какой была капоэйра раньше?

Однако в капоэйре двухсотлетней давности не практиковались акробатические удары и прыжки. Ни один из корреспондентов не оставил каких-либо упоминаний о «высоких» ударах ногами, и бросках с использованием ног, поскольку техники «игры на земле» в то время, по всей видимости не существовало. Но вы удивитесь еще больше, если узнаете, что, ни в одном из письменных источников тех лет, так или иначе связанных с искусством капоэйры, не упоминается беримбау, вернее не сохранилось ни одного свидетельства об особой роли этого инструмента при проведении поединка! Понадобились века, чтобы музыка и движение слились в одно гармоничное целое - современную капоэйру.

400 лет капоэйра, гонимая с инквизиторской методичностью огнем, мечом и каленным железом, все же выжила благодаря культивируемой в этом виде боевых единоборств гибкости - как в прямом, так и в переносном смысле! Капоэйра Баии первой четверти минувшего века уже во многом напоминала ту, что так популярна сегодня во всем мире. По крайней мере, вполне узнаваемы приему из арсенала игры на земле и в стойке, а также отдельные акробатические движения - например, классическое «Колесо». К тому времени вполне сложились ритуал и церемония проведения поединка и прочно закрепились такие его неотъемлемые компоненты, как рода ди капоэйра и беримбау…

Такой, какой мы привыкли видеть капоэйру сегодня, является заслугой Местре Бимбы. Это имя свято для любого капоэйриста. В конце 40-х местре Бимба и его ученики исколесили пол-Бразилии и победили всех, кого только можно было победить. Это показательное турне подняло авторитет местре и его школы на недосягаемую высоту. В 1953 году Местре Бимба был приглашен в президенсткий дворец для показательного выступления перед избранным на второй срок Жутулиу Варгасом. После представления президент подошел к местре, обнял его за плечи и произнес: «Да, теперь я вижу, что капоэйра - наш единственный национальный вид спорта!»

После столь триумфального выступления в президентском дворце капоэйра была легализована и ее гонения, наконец, закончились. Это дало ей возможность легко и быстро интегрироваться во все слои населения и распространиться по всей Бразилии и за ее пределами. На сегодняшний день существует огромное количество школ капоэйры, она становится все более популярной во всем мире, и приобретает все новых и новых поклонников.*

*Текст взят из книги Антонио Мачадо «Капоэйра»

Previous post Next post
Up